Национализм в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Что думают об этом слове? Во многих головах сложилось то, что это слово несет в себе что-то «плохое». Это слово смешали с такими словами как фашизм, шовинизм, расизм. На слуху многих национализм - это идеология, пропагандирующая национальную исключительность и ненависть к другим нациям. Но так ли это?
Существует и обратная сторона национализма – любовь к своей нации, преданность культуре своей нации, стремление к национальной независимости.

Вложенные файлы: 1 файл

Национализм в современном мире.docx

— 54.75 Кб (Скачать файл)

Крах коммунистической идеи создал ощутимый дефицит силы на идеологическом пространстве Евразии, в результате чего национализм вновь поднял голову. Турция в 90-е годы ХХ века поддерживала этнически и цивилизационно близкие  народы Центральной Азии и Кавказа  в их стремлении к независимости  от России, думая, что сможет стать  для них своего рода национально-идеологической метрополией. Однако такая политика обернулась ростом недоверия со стороны  соседей, а также тяжелыми экономическими последствиями из-за безответственной растраты средств в “тюркских  проектах”. Десятилетие триумфа  пантюркизма закончилось серией экономических кризисов, инфляцией  на уровне 100 % в год и провалом всех политических сил, находившихся у  власти в 90-е годы ХХ века, на выборах 2002 года.

В настоящее время турецкий национализм питается двумя факторами: с одной стороны — курдской и кипрской проблемами, которые дополняются  поддержкой Азербайджана в нагорно-карабахском  конфликте, а с другой — непреодолимыми трудностями, связанными с вхождением Турции в состав ЕС. Однако вряд ли можно  говорить о сохранении за этой идеологией ведущей роли в политике государства. С 2002 года у власти находится партия, опирающаяся на возрождение духовных традиций, видящая Турцию скорее в  качестве неотъемлемой части ближневосточной  цивилизации и шире — Евразии. Отказ правящей элиты от примата  этнонационализма позволил наладить отношения  с Россией, Ираном и арабскими  странами, способствует разрешению курдской проблемы внутри страны.

 

 

Арабский национализм 

Арабский национализм  возник на основе антиколониального  движения во второй половине XIX — начале ХХ века. Так же как и в случае с Турцией, у простых арабов преобладала  племенная и религиозная идентичности, в то время как национализм  завоевывал популярность в основном у элиты. В первую очередь это  касалось армейских офицеров, имевших  наиболее тесные связи с Европой  из-за необходимости ознакомления с  новейшими образцами вооружения, техники и военной науки. Именно офицеры встают в авангарде освободительного движения и добиваются полной независимости  своих стран в середине ХХ века под лозунгами национализма, секуляризма25, этатизма и борьбы с колониальным наследием прошлого. Арабский национализм является модернистским движением, призванным ликвидировать отсталость и разобщенность народов Ближнего Востока. Помимо достижения паритета с ведущими странами мира при помощи идеологии, зарекомендовавшей себя с положительной стороны в Европе, данный национализм также ставит перед собой задачу преодолеть разногласия между различными религиозными группами арабов: суннитами, шиитами, христианами, друзами — и сплотить их вокруг единой национальной идеи.

Наличие общего противника на Ближнем Востоке сблизило позиции  националистов и СССР, который  поддерживал национализацию иностранных  компаний, являлся выгодным партнером  на рынке вооружений и технологий. Кроме того, новый союзник мог  удовлетворить спрос на военное  и техническое образование молодых  людей из освободившихся стран. Декларируемая  универсальность советской экономической  модели социализма не вступала в противоречия с национализмом.

Немаловажную роль в становлении  этих идей сыграло также создание Государства Израиль и оккупация  им палестинских территорий. Именно сионизм  становится тем самым фактором явной  национальной угрозы, который способствует сплочению арабской нации. Особое впечатление  на военные элиты арабов произвела  первая арабо-израильская война 1948 года — и завершение антиколониальной борьбы евреев против англичан, и быстрая  победа Израиля над разобщенными армиями арабских стран. Причину  этих успехов они видели в единении мировой еврейской нации перед  лицом врага, то есть в идеологии  еврейского национализма — сионизме. Именно в 1947–1949 годах в арабских странах создаются офицерские националистические организации, которым суждено, будет прийти к власти в 50-е годы ХХ века.

Национализм становится самой  популярной идеологией в арабских странах  — в 50–70-х годах ХХ века. Объединение  арабов в одно государство и совместное освобождения Палестины от иноэтнических  оккупантов казались неразрывно связанными между собой и реально достижимыми  не только политической элите, но и  народам. Однако, как показала история, сбыться этим мечтам было не суждено. Арабские страны не смогли в достаточной  степени объединить свои усилия для  борьбы с Израилем, итогом чего стали  поражения в трех последующих  войнах. Не удалось достичь успехов  ни в экономической интеграции, ни в урегулировании социального кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Многие считают национализм - одной из мощных сил современности. Идеи национализма по степени влияния сравнивают с идеями либерализма и демократии. Национализму посвящены, особенно на Западе, многочисленные работы политологов, антропологов, политических и социальных психологов. Внимание к нему было связано с антиколониальным движением, ростом этнического самосознания в развитых индустриальных странах, с национальными движениями, в том числе на постсоветском пространстве. Среди политиков, ученых, общественных деятелей, вовлеченных в национальные движения, идут споры. С одной стороны, нельзя не признать справедливым стремление людей сохранить целостность своего народа, его язык, культуру, с другой стороны, многие считают, что ориентация на сохранение культурной специфики этносов часто перерастает в требование определенных преимуществ для них, служит целям обоснования неравенства в гражданских правах, а поиски традиционных корней, ведущие к архаизации, препятствуют процессам модернизации и демократизации.

В целом, в настоящее время  непосредственная угроза для демократических  свобод, исходящая от радикально настроенного националистического движения, представляется несущественной. В то же время, существует возможность постепенного сдвига режима в сторону более радикальных  форм националистической идеологии  в силу некоторых экономических  и социальных причин.

В завершении хочется отметить, что решение проблем, связанных с этническими конфликтами, столкновениями, основанными на национальной вражде, не безнадежно, и выход из этих проблем возможен при последовательной политике государства.

Я считаю, что люди разных национальностей вполне могут уживаться друг с другом, если одна нация не ставит себя выше другой, или национальная принадлежность человека не выпячивается, как главная и основная характеристика, если язык и культура каждой нации могут свободно развиваться, если люди разных национальностей уважительно относятся к обычаям и традициям друг друга.

 

 

Литература

1. Некоторые серьезные современные  исследователи национализма напрямую  заявляют, что национализм — это  в первую очередь ксенофобия. Хобсбаум Э. Принцип этнической  принадлежности и национализм  в современной Европе // Нации  и национализм. М., 2002. С. 345.

2. Иноземцев В. Л. Вестернизация  как глобализация и “глобализация”  как американизация // Вопросы философии.  2004. № 4. С. 58–69.

3. См., например, Attali J. Lignes d’horizon. 1989; Fukuyama F. The End of History and the Last Man. 1992 и другие работы авторов.

4. Наилучшим произведением, отражающим  такую точку зрения, можно считать  П. Бьюкенен. Смерть Запада. М., 2004.

5. В данном случае слово “цивилизация”  используется в своем первом  значении, как антитеза дикости,  варварству. См. также примеч. 9.

6. Бьюкенен П. Указ. соч. С. 280–310.

7. Французский национализм, созданный  на основе идей философской  школы Просвещения.

8. Отказ от католицизма в пользу  национальных протестантских церквей  — пример Швеции, Великобритании, Финляндии.

9. У подавляющего большинства  низов общества Османской империи  преобладала религиозная (например, мусульмане) и племенная идентичности, в то время как у элиты  — имперская (османы). Слово “турок”  означало принадлежность к племенным  союзам тюрок-кочевников Анатолии  и Северного Ирака. См., например, Lewis B. The Emergence of Modern Turkey. L., 1961. P. 32.

10. Сотниченко А. А. Малая Азия  в контексте геополитики // Материалы  научной конференции “Россия  и тюркский мир” 24 ноября 2001 г.  Санкт-Петербург, БАН. СПб., 2003. С. 64–68.

11. Лудшвейт Е.Ф. Турция. Экономико-географический  очерк. М., 1955. С. 6.

12. Хаусхофер К. Границы в их  географическом и политическом  значении // О геополитике. М., 2001. С. 15–250.

13. Хобсбаум Э. Указ. соч. С. 344.

14. То есть секуляризм.

15. Atatu#rk’u#n so#ylev ve demeCleri. I–III. Ankara, 1989. S. 230 (I).

16. Подробнее о нем и его  идеях см.: Фадеева И. Л. От  империи к национальному государству.  М., 2001.

17. Подробнее см.: Лазарев М. С.  Курдистан и курдский вопрос (1923–1945). М., 2005.

18. Подробнее о влиянии образования  Государства Израиль и роли  итогов первой арабо-израильской  войны и сионизма в формировании  идей арабского национализма  см.: Gamal Abdel Nasser. Egypt’s Liberation: The Philosophy of the Revolution. Public Affairs Press, 1955.

19. Заметим, что роль ООН как  политического института в современном  мире неуклонно снижается, а  ее функции зачастую берут  на себя другие организации,  чей нейтралитет может быть  в значительной степени поставлен  под сомнение.

20. “Там, к востоку от Суэца,  злу с добром — цена одна, // Десять заповедей — сказки, и кто жаждет — пьет до  дна”. Киплинг Р. Мандалай. // Рассказы; Стихотворения. Пер. с англ. Л., 1989.

21. И. Берлин. Две концепции свободы  // Современный либерализм. М., 1998. С. 43.

22. “Но Нафанаил сказал ему:  из Назарета может ли быть  что доброе? Филипп говорит ему:  пойди и посмотри. Иисус, увидев  идущего к Нему Нафанаила, говорит  о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства”. Ин. 1. 46–47.

23. По вопросу о Русской Православной  церкви как элементе традиционной  культуры было проведено исследование  Волковой М. А., в результате  которого автор приходит к  выводу, что в современной России  роль церкви низводится до  обеспечения красочности внешней  обрядности повседневной жизни.  Подробнее см.: Волкова М. А.  Православие и ислам в зеркале  современных российских печатных  медиа. Доклад на III Международной  научной конференции “Религия  в международных отношениях”  23.11.2007// http://mavolk. livejournal.com/116522.html.

24. Темы сибирского сепаратизма,  отделения Санкт-Петербурга и  Ленинградской области от России  широко обсуждались в прессе. См., например: Сибирский сепаратизм: миф или реальность? (блог пользователя: lj samir74, сайт Вольный Петербург  и др.).

1 Фукуяма Ф.  «Конец истории и последний человек»  /М,-2004.С.58

2 Таких, как Г. Кон, Ф. Нортон, В. Эбенштейн и др.

3 "Отец" американских академических исследований национализма.

4 Поздняков Э.А. Философия политики. Раздел 3

5 Поздняков Э.А. Философия политики. Раздел 3

6 Поздняков Эльгиз Абдулович (1929) - главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО АН СССР). Доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии естественных наук РФ. Автор большого числа работ по политологии, различным философским проблемам.

7 Немецкий историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «все рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт второй половины XVIII века.

8 Немецкий философ. Один из представителей немецкой классической философии и основателей группы направлений в философии

9 Общественный деятель, историк, публицист и поэт

10 Украинский и русский поэт, прозаик, художник, этнограф

11 Один из лидеров украинского национального движения конца XIX — начала XX века, сторонник идеи государственной независимости Украины. Он выдвинул лозунг «Украина для украинцев»

12 Украинский литературный критик, публицист, политический деятель, философ, идеолог украинского национализма, ориентированного на европейскую расовую гигиену.

13 Вебер М. Хозяйство и общество / Пер. под ред. Л. Г. Ионина. — М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2007. ISBN 5-7598-0333-6

14 Преимущественно дворянство

15 является фундаментальным, самым распространённым, научно обоснованным подходом, в соответствии с которым этнос рассматривается как первозданная общность людей, заявляющая о себе в истории и реальной жизни в неповторимых конкретно-исторических формах. Каждая из этих форм, имея свои особые неповторимые признаки, позволяет определить принадлежность человека к тому или иному этносу и отличить один этнос от другого.

16 известный немецко-американский философ еврейского происхождения, политолог и историк, основоположница теории тоталитаризма.

17 наиболее радикальная часть опирается на национал-социалистические идеи Третьего рейха

18 философский термин, означающий чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач

19 именно в Палестине, а не в других местах

20 В иудаизме слово «машиах» иносказательно означает «царь»

21 законодательным органом власти Израиля

22 Турецкий реформатор, политик, государственный деятель и военачальник; основатель и первый лидер Республиканской народной партии Турции

23 Британский историк-марксист

24 Главный идеолог республиканской Турции

25 Концепция, согласно которой правительство и другие источники права должны существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры.

Информация о работе Национализм в современном мире