Национальная безопасность Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:00, реферат

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что интерес мирового сообщества к проблемам безопасности неуклонно растет, что связано с перманентными кризисными явлениями конца XX - начала XXI в., острота которых напрямую поставила вопрос о дальнейшей судьбе всего человечества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие национальной безопасности……………………………………4
2. Россия в мировом сообществе……………………………………………5
3. Национальные интересы России…………………………………………6
4. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации………....8
5. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации…..12
6. Основные характеристики состояния национальной безопасности…15
7. Военная политика государства…………………………………………15
Заключение………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………....25

Вложенные файлы: 1 файл

политология егор2.docx

— 53.36 Кб (Скачать файл)

-расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации;

-ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;

-создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников;

-нападения (вооруженные провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации, границах ее союзников и в Мировом океане;

-действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности, в том числе путем воспрепятствования работе российских систем государственного и военного управления, на нарушение функционирования стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, контроля космического пространства и обеспечения их боевой устойчивости, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов;

-враждебные, наносящие ущерб военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, информационные действия;

-дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в иностранных государствах;

-международный терроризм.

Основные внутренние угрозы:

-попытка насильственного свержения конституционного строя;

-противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране;

 

-планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

-создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

-незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;

-организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации.

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим  направлением деятельности государства. Главные цели обеспечения военной безопасности - предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации. Российская Федерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира. Военная безопасность Российской Федерации обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов. В современных условиях Российская Федерация исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору (государству либо коалиции государств) в любых условиях. При этом ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные Силы Российской Федерации, рассматривается Российской Федерацией как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира. Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской Федерации ситуациях. Российская Федерация не применит ядерного оружия против государств - участников Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающих ядерным оружием, кроме как в случае нападения на Российскую Федерацию, Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска, ее союзников или на государство, с которым она имеет обязательства в отношении безопасности, осуществляемого или поддерживаемого таким государством, не обладающим ядерным оружием, совместно или при наличии союзнических обязательств с государством, обладающим ядерным оружием.

Основные принципы обеспечения  военной безопасности:

-сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;

-эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них;

-достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности, их рациональное использование;

-соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности;

-ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.

Целям обеспечения военной  безопасности Российской Федерации  служит военная организация государства. Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. В военную организацию государства также входит часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности. Главной целью развития военной организации государства является обеспечение гарантированной защиты национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Руководство строительством, подготовкой и применением военной  организации государства, обеспечением военной безопасности Российской Федерации  осуществляет Президент Российской Федерации, который является Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ресурсами и услугами, осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории Российской Федерации в интересах обороны, а также осуществляет иные функции по обеспечению военной безопасности, установленные федеральным законодательством. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют полномочия по обеспечению военной безопасности, возложенные на них федеральным законодательством. Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и граждане Российской Федерации участвуют в обеспечении военной безопасности в порядке, установленном федеральным законодательством. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации и другими войсками осуществляют руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Министерство обороны Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, разработку концепций строительства и развития других войск, заказы на вооружение и военную технику для них, разрабатывает с участием соответствующих федеральных органов исполнительной власти концепцию развития вооружения, военной и специальной техники и федеральную государственную программу вооружения, а также предложения по государственному оборонному заказу. Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации является основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, координирующим деятельность и организующим взаимодействие Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск по выполнению задач в области обороны. Управления главнокомандующих (командующих) видами (родами) Вооруженных Сил Российской Федерации (войск) осуществляют разработку и реализацию планов строительства и применения видов (родов) Вооруженных Сил Российской Федерации (войск), их оперативной и мобилизационной подготовки, технического оснащения, подготовки кадров, обеспечивают управление войсками (силами) и их повседневную деятельность, развитие системы базирования и инфраструктуры. Управления военных округов (оперативно-стратегические командования) осуществляют управление межвидовыми группировками войск (сил) общего назначения, а также планирование и организацию мероприятий по совместной с другими войсками, воинскими формированиями и органами подготовке к обеспечению военной безопасности в установленных границах ответственности с учетом их задач и единой системы военно-административного деления территории Российской Федерации. Для управления коалиционными группировками войск (сил) согласованным решением органов государственной власти стран - участниц коалиции создаются соответствующие объединенные органы военного управления. В целях централизованного руководства обеспечением военной безопасности Российской Федерации осуществляется единое стратегическое и оперативное планирование применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в интересах обороны, программно-целевое планирование военного строительства, предусматривающее разработку долгосрочных (10-15 лет), среднесрочных (4-5 лет) и краткосрочных (1-2 года) документов. В военной доктрине рассматриваются военно-стратегические и военно-экономические основы, предусматривающие характер войн и вооруженных конфликтов, основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, военно-экономическое обеспечение военной безопасности, международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Национальная безопасность - это многогранное явление, имеющее  неоднозначное толкование в силу заимствования его наименования из западного лексикона, которое  должно рассматриваться: во-первых, как  часть общего явления безопасности, являющегося неотъемлемым условием существования личности, общества и  государства и позволяющего сохранять  накопленные ценности; во-вторых, в  рамках всей совокупности входящих в  многонациональное государство - Российскую Федерацию - наций и национальных групп.

При обеспечении национальной безопасности необходимо рассматривать  сложную многоуровневую функциональную систему национальной безопасности, состоящую из совокупности взаимосвязанных  развивающихся систем (элементов): национальные интересы; угрозы национальным интересам; система обеспечения национальной безопасности (СОНБ).

В современной российской правовой системе национальной безопасности, во-первых, отсутствуют законодательные  определения научных понятий  «национальная безопасность», «угрозы  национальной безопасности», а во-вторых, не отражены реальные и действенные  правовые механизмы адекватного  противодействия новым угрозам  безопасности России. Многие положения  Закона РФ «О безопасности» носят  декларативный характер, так как  отсутствует базовая научно обоснованная Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

 

В целях совершенствования  законодательства в области обеспечения  национальной безопасности необходимо сформировать гибкую правовую систему, адекватно реагирующую на происходящие экономические и социально-политические изменения, обеспечивающую необходимый  уровень национальной безопасности.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Ващекин Н.П., Дезлиев М.И., Урсул А.Д. Безопасность и устойчивое развитие России. М., 2008. – 125 с.
  2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 2008. – 364 с.
  3. Золотарев В.А. Национальная безопасность страны. М., 2008. – 156 с.
  4. Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М., 2007. – 211 с.
  5. Шаваев А.К. Национальная безопасность как сложная комплексная система, ее сущность и структура // Безопасность. 2009. № 1 - 2. – 256 с.
  6. «Военная доктрина РФ» от 5  февраля 2010 года;
  7. «Стратегия национальной безопасности РФ»
  8. www.bmpravo.ru/show_stat.php?stat=587‎
  9. http://www.grandars.ru/student/nac-ekonomika/nacionalnaya-bezopasnost.html
  10. kremlin.ru/acts/4047‎
  11. http://kremlin.ru/by-keyword/78
  12. www.nirsi.ru/84
  13. www.scrf.gov.ru/documents/sections/3/‎
  14. www.scrf.gov.ru/documents/99.html‎
  15. http://ru.wikipedia.org/wiki/Национальнаябезопасность

Информация о работе Национальная безопасность Российской Федерации