Национальная политика в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:38, реферат

Краткое описание

Становление Казахстана как суверенного государства обусловило необходимость создания в стране научно-аналитических институтов и центров, в задачи исследований которых входит комплексный анализ внутренней и внешней политики республики, влияния на ситуацию в стране геополитической обстановки и мировых тенденций.

Вложенные файлы: 1 файл

1.1 Цели и задачи национальной политики РК.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Становление Казахстана как суверенного государства  обусловило необходимость создания в стране научно-аналитических институтов и центров, в задачи исследований которых входит комплексный анализ внутренней и внешней политики республики, влияния на ситуацию в стране геополитической обстановки и мировых тенденций.

В своей научно-аналитической  деятельности, при рассмотрении и  анализе актуальных внутренних и  международных проблем КИСИ стремится  занимать ответственную и взвешенную позицию. Исходя из экспертных оценок событий, происходящих в стране, а также развития ситуации в мире, институт предлагает методы продвижения национальных интересов, модели регионального и международного сотрудничества. В основе исследований лежат идеи национальной консолидации, сбалансированного и эффективного взаимодействия Казахстана с другими государствами на международной арене.

Практическая  актуальность исследования. Современный Казахстан демонстрирует открытость внешнему миру. С каждым днем возрастают его роль и значение в глобальной политике и экономике – благодаря важному геостратегическому положению и наличию значительных ресурсов. Стратегической задачей Казахстана является развитие и углубление стабильных связей в системе международных отношений путем создания благоприятной внешней обстановки и атмосферы безопасности внутри страны, что необходимо для продолжения социально-экономических реформ, сохранения межэтнического и межконфессионального согласия в казахстанском обществе. КИСИ активно содействует формированию объективного, непредвзятого восприятия Казахстана в мире, наращивая международные научные контакты, доводя до зарубежной аудитории цели и задачи внутренней и внешней политики Казахстана и способствуя тем самым дальнейшему укреплению международных позиций нашей страны. Многогранные научные связи КИСИ с зарубежными аналитическими центрами убедительно показывают, что меняющийся внешний облик нашего государства, растущая интенсивность и многообразие его международной жизни, динамичные процессы развития и социально-экономического и политического реформирования с интересом воспринимаются в мире.

Объектом исследования является национальная политика и внешнеполитичекие  приоритеты Казахстана.

Предметом данного  исследования является процесс развития внешней и внутренние политики Казахстана.

Цель работы состоит в определении исторической функции внешней и внутренней политике Казахстана, в сравнительном анализе роли института президентства в осуществлении политической модернизации.

Соответственно  ей, были поставлены следующие основные задачи:

- исследование сущности традиционной структуры национальной политики Казахстана; исследование характера преобразований национальной политике Казахстана;

- проработка модели правовой и экономической модернизации Казахстана с учетом его историко-культурной специфики, с возрождением традиционной структуры Казахстана в рыночных преобразованиях.

- исследование внешнеполитических приоритетов Казахстана, как фактора обеспечения модернизации политической системы Казахстана.

Проводящиеся  в нашей стране реформы, а также конкретные шаги, направленные на дальнейшую демократизацию казахстанского общества, адекватны сложившимся условиям, а внутренняя политика государства свидетельствует о стратегических целях движения по пути гармонизации процесса национально-государственного строительства в Казахстане и интеграционной политики на международном уровне.

Внешняя политика Казахстана характеризуется высокой  степенью активности, что получает свое отражение в деятельности существующих международных и региональных организаций. Республика обладает существенными ресурсами для поддержания благоприятной атмосферы в международных связях. Этим целям служат интенсивные двусторонние и многосторонние контакты, охватывающие вопросы развития торгово-экономических, гуманитарных связей, поддержания стабильности и безопасности. Об этом свидетельствует роль нашей страны в разнообразных международных структурах – ШОС, ОБСЕ, ЕврАзЭС, ОДКБ.

Сегодня Казахстан  демонстрирует поступательный экономический  рост, что позволяет говорить о  том, что наша страна вышла на траекторию стабильного устойчивого развития. Казахстан располагает достаточно развитыми и обеспечивающими динамичные темпы экономического роста топливно-энергетическим и металлургическим комплексами, развитой банковской системой. Необходимо отметить, что среди стран СНГ Казахстан занимает лидирующие позиции по темпам экономических преобразований. Страна ощутимо продвинулась по пути развития рыночной инфраструктуры. Вместе с тем, процессы глобализации и интернационализации производства обусловливают поиск новых форм международного взаимодействия, способных и в дальнейшем обеспечивать устойчивое развитие страны в системе мирохозяйственных связей.

Структура дипломной  работы. Дипломная работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

национальный  внешнеполитический казахстан

 

1. Концепция национальной политики

 

1.1 Цели и задачи национальной политики РК

 

Казахстан является демократическим, унитарным, светским государством, созданным на исконной казахской земле, в котором государствообразующая казахская нация, русские и другие этнические группы стремятся жить в мире и согласии.

Вместе с  тем в прошлом национальная политика российской империи и советского периода сопровождалась многочисленными нарушениями прав народов, фактами прямого геноцида и экологической катастрофой. Власть подозрительно относилась к этническим ценностям и стремилась их унифицировать. Мир и согласие народов, о которых у нас десятилетиями говорили как о совершившемся факте, не всегда соответствовали действительности. Более того, они в основном утверждались силой или в лучшем случае упорным идеологическим давлением, что в свою очередь негативно отражалось на межнациональных отношениях.

Развитие межнациональных  отношений после обретения независимости сопровождалось коренными изменениями роли государства и политических институтов, экономическими реформами, преобразованиями духовно - идеологической жизни. На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывали безработица, бедность, правовой нигилизм, проявления бюрократизма и масштабные миграционные процессы.

В этих условиях национальная политика РК была направлена на смягчение последствий доставшегося от прежнего наследия противоречий и новых социально - экономических проблем. Приоритетное внимание уделялось формированию гражданской общности, адаптации диаспор, оказавшихся за пределами России и других бывших советских республик, к новым политическим реалиям.

Разрешение  противоречий было направлено в русло  мирного решения. Государственная политика опиралась на демократическое, гуманистические традиции ненасилия, толерантности, многовековой опыт совместного проживания народов.

Усилия государства  в сочетании с природной толерантностью народа не позволили деструктивным  силам в стране и за ее пределами использовать пробудившееся национальное самосознание казахов и диаспор в неблаговидных целях. Тем самым было обеспечено единство общества. Стабилизирующую роль играет Ассамблея Народа Казахстана. Возрождаются культурно-духовные традиции и наследие.

Тем не менее, фундаментальные противоречия, доставшиеся от тоталитарного режима, в сфере национальных отношений не решены.

Национальная  политика регулирует и направляет деятельность и отношения между различными этническими сообществами. В демократическом государстве она определяет средства и методы, при помощи которых достигается межэтническое единство на основе экономических, политических и социальных рычагов, культуры и языка.

К сожалению, до сих пор не достаточно понимание  того, что Казахстан – бывшая союзная республика, обладавшая многими признаками классической колонии, и что новое государство теперь надо строить во многих отношениях на принципиально новых основаниях, принципах деколонизации. Получает распространенные ошибочное мнение о том, что с получением независимости проблемы казахского народа решены раз и навсегда. Казахи как лишь упоминаются государствообразующая нация, но нет социальных программ её модернизации, особенно, для сельских, депрессивных и экологически неблагоприятных районов.

Национальная  политика всё ещё не освободилась от советских стереотипов, идеализируется казахстанский опыт межнационального согласия. Национальные проблемы не стали вопросом практики, подменяются навязчивой идеологической пропагандой, лозунгами. Конечно, нет оснований рассматривать межнациональные отношения в стране как исключительно конфликтные. Но отсутствие открытых конфликтов, столкновений не исключает острых противоречий в сфере власти, бизнеса, языка, культуры, конкурентных интересов во многих других сферах общественной жизни.

В обществе формируется  представление о том, что национальной политикой должна заниматься только Ассамблея Народа Казахстана, что снижает ответственность в этом вопросе государственных органов и гражданского общества.

Часто дает о себе знать мнение, о том, что лучшим решением национальных проблем является замалчивания национального вопроса. Выдвижение национальных проблем расценивается как национальный эгоизм. А это способствует накапливанию проблем как причин возможных конфликтов и тревог в будущем.

Актуальность  разработки и принятия «Концепции»  национальной политики Республики Казахстан (далее «Концепции») обусловлена необходимостью определения принципов и задач государственной политики, нацеленной на упрочение единства казахстанского народа в новых этнодемографических, социальных и геополитических условиях, возрастания национального и религиозного самосознания и этнического фактора в мире.

Глобализация  возлагает на молодые государства  особую заботу. Речь идет не только о  конкурентоспособности наций, но и о том, что вне национальных ценностей сегодня ни одна государствообразующая нация не будет чувствовать себя уверенной в будущем. Поскольку внутриэтнические и межэтнические отношения развиваются в рамках формирующейся казахстанской гражданской общности, в основе принципов и задач «Концепции» лежит взаимодействие как гражданского, так и этнического факторов.

Внутренние  и внешние факторы обуславливают  необходимость придания в Казахстане приоритета казахскому языку и культурных ценностей. Особого внимания заслуживает решение социальных проблем казахского народа, подвергавшегося в прошлом дискриминации. Язык и культура диаспор всесторонне развиваются на их исторической родине. Такой дифференцированный подход не ограничивает гражданские права людей, принадлежащих к различным этническим группам, их стремление сохранить свою этническую идентичность и занять достойное место в обществе. Это уточнение отражает реально исторически сложившие положения вещей для всех этнических групп.

«Концепция» опирается на положения Конституции республики Казахстан и общепринятые нормы международного права по защите прав человека и основных свобод лиц, принадлежащих к различным этническим общностям.

В «Концепции»  учтены некоторые идеи и предложения  казахстанских ученых, политических деятелей, представителей общественности.

Следует отметить, что аналогичные концептуальные и программные документы приняты  в России, Украине, Молдове и прибалтийских  государствах.

В целях предупреждения рисков и угроз и укрепления межнационального единства «Концепция» ориентирует государственную политику на учет многообразия интересов и определяет следующие приоритетные цели и задачи:

1. В политической  области:

- общественная стабильность как основа справедливого, демократического решения национальных проблем;

- укрепление  связи с государствами, в которых  проживает казахская диаспора, а  также с государствами, которые  являются исторической родиной  диаспор на основе международных  актов;

- укрепление  всеми представителями этнических  общностей международного имиджа Казахстана;

- совершенствование  системы государственного управления  и местного самоуправления в  целях своевременного и оперативного  решения проблем этнических и  религиозных общностей в населенных  пунктах;

- обеспечение  правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, их языка, культуры и вероисповедания;

- изучение ситуации  в межнациональных отношениях  и выработка научных рекомендации  по предупреждению межнациональных конфликтов;

- объединение  усилий государственных органов и гражданского общества для достижения межэтнического и межконфессионального диалога, укрепления взаимопонимания между людьми различных этнических и религиозных общностей.

- гражданство  Республики Казахстан должно  предоставляться в зависимости  от образования, возраста, профессии, уровня знания государственного языка, наличия финансовых средств, прямых родственных связей.

- в межгосударственных  отношениях системно учитывать  культурно-духовные интересы казахской диаспоры в соответствующих странах.

2. Социально – экономической сфере:

- ввести этническую  статистику, отражающую состояние  этнических общностей;

- преодолеть  деформацию представительства этнических

Информация о работе Национальная политика в РК