Национальная политика в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:38, реферат

Краткое описание

Становление Казахстана как суверенного государства обусловило необходимость создания в стране научно-аналитических институтов и центров, в задачи исследований которых входит комплексный анализ внутренней и внешней политики республики, влияния на ситуацию в стране геополитической обстановки и мировых тенденций.

Вложенные файлы: 1 файл

1.1 Цели и задачи национальной политики РК.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

8. Социально-экономическая  основа единства.

Социально-экономический  фактор является одним из самых сложных, так как здесь наиболее отчетливо  наблюдается расслоение общества по уровню дохода и условиям жизни. Материальное неблагополучие одних и удовлетворенность других вызывает у людей протестные настроения, и в условиях криминализации и коррупции легко переносятся в сферу межнациональных отношений.

Система социальных отношений, складывающаяся в обществе, обладает способностью активизировать этническое самосознание. Несправедливость часто связывают с засильем иностранных инвесторов. Природные богатства не стали основой благосостояния народа. Казахстанцы наблюдают контраст между ситуацией в их стране и странах, где наблюдается огромный подъем национального благосостояния благодаря природным ресурсам.

Особого внимания заслуживает  решение социальных проблем казахского народа, подвергавшегося в прошлом  дискриминации.

9. Взаимосвязь национальной  политики с социально-экономическими, демографическими особенностями и этническим составом регионов страны.

В целях профилактики межэтнических конфликтов и достижения межэтнического согласия в регионах необходимо внимательно изучать  особенности социальной среды. Необходимо проводить мониторинг на основе информации об этническом составе населенных пунктов (село, район, город) расселения этнических общностей и их истории, на базарах, в торговых центрах, ресторанах с этнической спецификой, образовательных учреждениях, этнокультурных центрах и культурных учреждениях и об атмосфере в них.

 

1.2 Основные  направления национальной политики  РК

 

Исходя из обозначенных выше целей и задач, предусматривается  следующие основные направления  государственной национальной политики.

1. В сфере укрепления  институтов межэтнического взаимодействия 

Деятельность государства  в данной сфере будет направлена на обеспечение эффективного участия  Ассамблеи народа Казахстана, этнокультурных объединений и других институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики, а также укреплении государственных органов, обеспечивающих её проведение. Предполагается реализация следующих мер:

— совершенствование  организационной структуры и  механизмов работы АНК и ее территориальных структур;

— создание при АНК  на базе научно-экспертного совета аналитико-исследовательского центра по системному и целенаправленному  исследованию межэтнических отношений;

— создание молодежного  консультативного совета при АНК, работа которого будет направлена на выработку предложений по пропаганде межэтнического согласия и этнокультурной толерантности среди молодежи;

— развитие сети исследовательских  учреждений, обеспечивающих научно-прикладную базу национальной политики государства;

— совершенствование механизмов взаимодействия государственных органов с этнокультурными объединениями, в том числе в области патриотического воспитания, изучения гражданами государственного языка;

— совершенствование  механизма привлечения в систему  государственной службы граждан, обладающих соответствующей квалификацией и способностями, из числа различных этнических групп. При этом важно осуществлять практику выдвижения представителей этнических групп, свободно владеющих государственным языком, на ответственные должности в системе государственной службы;

— регулярное финансирование этнокультурных объединений по линии  государственного социального заказа;

— совершенствование  правовой базы деятельности этнокультурных объединений;

— широкое вовлечение НПО в процесс консолидации общества и культивирования казахстанского патриотизма, распространения идей духовного единства, знаний об истории и культуре народа Казахстана, сохранения его исторического наследия;

— налаживание взаимодействия, эффективной совместной работы государственных структур и НПО по превентивному решению комплекса социальных проблем, способных негативно повлиять на развитие межэтнических, межконфессиональных отношений;

— широкое привлечение  политических партий и общественных объединений к процессу формирования в казахстанском обществе культуры мира и ненасилия на основе толерантности и культурного многообразия.

Перечисленные меры должны способствовать повышению эффективности  институтов межэтнического взаимодействия, укреплению сотрудничества государственных органов и институтов гражданского общества в данной области.

2. В сфере языковой  политики 

Языковая политика призвана создать в стране гармоничное  социолингвистическое пространство, стать  фактором единения народа. Она должна быть направлена на расширение и укрепление социальных и коммуникативных функций государственного языка; сохранение диалоговой функции русского языка; развитие языков других этнических групп. В данном направлении будут приняты следующие меры:

— обеспечение функционирования казахского языка в качестве государственного в делопроизводстве центральных и местных государственных органов;

— развитие правовой базы употребления государственного языка, укрепление его консолидирующей  роли;

— дальнейшее развитие государственного языка через проведение терминологической  и ономастической работы;

— увеличение доли телерадиовещания на казахском языке, развитие интернет-сайтов на государственном языке;

— расширение работ по переводу на казахский язык деловой, художественной и иной литературы;

— установление специальных  требований по овладению государственным  языком для иммигрантов, желающих обрести гражданство РК, создание для них системы языковой подготовки;

— расширение сети центров  обучения государственному языку на уровне городов и районов, в высших учебных заведениях и других учреждениях, в том числе частных;

— формирование системы  мотивации к углубленному изучению казахского языка молодежью, приобщение молодых казахстанцев к культуре и традициям казахского народа;

— совершенствование  методик преподавания казахского языка;

— улучшение качества преподавания казахского языка в  дошкольных учреждениях, школах, вузах;

— дальнейшая поэтапная  реализация культурного проекта  «триединство языков», переход к  полиязычному образованию;

— привлечение этнокультурных объединений к реализации государственных  языковых программ с использованием механизма государственного заказа;

— обеспечение функционирования русского языка в качестве официально употребляемого в государственных  организациях и органах местного самоуправления;

— оказание государственной  поддержки в обучении родному  языку представителям этнических групп;

— содействие и создание условий для функционирования языков этнических групп в сфере культуры и СМИ.

Овладение казахским  языком должно стать естественным стремлением  каждого гражданина. В предстоящие  годы все казахстанцы, особенно подрастающее поколение, должны овладеть государственным языком.

Знание государственного языка должно стать важнейшим  фактором роста личной конкурентоспособности  граждан, карьерного продвижения и  активного участия в общественно-политической жизни. Государство должно создавать условия для изучения государственного языка.

3. В сфере образования  и воспитания

Одними из главных  факторов обеспечения национального  единства в стране являются образование  и воспитание молодого поколения  казахстанцев на ценностях толерантности и согласия. В данном направлении будет принят ряд мер:

— разработка программы  этнокультурного образования, предназначенной  для всех уровней системы непрерывного образования;

— внедрение в дошкольных, средних, профессионально-технических  образовательных учреждениях и высших учебных заведениях интерактивных методов обучения этнокультурной толерантности, формирование устойчивых позитивных стереотипов в отношении представителей инокультурной среды;

— создание условий для  преподавания в школах обязательного учебного курса «Основы религиоведения» в целях повышения уровня информированности и знаний подрастающего поколения в вопросах религии;

— повышение квалификации педагогов и их обеспечение методическими  материалами по проблемам воспитания духовного согласия, основ толерантности и культуры межэтнического общения;

— оказание помощи в разработке и приобретении учебно-методических материалов, распространении периодических  и печатных изданий, трансляции теле- и радиопередач на языках этнических групп в местах их компактного проживания;

— развитие сети школьных музеев исторической, боевой и трудовой славы народа Казахстана;

— расширение реального  взаимодействия школы и родителей  учащихся через проведение внеклассных  мероприятий по этнокультурному  воспитанию, формированию гражданской позиции у подрастающего поколения, толерантности и культуры межэтнического согласия;

— инициирование ежегодной  народно-патриотической акции «Мені  елім», приуроченной к Дню единства народа Казахстана и направленной на консолидацию общества, укрепление казахстанского патриотизма.

Указанные меры должны способствовать дальнейшему упрочению среди  подрастающего поколения идей и  традиций этнической и религиозной  толерантности.

4. В духовно-культурной  сфере

Укреплению межэтнической  интеграции призваны способствовать меры, направленные на приобщение граждан к единым духовно-культурным ценностям и традициям казахстанского общества при условии сохранения культурной самобытности всех этносов. Для этого необходимо:

— совершенствование  организационных форм воскресных школ и школ национального возрождения как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждой этнической группы;

— создание условий для  укрепления института казахстанской  семьи, ее воспитательной роли, в том  числе в сфере сохранения и развития национальных традиций, укоренение в молодежной среде толерантного и уважительного отношения к культурным традициям, языку и ценностям всех этносов, проживающих в Казахстане;

— оказание поддержки  развитию и деятельности национальных (этнических) театров и творческих коллективов;

— активизация работы культурно-просветительских учреждений, направленной на сохранение историко-культурного  наследия казахского народа, дальнейшее взаимообогащение культур этносов  Казахстана;

— содействие широкому распространению знаний об истории и культуре этносов Казахстана;

— обеспечение сохранения культуры, исторического наследия, традиций и самобытности каждого  этноса Казахстана;

— развитие межкультурного диалога и гуманитарного сотрудничества со странами проживания казахской диаспоры, а также со странами, являющимися исторической родиной для казахстанских этносов.

Осуществление этих мер  позволит обеспечить сохранение и развитие этнокультурного многообразия Казахстана, дальнейшую реализацию формулы «Единство — через многообразие».

5. В информационной  сфере

Важными направлениями  должны стать поддержка этнических СМИ, проведение информационно-разъяснительной  работы с целью освещения реализуемой  национальной политики, укрепления патриотизма  и этнокультурной толерантности. Для этого необходимо:

— оказание поддержки  развитию этнических СМИ, расширение практики выхода в них материалов на темы казахстанской идентичности, патриотизма, этнокультурной и межконфессиональной  толерантности;

— содействие производству позитивных информационных продуктов (телепередач, шоу, фильмов, публикаций, роликов и т.д.), пропагандирующих и закрепляющих в общественном сознании консолидирующие духовно-нравственные ценности и общенациональные идеалы;

— расширение использования  в СМИ символов, формирующих у населения чувства принадлежности и сопричастности Казахстану, патриотизма по отношению к государству, уважения к культуре и традициям народа Казахстана, осознания себя в качестве казахстанца;

— соблюдение журналистами этических норм и профессионализма в вопросах освещения межэтнических и межконфессиональных отношений;

— усиление в рамках действующего законодательства работы по предупреждению и пресечению выхода материалов в  СМИ, дестабилизирующих межэтническую ситуацию в стране;

— упорядочение использования в СМИ понятий и терминов, связанных с этнической тематикой.

Предлагаемые меры должны способствовать формированию в общественном сознании устойчивых позитивных моделей  межэтнического и межконфессионального поведения.

Информация о работе Национальная политика в РК