Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 14:28, реферат
Государственная политика призвана стать в большей мере, чем когда бы то ни было, национально-региональной, учитывающей специфику и Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока. Только такая политика в состоянии обеспечить относительно безболезненный переход от по существу унитарного государства, каким был Советский Союз, к федеративному, каким стремится стать новая Россия. Укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету наднациональных ценностей, приближает реализацию общенациональной задачи - возродить великую и сильную державу с демократическими порядками и социально ориентированной экономикой.
Введение......................................................................................................................................... 3
1. Национальная политика в современной России: основные аспекты.................................. 4
1.1. Сущность наций как этносов, роль национального фактора в
обществе и государстве. Перспектива формирования России
как нации – государства.............................................................................................................. 7
1.2. О государственной национальной политике ......................................................................8
2. Формы правления .....................................................................................................................9
2.1. Форма правления в России ...................................................................................................12
Заключение.................................................................................................................................... 14
Список использованной литературы ..........................................................................................16
ФГБОУ ВПО "Мордовский
Государственный Университет
Историко-Социологический институт
Научная работа
"Национальная политика в современной России"
Подготовил:
студент-магистрант ИСИ
Кудашкин М.В.
Саранск 2013
Содержание
Введение......................
1. Национальная политика
в современной России: основные
аспекты.......................
1.1. Сущность наций как
этносов, роль национального
обществе и государстве. Перспектива формирования России
как нации – государства...........
1.2. О государственной
2. Формы правления ..............
2.1. Форма правления в
России .......................
Заключение....................
Список использованной литературы
..............................
Введение.
Еще со времен "Повести временных
лет" известно, что Россия страна
- многонациональная. Но эта непреложная
истина так и не стала основой
для выработки и проведения соответствующей
государственной политики обустройства
народов и культур в
Состояние этнонационального вопроса
в современных условиях доведено
до того, что он чаще всего усиливает
влияние негативных тенденций на
состояние государства и
В конечном итоге главным ориентиром национальной политики Российской Федерации является формирование новой демократической системы национальных отношений, где каждый народ, независимо от его численности, и гражданин, независимо от его национальной принадлежности, должны иметь равные права и равные возможности в своем национальном и личностном самоутверждении в обществе и в государстве, в своем достоинстве и самочувствии, увеличивая тем самым жизненные шансы своего этнонационального и гражданского самоутверждения, используя социальное, культурное и политическое пространства.
Теоретическая наука выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений и процессов Она апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойствам и формам правления. Реальная же жизнь более сложна и многообразна. Конкретные государственно-правовые явления служат внешним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется во времени пространстве. Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекать от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития.
Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.
1. Национальная политика в современной России:
основные аспекты.
Сегодня следует четко обозначить
государственное понимание
Возможности и перспективы национальной политики в России всегда зависели и зависят прежде всего от позиции и понимания сложнейших проблем обустройства народов и культур в российском государстве первым руководителем страны. И в нынешних условиях от Президента страны во многом зависит, какой быть национальной политике, какая модель обустройства народов и культур будет в современной России.
Учитывая все это, хотелось бы видеть в Президенте страны человека, неравнодушного к судьбам как каждого народа независимо от его численности, так и всего многонационального народа России, видеть в нем истинного собирателя всех народов и земель российских. И эти качества В. В. Путин уже продемонстрировал прежде всего во время событий в Дагестане. Не война в Чечне, а военные действия за освобождение Дагестана от террористов и бандитов стала основой роста рейтинга будущего Президента Российской Федерации, роста его популярности и авторитета у граждан всех национальностей нашей страны.
Животрепещущие, близкие для многих
людей этнонациональные проблемы должны
звучать прежде всего из уст руководителей
государства, чтобы они не стали
достоянием толпы и провокаторов.
Важно, чтобы глава государства
российского чаще использовал в
своих выступлениях и докладах терминологию
"многонациональный народ
На фоне трагедии в Чечне, роста
межнационального недоверия, враждебности,
массового нарушения прав человека
(русских и нерусских) по национальному
признаку в различных регионах страны,
взбудораженности национального самосознания
соотечественников в бывших республиках
Советского Союза люди должны увидеть
в Президенте Российской Федерации
своего заступника, гаранта справедливости
и равноправия во всех сферах жизнедеятельности
общества. Руководители государства, руководители
субъектов Федерации должны как
можно чаще говорить о дружбе, сотрудничестве,
о духовном сотворчестве, общности
и близости народов, культур и
религий России, а не науськивать
их друг против друга, как это иногда,
к сожалению, происходит. В этом плане
предстоит более убедительно
и более корректно проработать
вопросы исторической значимости процессов
самобытного развития каждого народа,
а также формирования многонационального,
но единого в своей
В Российской Федерации концептуально
и конституционно определены базовые
принципы демократической национальной
политики, ее основные цели и задачи
на современном этапе, конкретные направления
и механизмы реализации государственной
национальной политики. На смену политике
колонизации, ассимиляции, унификации
и патронажа должна прийти политика
паритета и партнерства как в
отношениях друг с другом, так и
в отношениях с властью. Нет необходимости
вновь писать очередную концепцию
национальной политики. Время концепций
мы уже прошли. Теперь все будет
зависеть от позиции и практических
усилий Президента и всех органов
власти в центре и на местах в
сфере федеративных и национальных
отношений. Российский гражданин любой
национальности должен быть уверен в
том, что Президент России - это
гарант самобытного и равноправного
развития всех народов страны, гарант
единства и общности их духа как
представителей одного народа, одного
государства. Повторяю, представитель
любой из 176 национальностей России,
каждый гражданин страны имеет право
видеть в Президенте России выразителя
интересов и воли как своего народа
(национальной воли), так и всего
многонационального (общенациональной,
гражданской воли) народа Российской
Федерации. Таков статус и каждого
руководителя в краях, областях, автономиях
и в республиках. Пока, к сожалению,
не все соответствуют этому
Президент Российской Федерации, оставаясь русским, призван быть и первым россиянином. Мозаика российского общества очень богата в национальном, религиозном, демографическом, социальном, профессиональном и в иных измерениях. И задачи органов власти в центре и на местах: необходимо дойти до каждой национальности, до каждого человека, почувствовать их боль и надежды, помочь им найти свое место в многонациональном российском обществе. Чтобы человек стал патриотом страны, важно, чтобы он чувствовал себя ее полноценной частью, равноправной во всех измерениях, в т.ч. и в национальном, языковом, культурном, религиозном и т.д. Гражданин не может быть патриотом своей страны, государства в полном смысле этого слова, если он в осуществлении своих повседневных гражданских прав сталкивается с дискриминацией по национальному, культурному, языковому, религиозному и прочим признакам. Гражданин России, являясь представителем той или иной национальности, по сути и по делу - россиянин. Российский поэт, дагестанец Расул Гамзатов сказал мне по этому поводу буквально следующее: "Многонациональность в целом, как и отдельные национальные образования, - это для России вопрос сущности, а не формы". То есть Многонациональность присуща каждой клеточке российского общества. Отсюда комплексный, всеобъемлющий характер самой национальной политики. "политикам, государственным деятелям, законодателю!, чиновникам Российской Федерации важно это: внять, если мы хотим действительно построить в России демократическое, стабильное, благополучное государство. Как говорил в начале века В. Соловьев:
""Национальный вопрос в
России - это вопрос не о существовании,
•""Именно таким должно быть понимание основ национальной политики в Российской Федерации, ее целей:" и задач. Достойное существование каждого каждого гражданина России в российском государстве, обществе - это основа и конечный результат осуществления национальной политики. А насколько мы в своих чувствах, мыслях и в действиях далеки от этого идеала?!
Это вопрос, содержание ответа на который может во многом определить перспективы России - и как общества, и как государства.
С избранием В. В. Путина президентом патриотизм в нашей стране вновь имеет шанс стать созидательной силой для государства, народов и общества. Нынешнему национальному патриотизму во многом присуще разобщение народов и отдельных людей по национальному и религиозному признакам. Истинный национальный и государственный патриотизм раскрывает творческий потенциал каждого народа и объединяет его в общегосударственном масштабе. Государство не может и не должно оставаться посторонним наблюдателем. Россия действительно нуждается в безопасном и созидающем, способном собирать многонациональное российское общество и государство патриотизме. Нам нужен просвещенный патриотизм, патриотизм достоинства каждого народа, каждой культуры, каждого гражданина, патриотизм собирания России, ее возвеличивания созидательными делами, достойным существованием и сосуществованием народов, культур и граждан страны. Для обеспечения господства в общественном и индивидуальном сознании ценностей такого патриотизма необходимы: демократизация государственной и общественной жизни страны, внимательный учет и согласование интересов, потребностей и достоинства всех национальностей страны, выявление и объединение их самобытного потенциала, налаживание межнационального сотрудничества и сотворчества, укрепление единства и жизнеспособности всего российского государства и общества. Отсюда роль и значимость последовательной и систематической работы органов власти и гражданского общества в центре и на местах по выработке и реализации национальной политики современной России. Демократическое обустройство в едином государстве всех народов страны - это коренной вопрос российского государства и общества. В связи с этим считаю необходимым обозначить и учесть в современных условиях следующие направления государственной национальной политики.
1.1. Сущность наций как
этносов, роль национального
Методологически и политически важно разобраться в этих вопросах в новых исторических условиях. Пока тут господствуют два подхода: с одной стороны, нация-этнос преподносится как субстанция мифологическая, духовная, абстрактная, а значит временная, с другой - как жесткая реальность с обязательным набором определенных, достаточно догматичных объективных и субъективных признаков.
Информация о работе Национальная политика в современной России