Национальная политика в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 14:28, реферат

Краткое описание

Государственная политика призвана стать в большей мере, чем когда бы то ни было, национально-региональной, учитывающей специфику и Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока. Только такая политика в состоянии обеспечить относительно безболезненный переход от по существу унитарного государства, каким был Советский Союз, к федеративному, каким стремится стать новая Россия. Укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету наднациональных ценностей, приближает реализацию общенациональной задачи - возродить великую и сильную державу с демократическими порядками и социально ориентированной экономикой.

Содержание

Введение......................................................................................................................................... 3
1. Национальная политика в современной России: основные аспекты.................................. 4
1.1. Сущность наций как этносов, роль национального фактора в
обществе и государстве. Перспектива формирования России
как нации – государства.............................................................................................................. 7
1.2. О государственной национальной политике ......................................................................8
2. Формы правления .....................................................................................................................9
2.1. Форма правления в России ...................................................................................................12
Заключение.................................................................................................................................... 14
Список использованной литературы ..........................................................................................16

Вложенные файлы: 1 файл

Национальная работа.docx

— 41.80 Кб (Скачать файл)

В компетенции высшего представительного  органа власти лежат вопросы законодательства, а также контрольные и надзорные  функции.

Государственное устройство республики строится на принципах демократии и  народного суверенитета. Во-первых, это выборность и сменяемость  органов государственной власти (ротация). Во-вто¬рых, это принцип  народного суверенитета. В-третьих, это принцип разделения властей. В-четвертых, верховенство прав и свобод чело¬века и гражданина. Существует еще несколько принципов, однако са¬мыми основными являются вышеперечисленные. Благодаря этим принци¬пам в государствах, обладающих республиканской формой правления, получили широкое распространение институты непосредственной и представительной демократии, системы сдержек и противовесов между различными ветвями власти и другие государственно-правовые инсти¬туты, присущие демократическому государству.

В целом, форма правления является весьма важным элементом формы государства  в целом. Ведь именно в ней заключено, кому принадле¬жит власть в обществе (пусть иногда формально), а это, в  свою очередь, говорит о развитости или, наоборот, отсталости или кон¬серватизме данного общества.

2.1. Форма правления в  России

Согласно статье 1 Конституции Российской федерации (РФ), «Российская Федерация  – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления».

При подготовке новой Конституции  России отчетливо выделились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о  форме правления. Суть дискуссий  сводилась к альтернативе: президентская  или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных  условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение  элементов различных форм правления. Возникают смешанные, «гибридные»  формы. Данные процессы отражают новые  тенденции современного политического  развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости  государства, придать большую самостоятельность  и стабильность органам исполнительной власти.

Форма правления, то есть порядок организации  и взаимоотношения высших органов  государства, зависит от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т.д.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность  обусловили тот факт, что в РФ в качестве формы правления установлена  президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными  президентскими республиками рядом  особенностей.

Во-первых, наряду с признаками президентской  республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что парламент  может выразить недоверие Правительству, но это не влечет правовых последствий: решение об отставке правительства  принимает Президент. Он вправе не согласиться  с парламентом. В России нижняя палата парламента неоднократно оценивала  работу Правительства как неудовлетворительную, и никаких последствий это  не влекло. Если же в России парламент  попытается настаивать и в течение  трех месяцев вторично выразит недоверие  Правительству (именно такой срок установлен Конституцией) то тем самым поставит под удар: президент вправе выбрать и уволить правительство в отставку или распустить нижнюю палату парламента.

Во-вторых, налицо дисбаланс между  законодательной и президентской  властью существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое  равновесие и устойчивость государственной  власти в целом. В Конституцию  РФ заложена идея об арбитражной власти президента: он арбитр в отношениях всех других публичных институтов. Президент стремится усилить  свои полномочия и за счет парламента (регулирование указами Президента таких вопросов, для которых нужен  закон), и за счет правительства (регулярные вызовы раз в неделю премьер-министра для отчета, прямые указания ему  и министрам, непосредственное руководство  Президента так называемыми силовыми и некоторыми другими министрами). В этих целях президент имеет  и укрепляет собственный аппарат  – Администрацию президента, которая, по существу, поставлена над правительством. Огромная роль этого органа в России несопоставима с ролью подобных органов – «дома президента»  во Франции, администрации Белого дома в США и тем более скромной Канцелярии президента в Германии. Положение парламента принижено (в  том числе путем использования  финансовых и других материальных рычагов  парламента и парламентариев), роль Правительства в основном ограничена хозяйственными вопросами, оно не является центром политического руководства  страной и средоточием исполнительной сласти: ее главой на деле является президент, хотя это не предусмотрено Конституцией. Однако такая большая власть концентрируется  главным образом в центре. Субъекты Федерации, их многие губернаторы часто  выступают с независимых позиций, иногда посылая нечто вроде ультиматумов Президенту.

Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может быть отраженной в механизме государственной  власти, особенно с учетом того, что  в ряде ее республик также существует институт президентства.

Современной форме правления в  РФ предшествовал недолго просуществовавший  симбиоз власти Советов и зарождающейся  президентской власти в Советской  Союзе.

Прошло два срока правления  первого российского президента, легитимно его сменил другой. Этот период был сложным, президентская  форма правления (смешанная форма  правления с доминированием президента) выдержало серьезные испытания. В ее развитии можно выявить «маятниковые»  колебания от «точки» всевластия Советов до «точки» слияния движений «Единство» и «отечество – вся  Россия». Президентская форма правления  стабилизировалась, прошла нереволюционная  передача власти. Президент получил  возможность воздействия на решения  парламента через лояльное большинство  во фракциях Государственной Думы, главы субъектов Федерации больше не образуют мощное объединение в  Совете Федерации. По существу система  президентской власти в России - это уже сформировавшаяся структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся.

Форма государства должна быть представлена именно тремя элементами. Если выдавать за форму государства только какой-то один элемент, то строгой взаимосвязи  между формой государства и ее содержанием не будет.

Современная теория государства и  права как наука может предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления, наметить более реальный прогноз развития этих форм. Не менее важно при  этом учитывать исторические традиции, национальную психологию, религиозность.

Существенные фактические в  форме правления в России произошли  в конце 1998 г. В связи с формированием  нового правительства, которое поддерживает парламент и укрепляет его  позиции.

Заключение.

Вышеизложенное, думается, позволяет  не только понять основные тенденции  нашего национального бытия, его  вероятные перспективы, но и сделать  некоторые общие выводы, сформулировать конкретные предложения, касающиеся межнациональной  консолидации россиян, укрепления государственности  и единства России:

- Общий рост недовольства существующим  положением(социально-экономическим  в первую очередь) выступает  как мощный ускоритель форм  “протестного реагирования” в  различных областях общественной  практике, в том числе и национальных  взаимосвязях. Неудачи и провалы  экономического реформирования  усиливают неприятие проводимой  Центром политики и обуславливают  низкий рейтинг принимаемых правительством  решений. Это стимулирует в  конечном счете центробежные  процессы, национальный и региональный  сепаратизм, создающий угрозу единству  и целостности российского национального  федеративного государства.

- Явственно ощущается необходимость  разработки научной теории гармонизации  национальных отношений и соответствующей  ей программы жизнедеятельности  общества на переходный период  и отдаленную перспективу. Фундамент  концептуального подхода должны  составить идеи национального  центризма(избавление от крайностей  в национальном вопросе во  всех его аспектах) и демократического  федерализма(обеспечение всем национально-  и административно-территориальным  единицам подлинного равноправия).

- Программа практических действий  обязана исходить из юридического  и практического соблюдения национальных  и региональных интересов каждого  субъекта Федерации. Лишь благодаря  этому может быть преодолена  асимметричность нынешнего федеративного  устройства. Особое значение приобретают  согласование и разграничение  полномочий по линиям: Центр - республики, Центр - регионы (края, области, города), а также освоение  специальных механизмов предупреждения  конфликтов между нациями, регионами  с учетом опыта стран, входящих  в СНГ, других европейских государств.

- Важно обратить серьезное внимание  на массовое ущемление потребностей  и нужд этнического характера,  выявленное в большинстве регионов. Данное обстоятельство, если ситуация  не изменится, очевидно, активизирует  как титульные нации, так и  национальные меньшинства в отстаивании  первыми своих прерогатив, а вторыми  элементарных прав, причем любыми  способами, не исключая насилие.  Низкая оценка собственного национального  статуса русскими, их озабоченность  своим будущим в отдельных  регионах чреваты возникновением  синдрома социальной обиды, расширением масштабов русского национального движения, более жестким противодействием антирусским настроениям и акциям.

- Государственная политика призвана  стать в большей мере, чем когда  бы то ни было, национально-региональной, учитывающей специфику и Северного  Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока. Только  такая политика в состоянии  обеспечить относительно безболезненный  переход от по существу унитарного  государства, каким был Советский  Союз, к федеративному, каким стремится  стать новая Россия. Укрепление  самостоятельности регионов, не  противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет  к приоритету наднациональных  ценностей, приближает реализацию  общенациональной задачи - возродить  великую и сильную державу  с демократическими порядками  и социально ориентированной  экономикой.

Все это даст возможность не только правильно оценить сложившуюся  ситуацию, но и во многом предвидеть ее развитие, а значит - преуспеть  в предупреждении межнациональных  трений и конфликтов.

Форма правления – это организация  высших органов государственной  власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в  их формировании и деятельности. В  понятие «форма правления» есть все  основания включить отношения между  государством и населением, между  высшими государственными органами, между этими органами и центрами экономической и политической власти, политическую среду, в которой реализуются  все эти отношения. Форма правления  имеет основополагающее значение конституционно-правового  регулирования организации и  функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

Что касается формы правления в  России, то здесь следует отметить, что она является полупрезидентской  республикой с доминирующим положением президента в системе властей. Существенные фактические изменения в форме  правления. В России (пока что без  изменения конституционных норм) произошли в конце 1998 г. В связи  с формированием нового Правительства, которое поддерживает парламент, и  укреплением позиций последнего. В обстановке глубокого кризиса, охватившего страну, позиции президента ослабляются, а правительства и  парламента усиливаются.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Алексеев С.С. "Государство  и право"

2. Концепция государственной национальной  политики Российской Федерации,  утверждена Указом Президента  Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909. – М., 1999.

3. Материалы III съезда «Ассамблеи  народов России». - М., 2004.

4. Послание Президента Российской  Федерации Федеральному Собранию. - М., 1999.

5. ФЗ РФ “О национально-культурной  автономии” (№ 74 - ФЗ от 17.06.96 г.)

6. ФЗ РФ “О гарантиях прав  коренных малочисленных народов  Российской Федерации” (№ 82 - ФЗ  от 30. 04.99 г.)

7. Абдулатипов Р.Г. Историческая  многонациональность в России: политика, мораль, управление. - М., 1999.

8. Акиева М.Х. Взаимодействие  культур как фактор политической  консолидации общества / Духовно-культурные  процессы в современной России. М., 1998.

9. Зорин В.Ю. Национальная политика  в России: история, проблемы, перспективы.  М.,2003.

10. Иванов В.Н. Россия федеративная (кризис и пути его преодоления). М., ИСПИ РАН, 1999.

11. Михайлов А.В. Национальная  политика государства / Этнографическое  обозрение. - 2003. - № 3. - с.130 - 132.

Информация о работе Национальная политика в современной России