Национальное самосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:14, лекция

Краткое описание

Национальное самосознание – это не только осознание людьми своей принадлежности к определенной нации, ее интересов и отношений с другими нациями, но и разумное понимание ими своего реального национального бытия. Из совокупности национальных чувств, образующих национальное самосознание, прежде всего, необходимо выделить такие как: чувство национальной принадлежности, чувство национальной культуры, чувство национального языка, чувство национального достоинства. Национальное самосознание - совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание и особенности представлений членов национальной общности о своей истории, современном состоянии и перспективах развития, а также о месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними.

Вложенные файлы: 1 файл

Национальное самосознание. docx.docx

— 41.24 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Этнопсихология семейных  отношений.

 

 Психологическая наука  в целом всегда придавала особое  значение изучению важнейшей  ячейки человеческого общества  — семьи. Естественно, не может  обойти ее вниманием и этнопсихология*.

 

 В нашем полиэтническом государстве межнациональные браки — распространенное явление, поэтому необходимо осмысливать психологические особенности людей в разноэтнической семье. И привлекательность такого рода браков, как показывают отдельные исследования, достаточно высока.

 

 Как свидетельствуют  специальные исследования и практика, в семье закладываются основы  отношений личности к представителям  других этнических общностей,  и от того, какими будут эти  отношения, зависит очень многое  в жизни людей. Именно в семье  уже с малого возраста человек  становится носителем традиций  и привычек, социальных и нравственных  цен­ностей той нации, к которой он принадлежит. Когда мы имеем дело с семьей многонациональной, этот процесс происходит далеко не однозначно.

 

 История знает немало  примеров, когда этнические общности, находясь на трудных этапах  своего развития или будучи  достаточно древними по происхождению,  использовали межнациональные браки  для пополнения или укрепления своего генетического потенциала, чтобы выжить или набрать новые силы для последующего развития. Можно, конечно, снисходительно и с юмором относиться к этой проблеме, однако она не такая простая, какой кажется на первый взгляд, поскольку этнические корни так или иначе сказываются, проявляются и иногда становятся источником человеческих трагедий. И наконец, межличностные отношения в семьях, где представлены выходцы из разных этнических общностей, имеют свою специфику.

 

 В семейных отношениях  психологическая наука исследует:

 

 как влияют национально-психологические  особенности на характер межличностных  отношений между супругами, детьми  и другими членами семьи в  ходе совместного проживания, взаимодействия  и общения на выработку принципиально  важных общих решений, специфику  воспитательных и иных воздействий;

 

 в чем состоят национальные  отличия в традициях и способах  формирования национально-своеобразной  личности в семьях, где родители  являются представителями разных  национальностей, с характерными  для каждого из них моральными  и нравственными ценностями, формами  поведения и деятельности, специфическим  мировосприятием и миропониманием;

 

 как анализировать  и правильно оценивать факторы  и причины возникновения конфликтных  отношений между разноэтническими членами семьи.

 

 Каждая этническая  общность вырабатывает свои собственные  представления о том, какими  должны быть эти характеристики  и стремится поддерживать их  в национальном сознании, традициях,  поступках и отношениях представителей  своего народа. Этот процесс достаточно  сложен. Он осуществляется по  своим собственным законам у  каждой этнической общности и  разбивается на ряд последовательных  этапов, включающих:

 

1) первичное знакомство  с семейной жизнью, ее психологией  и формирование общих представлений  о ней, особенно, если вступающие в брак являются представителями разных этнических общностей;

 

2) формирование взглядов  на свою семью как многонациональную;

 

3) реализацию собственных  представлений о многонациональной  семье в браке; 

 

4) накопление опыта семейной  жизни в рамках многонациональной  среды;

 

5) дальнейшее совершенствование  семейных отношений в процессе  закрепления супружеских уз.

 

 При этом первостепенное  значение получают динамика развития  супружеских отношений и их  национальная специфика.

 Человек - субъект сознания  и самосознания. Первое предшествует  возникновению второго. Если сознание  направлено на осознание всей  природы и общественных явлений,  то самосознание преследует цель  осознавать общество и самого  себя, т. е. направлено во внутрь себя. Носителями самосознания выступают не только отдельная личность. Но и классы, этнические группы, нации.

 

 Чувство принадлежности  человека к своей этнической  группе - это важное чувство в  жизни каждого человека, поскольку  осознавая себя членом какой-либо  этнической группы, человек приобретает  чувство психологического равновесия. Члены своей этнической группы  представляются ему близкими  людьми, ему комфортно, так как  он ощущает психологическую поддержку.  Такое проявление этнического  самосознания часто наблюдается  у переселенцев, покинувших свою  этническую территорию и находящихся  среди представителей другого  этноса. Для них чувство одиночества  и неуверенности, возникающие  в окружении другого этноса, компенсируется  осознанием того, что они не одиноки в мире и принадлежат к определенной этнической группе.

 

 Позитивная этническая  идентичность заключается в удовлетворенности  человека своим членством в  этнической общности, в желании  принадлежать ей, гордиться за  достижения своего этноса.

 

 Анализируемая мною  проблема имеет перспективу для  изучения. «Сегодня во весь голос  должна прозвучать деятельность  Ассамблеи Народов Казахстана, по  возрождению национальных центров,  национальных традиций особенно  в малых городах и селах  по воспитанию добрых традиций  народа».

 

 Дом Дружбы Народов  в Костанае, объединил 16 национально-культурных центров области. Среди них такие центры как башкирский, белорусский, азербайджанский, молдавский польский, армянский относятся к малым этническим группам Казахстана, так как по отношению к крупным этническим группам, таким как казахская и русская, они составляют менее 1%.

 

 По данным социологического  исследования из 27 учащихся башкирской  национальности в г.Житикаре ни один ребенок не знает свой родной язык. Без языка нет – нации, этноса. Поэтому в этнопсихологии появились такие новые понятия как: этнонигилизм (полное отрицание этничности), амбивалетная этничность (невыраженная этническая идентичность, которая чаще всего распространена в смешанной этнической среде), манкуртизм (историческое беспамятство), маргиналы (дети от смешанных браков, находящиеся в психологическом дискомфорте и стоящие между дилеммой соотнести себя культурой отца или матери), тип «пришельца» - неофита (не имеют наследственных корней в соответствующей этнической культуре она не составляет их внутреннего духовного достояния).

 

 Насколько развита  «этническая идентичность» т.е.  «чувство принадлежности человека  к своей этнической группе  учащихся Глебовской средней школы? По данным исследования число представителей малых этнических групп составило: башкир - 1, белорусов - 3, азербайджанцев -1, молдован -1, поляков -1, армян-3, чувашей-1, литовцев-2.

 

 Им были заданы следующие  вопросы: 

 

- являются ли они представителями  своего этноса? Ответ «Да» -100% ,

 

- знают ли какие либо  исторические события, национальных  героев своего народа? - Ответ  «Нет» - 100% ,

 

- соблюдают ли в семьях  национальные традиции? Ответ «Да» - 10% ,

 

- знают ли свой родной  язык? Ответ «Нет» - 100% .

 

 На мой взгляд, существование  этноса при таком уровне знания  языка представителями молодого  поколения находится под угрозой.  Поэтому, каждый национальный  центр должен не только вести  информационную деятельность по  изучению обычаев и традиций, а обучать родному языку. Доминантой  для существования этноса, национального  самосознания является язык. А  с возрождения этноса начинается  духовность, нравственность каждого  человека. Предлагаю в каждой  школе открыть центр национальных  культур, где каждый ученик  будет иметь возможность познакомиться  с культурой окружающих его  людей. 

 

 Всего в Глебовской средней школе обучаются учащиеся 12 национальностей – представители 12 культур. Они не только будут знать своих односельчан как сограждан, но и знать культуру и их специфические национальные особенности. Деятельность центра, представленная в программе, направлена на развитие поликультурной, духовно-нравственной личности.

 

 Основное направление  - организация активной деятельности  учащихся по изучению фольклора  разных культур, изучению прогрессивных  традиций каждого народа, формированию  национального менталитета, мировоззрения,  воспитания патриотизма к малой  родине и Родине - Республике Казахстан. 

 

3.2 Программа центра национальных  культур Глебовской средней школы.

 

 Цель:

 

1. Удовлетворение образовательных  запросов всех этносов.

 

 Подготовка учащихся  к жизни в полиэтническом социуме.

 

 Задачи:

 

- глубокое овладение  культурой своего народа,

 

- формирование представления  о многообразии культур в Республике  Казахстан,

 

- воспитание позитивного  отношения к культурным различиям,  способствующим самореализации  отдельной личности,

 

- создание условий для  интеграции учащихся в культуры  других народов,

 

- развитие умений и  навыков продуктивного взаимодействия  с носителями различных культур,

 

- воспитание в духе  мира, этнотолерантности,

 

- воспитание уважения  к истории и культуре других  народов.

 

- формирование осознанных  позитивных ценностных ориентаций  личности по отношению к культурному  наследию Казахстана.

 

 Принципы:

 

 Этнокультурная направленность  образования.

 

 Этнопедагогизация образовательного процесса.

 

 Диалог культур.

 

 Ожидаемый результат:

 

 учащиеся улучшат знания  в формировании культуры межличностных  отношений, которая представляет  собой совокупность мировоззренческих,  нравственных, эстетических ценностей  нашего общества, творчески развивающихся  в процессе общения представителей  различных наций. Мероприятия  по реализации программы(Создание национальных центров: казахского, русского, польского, чувашского, литовского, армянского, башкирского, азербайджанского, немецкого, молдавского, белорусского)  1.Сбор информации по определенному культурному центру. (Каждый класс в начале года выбирает центр и работает в течение года в данном центре) Сентябрь, в течение года

2. Кружок «Национальные  узоры» (Под руковод. родителей). Октябрь, в течение года.

3.Создание клуба интернациональной  дружбы. Переписка с учащимися,  проживающими на родине этноса. Приобретение новых друзей Октябрь

4.Культурное наследие  всех национальностей. 

 «Мое отношение к  сохранению памятников».

(Поиск информации об  исторических памятниках. Оформление стенда). Октябрь к инсценированию национального праздника. Ноябрь

 

6. «Праздник символов  Отечества» Игра-путешествие по  странам центров культур.

 


 

 

 Глобальные  изменения, произошедшие в казахстанском  обществе с конца 90-х годов  XX века, заставляют по-новому углубленно  изучать проблемы этнической  составляющей в условиях процесса  суверенизации государств на  постсоветском пространстве, становления  политико-экономических отношений,  трансформации социальной структуры,  культурного взаимодействия, роста  этнического самосознания и тенденций  национального возрождения. На  современном этапе этнические  процессы выступают основными  индикаторами проявления состояния  общества и этнических групп,  а также уровня государственной  политики.

Необходимо  отметить, что в последнее десятилетие  на постсоветском пространстве наблюдается  процесс активизации этнической составляющей и при этом усложняются  отношения между народами. При  этом выделяются два направления  межэтнических отношений: с одной  стороны среди этносов происходит процесс унификации межкультурных  различий, их интеграции и государств в единое мировое сообщество, глобализации, а с другой стороны одновременно усиливается стремление подчеркнуть  свою национально-культурную самобытность, уникальность своего традиционного  духовного и повседневного образа жизни. Расширение межкультурных взаимосвязей сопровождается растущими проявлениями агрессивного национализма и этнических конфликтов, идут противоположные процессы объединения и распада государств.

Казахстан в условиях исторически сложившегося полиэтничного состава населения и в последнее время тенденций формирования моноэтничности казахстанского общества характеризуется на современном этапе «мирными отношениями» между основными этническими группами, проживающими на территории республики.

В настоящее  время в казахстанской науке  происходит актуализация исследования этнических процессов, остро стоит  вопрос, связанный с возрождением этнического самосознания народов. В русле общепринятых тенденций, характерных для научной мысли постсоветского пространства наблюдается употребление категорий как синонимов понятию «этническое самосознание», таких как этничность, этническая идентичность, национальное самосознание, национальная идентификация и др. В свете этого, казахстанские ученые, рассматривая проблему теоретико-методологического понимания сущности этноса выделяют основополагающие условия его возникновения: общность языка, общность территории, общность истории, общность экономики, общность духовной и материальной культуры, самосознания, менталитета, религии, психологии, демографии. Данные признаки воссоздаются в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, главным образом общность происхождения и тем самым - этническое родство [1, с.148]. В современных исследованиях очень часто границы в определении самосознания и идентичности не проводятся.

Информация о работе Национальное самосознание