Нетрадиционные политические течения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 21:58, реферат

Краткое описание

Идеологическая система должна сформировать собственную теорию исторического процесса, моральные ценности и идеалы. Однако существование в обществе различных классов, интересы которых часто не совпадают, предполагает идеологическую борьбу. С помощью средств массовой информации, системы образования и воспитания, в том числе и религиозного, в обществе ведется идеологическая борьба за внедрение в сознание народа определенного мировоззрения и моральных ценностей.

Содержание

Введение 3
антиглобализм 5
феминизм 8
анархизм 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
Использованная литература 16

Вложенные файлы: 1 файл

реф идеология.docx

— 42.96 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

антиглобализм 5

феминизм 8

анархизм 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

Использованная литература 16

 

 

 

Введение

Идеологическая система  должна сформировать собственную теорию исторического процесса, моральные  ценности и идеалы. Однако существование  в обществе различных классов, интересы которых часто не совпадают, предполагает идеологическую борьбу. С помощью  средств массовой информации, системы  образования и воспитания, в том  числе и религиозного, в обществе ведется идеологическая борьба за внедрение  в сознание народа определенного  мировоззрения и моральных ценностей. Вместе с развитием демократии и теории гуманизма в такую борьбу все чаще вступают малые социальные группы с нетрадиционными идеологиями. Чтобы защищать интересы классов и слоев, идеология должна иметь разработанную систему программных целей и средств их достижения, включающую в свое содержание экономические, политические концепции, и чем больше становится различных взглядов и идей,  тем больше оснований появляется для борьбы, и тем более напряженной становится она. Данный фактор играет решающую роль в формировании современной картины идеологических доктрин, их взаимодействия. Все вышеизложенное и определило актуальность реферата.

Целью реферата является рассмотрение базовых постулатов некоторых современных нетрадиционных идеологий: антиглобализма, феминизма, анархизма. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в реферате:

  • на основе анализа литературы выявить содержание отдельных нетрадиционных идеологических течений, основные направления их развития;
  • изучить особенности влияния идеологий на общественную и политическую жизнь.

Объектом исследования в  работе являются некоторые новые идеологии современности.

Предметом исследования в  являются являются основные, базовые постулаты данных идеологий.

Методологической основой  исследования в работе явились труды  отечественных и зарубежных историков, политологов; а также некоторые нормативные документы Республики Беларусь.

Для решения поставленных задач в реферате использовались следующие методы исследования:

теоретический анализ философской и историко-политической литературы, научных изданий;

анализ и обобщение  собраных сведений по данной теме.

В данной работе рассмотрены  различные нетрадиционные идеологии. Каждой из них соответствует отдельная глава. Всего в реферате шесть глав.

 

антиглобализм

Антиглобализм — политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования  глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО). Антиглобализм часто  путают с альтерглобализмом, то есть альтернативой неолиберальной глобализации. Несмотря на коренные различия в стратегических целях (антиглобалисты стоят на изоляционистских и консервативных позициях, альтерглобалисты — на классической левой платформе, подразумевающей стирание национальных границ), в ежедневной политической практике антиглобалисты и альтерглобалисты обычно действуют вместе.

Более точное название программных целей и  идеологии движения, называемого  антиглобализмом — альтермондиализм. Годом рождения альтермондиализма считают 1999 год, когда произошли первые мощные и скоординированные выступления противников мирового финансового порядка в Сиэтле, во время проведения саммита ВТО. Окончательно движение оформилось с началом проведения собственных оппозиционных съездов, первым из которых был социальный форум в бразильском Порту-Алегри [8].

Антиглобалисты  регулярно проводят в разных странах  мира социальные форумы, различные  акции протеста.

Понятие глобализации вошло в научный  оборот в 90-х годах XX века. Существует множество концепций, объясняющих природу глобализации, её сущность и последствия. Глобализация проявляется во всех основных сферах жизни человеческого общества, в частности она оказывает влияние на формирование политических институтов и протекание политических процессов на различных уровнях. Рассмотрение процесса глобализации актуально, поскольку глобализация является контекстом современного общественного развития.

Идейными  предшественниками антиглобалистов  можно считать «новых левых» 1960-х  — 1970-х годов.

Принято считать, что антиглобализм зародился во Франции. В июне 1998 года несколько французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов объединились в Ассоциацию граждан за налогообложение финансовых операций. Первым проявлением антиглобализма в США стала знаменитая «битва в Сиэтле» в декабре 1999 года. Массовая акция протеста была связана с прохождением конференции ВТО в г. Сиэтл и направлена против политики экономической глобализации.

Позднее в ряды «антиглобалистов» влились: марксисты, пацифисты, защитники животных, анархисты, «зелёные», изоляционисты, представители сексуальных меньшинств, профсоюзные организации, приверженцы  притесняемых религий, представители  молодёжных, экологических, студенческих и антивоенных движений, борцы  за права человека, защитники прав потребителей, националисты, противники абортов, безработные, хиппующие студенты. В 2003 году в мире насчитывалось более 2500 антиглобалистских организаций.

Главными  идеологами современной глобализации стали западные авторы: Карл Поппер (в книге «Открытое общество и  его враги»), Жак Аттали (в книгах «Линия горизонта» и «На пороге нового тысячелетия»), Иммануил Валлерстайн (в книге - «Миро-системный анализ»), Фрэнсис Фукуяма (в книге «Конец истории и последний человек») и Збигнев Бжезински (в книге «Великая шахматная доска») [8].

Основной  тезис антиглобалистов — нынешняя модель глобализации сформирована под  покровительством мирового капитала и  ведёт за собой:

- Растущий  разрыв в доходах, уровне потребления,  здоровья, образования в странах  «золотого миллиарда» и «третьего  мира».

- Недопустимые  условия для работников низкой  квалификации транснациональных  корпораций.

- Доминирование  массовой поп-культуры, подавление  свободного творчества, «стандартизация  умов»

- Потребительское  и хищническое отношение к  природе, попытка «обхода» экологических  проблем, вывоз грязных производств в страны «третьего мира»

- Господство  идеологии неолиберализма в целях  все большей экспансии капитала  по всему миру, формирования из  стран-неучастников «золотого миллиарда» сырьевых придатков т. н. «развитых стран» и т. д.

Этой  модели глобализации противопоставляется  иная — глобальное социальное творчество, совместное решение глобальных проблем, интернационализация, «сетевые структуры» по всему миру и т. д.

С 2001 года ежегодно проводится Всемирный социальный форум (в 2001 году в нём приняли  участие представители 122 стран), который  является альтернативой ежегодному Всемирному экономическому форуму, проходящему  в швейцарском Давосе.

 

феминизм

Появление феминизма как теории подготовлено следующими интеллектуальными течениями  Запада: либеральная философия и  теория прав человека (Локк, Руссо, Миль и другие); социалистическая теория, рассмотрение сексуальности и сексуального поведения человека в социальном и политическом контексте (Зигмунд  Фрейд, Вильгельм Райх, Маргарет Мид, философы Франкфуртской школы: Герберт Маркузе и Теодор Адорно). Кроме того, на феминистскую мысль большое влияние оказали идеологии молодёжного протеста новых левых, борьбы негров за гражданские права, утопии контркультуры, идеи сексуальной революции. Первоначально феминистическая литература возникла в США, а потом в Великобритании и Франции. Первоначально она была публицистической и политической. Но скоро «женская» проблематика становится предметом академических исследований в рамках целого ряда областей знания: антропологии, этнологии, социологии, психологии, философии, политологии и т. д.

В.П. Макаренко выделяет следующие свойства феминизма:

1. Приписывание  опыту особого значения. Феминистки  стремятся определить смысл мира, в котором они живут. Поэтому  опыт каждой женщины квалифицируется  как важная часть движения. С  гносеологической точки зрения  это свойство является индукцией:  мысль восходит от знания единичного  к знанию общего.

2. Бессистемность. Опыт и способы его восприятия  индивидуализированы. На этом  основании невозможно построить  завершенную теорию или сложить  все элементы индивидуального  опыта в единое целое.

3. Приписывание  личной жизни политического значения. Господство мужчин над женщинами  проявляется прежде всего в сексуальной сфере. Эта сфера индивидуализирована. Поэтому женский опыт подчинения разрушает все границы, отделяющие публичную жизнь от частной. Для их объяснения необходима политическая теория, соединяющая интерпретацию личной и публичной жизни [5, c 186].

Социалистический  феминизм объединяет угнетение женщин с марксистскими идеями об эксплуатации, угнетении и труде. Социалистический феминизм рассматривает женщин как  подвергающихся угнетению в связи  с их неравным положением на рабочем  месте и в быту . Проституция, работа на дому, уход за детьми и брак рассматриваются сторонниками этого течения как способы эксплуатации женщин патриархальной системой. Социалистический феминизм сосредотачивает своё внимание на широких изменениях, затрагивающих общество в целом. Сторонники социалистического феминизма видят необходимость совместной работы не только с мужчинами, но и со всеми другими группами, которые, как и женщины, подвергаются эксплуатации в рамках капиталистической системы.

Радикальный феминизм рассматривает в качестве определяющего фактора угнетения  женщин контролируемую мужчиной капиталистическую  иерархию, которая описывается как  сексистская. Сторонники этого течения считают, что женщины смогут освободиться только тогда, когда избавятся от патриархальной системы, которую они считают изначально угнетательской и доминантной. Радикальные феминистки полагают, что в обществе существует основанная на мужском начале структура власти и подчинения, и эта структура является причиной угнетения и неравенства, и пока вся эта система и ее ценности продолжают существовать, никакие значительные реформы общества невозможны. Некоторые радикальные феминистки не видят другой альтернативы, кроме полной ломки и реконструкции общества для достижения своих целей.

Сепаратистский  феминизм — это форма радикального феминизма, которая не поддерживает гетеросексуальные отношения. Сторонники этого течения утверждают, что  сексуальные различия между мужчинами  и женщинами является неразрешимыми. Сепаратистские феминистки, как правило, считают, что мужчины не могут вносить позитивный вклад в феминистское движение, и что даже руководимые благими намерениями мужчины воспроизводят патриархальную динамику.

Либеральный феминизм провозглашает равенство  мужчин и женщин через политические и правовые реформы. Это индивидуалистическое направление в феминизме, которое  фокусируется на способности женщин добиваться равных прав с мужчинами  на основе собственных действий и  решений. Либеральный феминизм использует личное взаимодействие между мужчинами  и женщинами, как отправную точку, от которой идет преобразование общества. По мнению либеральных феминисток, все женщины способны самостоятельно утверждать свое право быть равными  с мужчинами.

Для либеральных  феминистов важны такие вопросы, как право на аборт, вопрос о сексуальных  домогательствах, возможность равноправного  голосования, равенство в образовании, «равная оплата за равный труд» (лозунг «Equal pay for equal work!»), доступность ухода за детьми, доступность медицинского обслуживания, привлечение внимания к проблеме сексуального и бытового насилия в отношении женщин.

«Чёрный»  феминизм утверждает, что сексизм, классовое  угнетение и расизм неразрывно связаны  между собой. Формы феминизма, которые  стремятся к преодолению сексизма и классового угнетения, но игнорируют расизм, могут быть дискриминационными по отношению ко многим людям, включая  женщин, через расовые предубеждения. В Заявлении «чёрных» феминистов, разработанном «черной» феминистской лесбийской организацией «Коллектив реки Комби» (The Combahee River Collective) в 1974 году, говорится, что освобождение чернокожих женщин влечет за собой свободу для всех людей, поскольку это предполагает конец расизма, сексизма и классового угнетения.

Постколониальные феминистки утверждают, что угнетение, связанное с колониальным опытом, в частности, расовое, классовое и этническое угнетение, оказало маргинализующее воздействие на женщин в постоколониальных обществах. Они ставят под сомнение гипотезу о том, что гендерное угнетение является главной движущей силой патриархата. Сторонники постколониального феминизма выступают против изображения женщин незападных обществ в качестве пассивных и безгласных жертв, а женщин западных стран как современных, образованных и обладающих гражданскими правами.

Многие  феминисты занимают позицию целостного подхода к политике, поддерживая  и другие движения, такие как движение за гражданские права, движение за права сексуальных и гендерных меньшинств, и с некоторого времени — движение за права отцов.

Феминистское  движение повлекло за собой различные  изменения в западном обществе, в  том числе предоставление женщинам права голоса в выборах; право  подавать заявление на развод; прав на владение имуществом; право женщин на контроль над собственным телом  и право решать, какое медицинское  вмешательство для них допустимо, в том числе выбор противозачаточных  средств и аборты и другое.

Информация о работе Нетрадиционные политические течения