Нетрадиционные политические течения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 21:58, реферат

Краткое описание

Идеологическая система должна сформировать собственную теорию исторического процесса, моральные ценности и идеалы. Однако существование в обществе различных классов, интересы которых часто не совпадают, предполагает идеологическую борьбу. С помощью средств массовой информации, системы образования и воспитания, в том числе и религиозного, в обществе ведется идеологическая борьба за внедрение в сознание народа определенного мировоззрения и моральных ценностей.

Содержание

Введение 3
антиглобализм 5
феминизм 8
анархизм 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
Использованная литература 16

Вложенные файлы: 1 файл

реф идеология.docx

— 42.96 Кб (Скачать файл)

 

АНАРХИЗМ

Анархизм — политико-идеологическая концепция, требующая упразднения государства и ликвидации всякой власти, имеющей возможность применять принуждение. Она провозглашает своей целью общество с максимальной личной свободой, справедливым распределением материальных благ, в котором общие задачи выполняются по добровольному согласию. Термин «анархизм» введен в 1840 году П.-Ж.Прудоном [3, с. 161].

Анархисты выступают за неограниченную свободу  личности. Государство они считают  источником угнетения, войн, паразитирующим на эксплуатации людей. Своей главной  целью анархисты считают радикальное  изменение общественных отношений  путем уничтожения государства  и всего, что связано с государственной  властью.

Анархизм  как идейно-политическое течение  сложился в середине XIX века. Его основоположниками и теоретиками являются: немецкий философ Макс Штирнер, французский философ Пьер Прудон, русские революционеры М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин. Наиболее известным деятелем анархистского движения в России был Нестор Махно.

В своей  легальной деятельности анархисты  предпочитают использовать формы экономической  и социальной борьбы - забастовки, массовые выступления в защиту трудовых и  социальных прав людей. Анархисты выступают  также против усиления государственного контроля за жизнью людей, против установления единого мирового порядка, глобализации западного общества, деятельности МВФ и Европейского сообщества и т.д. В то же время анархисты в знак протеста против государственной власти прибегают к террористическим действиям, т.е. к формам вооруженного насилия в политических целях. Акты террора применяются против официальных лиц, учреждений с целью дискредитации структур власти, запугивания населения. Часто акции сопровождаются выдвижением конкретных политических требований.

В обычном  понимании термин "анархия" означает хаос, беспорядок, отсутствие всякого  управления. Вместе с тем в их понимании лозунг "Анархия - мать порядка" предполагает формирование общественного порядка, основанного  на свободном самоуправлении и взаимодействии различных общественных ассоциаций. По мнению анархистов, народ может  быть счастлив и свободен, если, организуясь  снизу вверх, помимо государств, партий, вождей, он сам создаст и организует свою жизнь.

По мнению В. П. Макаренко, анархизм — это теория, принципы и практика анархии. В его  состав входят: отсутствие форм правления, основанных на насилии и принуждении; отсутствие политического государства; отсутствие авторитарных командиров, начальников, институтов и организаций. В политическом смысле анархизм используется для обозначения обществ и  стран, отличающихся специфическим  отношением к власти, насилию и  государству. На протяжении последних 30 лет произошло расширение  термина  «анархизм». Он используется не только для обозначения политической организации, но и для других институциональных  форм науки, права и церкви. Во всех случаях термин означает альтернативные формы социального бытия, которые  лишены авторитарных структур и методов, основанных на насилии. Это ведет  к появлению философского и  пистемологического анархизма. В теории и практике анархизма существуют определенные противоречия и недостатки. В частности, исторически не оправдал себя индивидуальный террор против представителей государственной власти [5, c.400].

Будущий общественный строй анархисты представляют довольно туманно, что ведет к  идейной и политической неопределенности их действий. Отсутствие идейной стратегии  и тактике приводит к глубоким противоречиям внутри анархистских движений, раскалывает их.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существование и соревнование в общественном сознании нескольких идеалов и сконструированных  в соответствии с ними политических и правовых доктрин - важнейшее средство ориентации человека в политической жизни гражданского общества.

История и политология  показывает нам, что теоретиками  государства и права различных  эпох разработан ряд выводов и  положений, не выходящих за пределы  эмпирической, описательной науки, но имеющих непреходящее значение для  государственно-организованного общества, в том числе для современного.

На протяжении последних  столетий была создана масса различных  идеологических доктрин, отличающихся своим национальным характером и  тенденциями. Это обусловлено развитием  идеи борьбы за права отдельных социальных групп, в рамках которых и появляются такие нетрадиционные идеологии  как пацифизм, глобализм и антиглобализм, технократизм, анархизм, феменизм и др.

Пацифизм -  (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — идеология сопротивления насилию ради его исчезновения.

Феминизм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами.

Антиглобализм — политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования  глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО).

Нужно заметить, что правовой основой принципа идеологического  плюрализма Республики Беларусь является Конституции Республики Беларусь. Статья 4 гласит: «Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий  и мнений.

Идеология политических партий, религиозных или  иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться  в качестве обязательной для граждан» [1].

Принцип свободы идеологии устанавливается  также и в религиозной сфере. По статье 6 закона РБ «О свободе совести  и религиозных организациях»: «Идеология религиозных организаций не может  устанавливаться в качестве обязательной для граждан» [2].

Таким образом, данные статьи закрепляют свободное  существование различных идеологий  и политических течений в нашей  стране. 

Использованная  литература

  1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г, № 2875-XII (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 г., 17.10.2004 г. : Решение от 17.11.2004 г., № 1 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
  2. О свободе совести и религиозных организациях: закон Республики Беларусь, 31 октября 2002 г. № 137-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012.
  3. Алексеева Т.А. Современные политические теории: Опыт запада. Курс лекций / Т.А. Алексеева. - М.: РОССПЭН, 2000. - 479 c.
  4. Майхрович, А.С. Идеология: сущность, назначение, возможности. / А.С.Майхрович — Минск: «Право и экономика», 2001. - 78 с.
  5. Макаренко, В.П. Главные идеологии современности / В.П. Макаренко. — Ростов н/Д: «Феникс», 2000. — 480 с. 
  6. Мухаев, Р. Т.. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов / Р. Т. Мухаев  - М.: Издательство «Приор», 2000 г. - 400 с.
  7. Основы идеологии белорусского государства / Под ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. — Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. — 381 с.
  8. Даниленко, В. П. Глобалистская картина мира  или глобалистика, глобализм, антиглобализм [электронный ресурс]. – 2012 г. - Режим доступа: http://old.islu.ru/danilenko/articles/glob.htm. - Дата доступа: 13.05.2012 г.

 


Информация о работе Нетрадиционные политические течения