Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 16:20, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – определить организационно-правовые основы управления муниципальной собственности. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и сущность муниципального имущества;
2. определить назначение муниципальной собственности;
3.изучить функции и методы управления органов МСУ в сфере муниципального имущества
4. определить принципы управления муниципальной собственностью.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью
1.1 Понятие, сущность, принципы муниципального имущества. Назначение муниципальной собственности…………………………………………………..4
1.2 Организационно-правовые основы управления муниципальным имуществом………………………………………………………………………..8
Глава 2. Анализ формирования и управления муниципальной собственностью (на примере городского округа Люберцы)
2.1 Социально-экономическая характеристика муниципального образования………………………………………………………………………11
2.2 Анализ и совершенствование управления муниципальной собственностью городского округа (на примере городского округа Люберцы) .……………………………………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………….....19
Список литературы………………………………………………………………22
Контрольная работа по дисциплине
Управление государственной и муниципальной собственностью
На тему
Организационно-правовые основы управления муниципальной собственностью
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью
1.1 Понятие, сущность, принципы
муниципального имущества. Назначение
муниципальной собственности……………………………………………
1.2 Организационно-правовые
основы управления муниципальным имуществом……………………………………………………
Глава 2. Анализ формирования и управления муниципальной собственностью (на примере городского округа Люберцы)
2.1 Социально-экономическая
характеристика муниципального
образования…………………………………………………
2.2 Анализ и совершенствование
управления муниципальной собственностью
городского округа (на примере городского
округа Люберцы) .……………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Муниципальная собственность является определяющей частью финансово-экономической базы местного самоуправления и одним из главных рычагов реализации местной социально-экономической политики.
Любое общество располагает некоторой совокупностью материальных благ, которые в рамках отдельного государства формируют его национальное богатство. Использование национального богатства, осуществляемое для удовлетворения потребностей и интересов субъектов общества (граждан и различных общественных институтов), реализуется путем его присвоения. Присвоение в своем историческом развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую - форму собственности. Праву собственности посвящено очень много научных трудов: монографий, статей, диссертаций. Все эти исследования, безусловно, необходимо положить в основу изучения такого правового института, как институт муниципальной собственности. Необходимость же детального изучения данного института с учетом положений теории гражданского и муниципального права продиктована временем и, в первую очередь, тотальной реформой местного самоуправления, проводимой в России.
Институт собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения.
Цель данной контрольной работы – определить организационно-правовые основы управления муниципальной собственности. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие
и сущность муниципального
2. определить назначение муниципальной собственности;
3.изучить функции и
методы управления органов МСУ
в сфере муниципального
4. определить принципы
управления муниципальной
Таким образом, объектом контрольной работы является муниципальная собственность.
Глава 1. Муниципальное имущество: понятие, сущность, организационно-правовые основы
Понятие «муниципальная собственность» было введено в Российской Федерации впервые законом РСФСР от 24 декабря 1990 года «О собственности в РСФСР». Заметим также, что близкое к нему понятие «муниципализированная собственность» было использовано в Гражданском кодексе РСФСР 1992 года. Заметим, что и в том, и в другом случаях муниципальная собственность рассматривалась в качестве разновидности государственной.
Самостоятельность муниципальная собственность приобрела после Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Окончательное правовое закрепление муниципальная собственность получила в Конституции Российской Федерации в 1993 году, где она названа наряду с частной и государственной собственностью, и где определено, что государство обеспечивает ей равную с другими формами собственности правовую защиту.
В части 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (введенной в действие с 01.01.1995 г.) муниципальной собственностью названо имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Дальнейшую конкретизацию институт муниципальной собственности получил в Федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ и от 6 октября 2003 года № 131-Ф3.
Обобщая различные нормы федерального законодательства, определяющие объекты муниципальной собственности, исследователи предлагают сгруппировать ее основные объекты следующим образом:
-финансовые ресурсы (средства местного бюджета и внебюджетных фондов,
ценные бумаги и т.п.);
-земельные ресурсы (земли,
находящиеся в собственности
и ведении муниципального
-недвижимость (здания и сооружения, дороги, зеленые насаждения, транспорт, коммуникации);
-муниципальные предприятия и учреждения (имеющие общеполезное назначение - водопровод, электростанции, теплостанции, ЖЭКи, ДЭЗы, школы, лечебно-профилактические учреждения и др.);
-имущество органов местного самоуправления (оргтехника, мебель, оборудование залов заседаний).
Другая классификация объектов муниципальной собственности связана с их разделением на движимое и недвижимое имущество.
В составе недвижимого имущества выделяют:
-муниципальные земли (земельные
участки, отнесенные к муниципальной
собственности на основании
-недра и другие природные ресурсы, отнесенные к муниципальной собственности;
-здания и сооружения,
в том числе, находящиеся в
строительстве или
-муниципальные предприятия;
-муниципальные учреждения;
-муниципальный жилищный фонд.
Среди движимого имущества выделяют:
-пакеты акций (акции) и доли участия муниципального образования в хозяйственных обществах;
-ценное движимое имущество;
-малоценное движимое имущество;
-средства муниципального бюджета и внебюджетных фондов.
Муниципальная собственность представляет собой систему социально-экономических отношений по совместному присвоению населением муниципального образования объектов, использование которых предназначено для удовлетворения его коллективных потребностей в системах жизнеобеспечения, реализации в отношении этих объектов отдельных правомочий (по владению, распоряжению, пользованию) органами местного самоуправления, организациями муниципального сектора, частными юридическими и физическими лицами.
Муниципальная собственность, обеспечивая удовлетворение коллективных потребностей населения местного сообщества, всегда имеет социальное значение. Результатами использования ее объектов являются не только общественные, но смешанные и частные блага.
Муниципальная собственность, функционируя в границах единой компактной территории, может использоваться для удовлетворения потребностей жителей ряда муниципальных образований (например, при создании межмуниципальных хозяйственных обществ).Муниципальная собственность отличается высоким уровнем разнообразия ее объектов при дифференциации их состава применительно к разным типам муниципальных образований (городское и сельское поселение, муниципальный район, городской округ).
Использование муниципальной собственности осуществляется в двух основных вариантах. При первом ее объекты в принципе не ориентированы на извлечение прибыли. Главной целью является производство и предоставлению местным жителям публичных благ необходимого объема и качества. Коммерческие критерии успеха в принципе отсутствуют. Другой вариант предполагает использование объектов муниципальной собственности с целью извлечения дохода.
Формирование адекватных представлений о муниципальной собственности, как объекте управления, сопряжено так же с выявлением состава ее социально-экономических функций. Именно управление призвано обеспечить их полноценную реализацию, учитывая происходящие изменения в их содержании, отражающие современные тренды и стратегические векторы развития социально-экономической системы в России на национальном, региональном и местном уровнях. В конечном счете, адекватная характеристика искомых функций позволяет обоснованно определить долгосрочные направления развития муниципальной собственности, сориентировав на них систему управления ею.
Заметим, что муниципальный сектор экономики поставляет товары и услуги не только домохозяйствам, но и субъектам хозяйствования, в том числе, частного сектора.
Важно и другое - объекты муниципальной собственности могут использоваться частным бизнесом в целях удовлетворения потребностей, как местного сообщества, так и своих собственных.
Анализ приведенных выше точек зрения, раскрывающих состав и содержание функций муниципальной собственности, их уточнение и дополнение позволяют предложить следующую версию.
По моему мнению, в современном российском обществе роль муниципальной собственности реализуется посредством следующих функций:
1.Ресурсная. Она связана
с привлечением различных
2.Воспроизводственная. Реализуется
в производстве определенных
видов благ, которые могут быть
классифицированы по разным
3.Социальная. Она должна
проявляться, прежде всего, в последовательном
повышении нижних пороговых
4.Содействия развитию
предпринимательства. В ее содержательной
характеристике значимы: предоставление
частному бизнесу земельных
5. Инновационная. Она должна проявляться, во-первых, в апробации новых технологий предоставления населению муниципальных услуг (например, посредством формирования и функционирования электронного правительства), во-вторых, в появлении новых видов муниципальных услуг (профессиональная переподготовка взрослого населения в муниципальном учебном центре, обучение начинающих предпринимателей в муниципальном бизнес-инкубаторе и др.), осуществляемых при использовании муниципальной собственности.
Выявленный состав функций муниципальной собственности и их содержательная характеристика позволяют, во-первых, уточнить представление о роли названной собственности в социально-экономической системе муниципального образования и субъекта РФ, во-вторых, фиксируют ключевые сферы действия субъектов управления ее развитием.
Замечу также, что установленная множественность этих функций выступает основным детерминантом повышенной сложности управления муниципальной собственностью, требуя достаточного разнообразия его форм и инструментов.
1.2 Организационно-правовые
основы управления
Органы местного самоуправления наделены полномочиями по управлению и распоряжению объектами муниципального имущества.
Муниципальное управление является одной из функций органов местного самоуправления. А.И. Радченко отмечает: "В наиболее общей форме функция управления определяется как вид деятельности, с помощью которой субъект управления оказывает воздействие на управляемый объект".Можно утверждать, что сфера муниципального управления чрезвычайно широка, и если компетенция местного самоуправления может быть коротко охарактеризована вопросами благоустройства муниципального образования, то муниципальное управление в целом может быть сведено к управлению муниципальным хозяйством.
Информация о работе Организационно-правовые основы управления муниципальной собственностью