Организационно-правовые основы управления муниципальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 16:20, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы – определить организационно-правовые основы управления муниципальной собственности. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и сущность муниципального имущества;
2. определить назначение муниципальной собственности;
3.изучить функции и методы управления органов МСУ в сфере муниципального имущества
4. определить принципы управления муниципальной собственностью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью
1.1 Понятие, сущность, принципы муниципального имущества. Назначение муниципальной собственности…………………………………………………..4
1.2 Организационно-правовые основы управления муниципальным имуществом………………………………………………………………………..8
Глава 2. Анализ формирования и управления муниципальной собственностью (на примере городского округа Люберцы)
2.1 Социально-экономическая характеристика муниципального образования………………………………………………………………………11
2.2 Анализ и совершенствование управления муниципальной собственностью городского округа (на примере городского округа Люберцы) .……………………………………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………….....19
Список литературы………………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

КР гос собственность.docx

— 45.70 Кб (Скачать файл)

Назначение на должность и освобождение от должности работников управления осуществляется Руководителем администрации по представлению начальника управления, согласованному с заместителем Руководителя администрации в установленном порядке.

Информационное, документальное, материально-техническое и транспортное обеспечение деятельности управления осуществляет управление делами и соответствующие структурные подразделения администрации.

Основными задачами управления являются:

-Формирование реестра  муниципального имущества.

-Управление и. распоряжение  в установленном порядке объектами  муниципальной собственности Люберецкого  муниципального района.

-Обеспечение регистрации  права собственности Люберецкого  муниципального района, ограничений (обременении) прав на недвижимое  имущество муниципальной собственности.

-Осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего муниципальному образованию имущества.

-Реализация приватизации  объектов недвижимости, находящихся  в муниципальной собственности.

-Деятельность муниципальных  предприятий направлена на обеспечение  жизнедеятельности населения.

В районе существует 70 муниципальных учреждений, из которых 67 работает в сфере образования. При этом в других отраслях учреждения муниципальной формы собственности представлены мало. Это позволяет говорить о слабой развитости отраслей обслуживания населения по таким важным направлениям как сфера культуры или спорта.

Процесс формирования муниципальной собственности в городском округе Люберцы не завершен, он продолжается в настоящее время.

В настоящий момент в муниципальной собственности городского округа Люберцы находится 231340 тыс. кв. м. земельных участков, из них в аренде 99320 тыс. кв. м., но для того чтобы управление земельными участками было более эффективным необходимо провести следующие преобразования в городском округе Люберцы:

-составить реестры земель, находящихся в муниципальной  собственности;

-выявить неиспользуемые  земли, подготовить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения; установить (восстановить) в натуре  границы перерегистрируемых земельных  участков.

Эти мероприятия предусмотрено проводить с использованием современных технологий выполнения землеустроительных работ (внедрением полевых портативных компьютеров, навигационных приборов).

Обоснование направлений совершенствования управления муниципальной собственностью предполагает, во-первых, учет ее современного состояния и ключевых проблем развития (результаты анализа муниципальной собственности даны в предшествующих разделах работы), во-вторых, систематизацию положений и продуктивных практических мер, содержащихся в опубликованных нормативных документах федеральных и региональных органов власти, а также в работах отечественных исследователей и практиков.

В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года содержится ряд положений, имеющих отношение к муниципальному уровню. В их числе - императивы, определяющие необходимость:

-развития общественно- частного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков в том числе, в сферах развития транспортной и коммунальной инфраструктуры;

-поддержки инициатив  бизнеса по участию в развитии  социальной сферы и человеческого  капитала;

-преобразования части  медицинских и образовательных  учреждений в альтернативные  организационно-правовые формы муниципальных  автономных учреждений и автономных  некоммерческих организаций;

-обеспечения внедрения  бюджетирования, ориентированного на результат, в деятельность учреждении, предоставляющих населению услуги.

Приведенная выше информационно-аналитическая база позволяет, во- первых, зафиксировать основные точки внимания исследователей и практиков, интересы которых связаны с совершенствованием управления муниципальной собственностью, во-вторых, систематизировать продуктивные положения и рекомендации, дополнение и развитие которых способно усилить их практическую направленность.

Выявленные мной выше сильные и слабые стороны управления муниципальной собственностью в городском округе город Люберцы, возможности и угрозы, формируемые в его внешней среде, позволяют обосновать направления его совершенствования. Полагаем, что в силу общности ключевых проблем развития этой собственности и системы управления ею в разных муниципальных образованиях содержание этих направлений и реализуемых в их рамках практических мер будет иметь явно выраженный инвариантный аспект. Иными словами, предлагаемая нами долгосрочная программа совершенствования управления муниципальной собственностью городского округа город Люберцы может иметь сквозное применение.

Исходя из вышеизложенного, по моему мнению, эффективность процесса совершенствования управления муниципальной собственностью может быть достигнута реализацией подхода, предусматривающего:

-ориентацию на решение  проблем, призванных не только  ограничить действие слабых сторон  действующей системы управления  муниципальной собственностью и  понизить уровень негативного  воздействия угроз, прогнозируемых  во внешней среде, но и в  большей степени развить ее  сильные стороны, использовать имеющиеся  возможности;

-постановку ключевых  задач совершенствования управления  и определение рациональных вариантов  их решения, содержащих обоснование  необходимых условий и алгоритмов действий (организационно-правовых, экономико-организационных, социально-экономических);

-модернизацию управления, объектная база которого включает  организации реального сектора  экономики и социальной сферы  муниципального образования;

-качественные взаимосвязанные  изменения в различных функциональных  сферах управления муниципальной  собственностью (планирование, организация, контроль);

-необходимость взаимодействия  разных субъектов управления (региональные  и муниципальные органы власти  и управления, бизнес, менеджмент  муниципальных предприятий и  учреждений), повышения уровня разнообразия  применяемых форм, методов и инструментов  управления муниципальной собственностью.

Стратегическая цель совершенствования управления муниципальной собственностью может быть определена как повышение ее экономической и социальной эффективности. В этой связи, полагаем необходимым зафиксировать ожидаемые от ее реализации прямые и косвенные эффекты.

К прямым эффектам могут быть отнесены:

-рост объемов и качества  услуг, предоставляемых муниципальными  предприятиями и учреждениями;

-рост числа рабочих  мест в субъектах хозяйствования, использующих объекты муниципальной  собственности;

-рост доходов работников  предприятий и учреждений, использующих  объекты муниципальной собственности;

-увеличение инвестиций, направляемых в реальный сектор  экономики и социальную сферу  муниципального образования;

-прирост (абсолютный и  относительный) неналоговых доходов  местного бюджета.

В составе косвенных эффектов оправданно выделить следующие:

-снижение трансакционных издержек частного бизнеса в связи с повышением доступности и качества определенных видов муниципальных услуг (по отводу земельных участков под производственное строительство, регистрации субъектов предпринимательства и др.);

-повышение предпринимательской  активности и развитие человеческого  капитала населения муниципального  образования (в том числе, посредством  внедрения новых образовательных  программ и технологий в муниципальные  учреждения образования и вузы, расположенные на территории  городского округа);

-усиление ориентации  бизнеса, дислоцированного на территории  муниципального образования, на  инновационное развитие, реализацию  конкурентных преимуществ территории (например, посредством стимулирования  научно-технических разработок, инициирования  и поддержки процессов формирования  инновационных кластеров).

Установленная зависимость состояния муниципальной собственности от воздействия внешней среды, повышение степени ее неопределенности, связывание перспектив развития названной собственности с расширением участия частного бизнеса в ее развитии и использовании детерминируют смену реализуемой ныне модели реактивного управления моделью проактивного управления, основанной на использовании потенциала стратегического и программно-целевого управления. Такой переход означает:

-во-первых, ориентацию системы  управления муниципальной собственностью  на решение стратегических задач, призванных ограничить действие  ее слабых сторон, развить сильные  стороны, использовать возможности, имеющиеся в ее внешней среде  и понизить уровень негативного  воздействия прогнозируемых угроз;

-во-вторых, определение по  каждой задаче управления ожидаемых  экономических и социальных эффектов, периода их достижения, источников  финансирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Отношения муниципальной собственности на сегодняшний день в России можно охарактеризовать как сложившиеся. Однако это не означает, что нет необходимости в их совершенствования и поиске путей повышения эффективности управления объектами муниципальной собственности. А принимая во внимание масштаб преобразований отношений собственности в России, новизну управления муниципальной собственностью, сравнительно небольшой период ее формирования, сложность решения ряда организационных, управленческих задач, концептуальная проработка наиболее важных и наиболее типовых моментов, связанных с управлением объектами муниципальной собственности находится в общем русле социально-экономических преобразований и поиска наиболее эффективных путей реформирования местного самоуправления на современном этапе.

Проанализированные в диссертации положения в достаточной степени раскрывают правовые основы одного из важнейших полномочий местного самоуправления - управления муниципальной собственностью и позволяют сделать следующие выводы:

1 .Федеральную законодательную  базу, обеспечивающую сегодня правовые  основы управления муниципальной  собственностью, составляют нормативные  акты, представленные: Конституцией  РФ, Федеральным законом «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации», а также принятыми  недавно Федеральным законом  «О финансовых основах местного  самоуправления» и Законом «О  приватизации государственного  имущества и об основах приватизации  муниципального имущества». Сюда  же следует отнести и подзаконные  нормативные акты - прежде всего  представленные указами и распоряжениями  Президента, постановлениями Правительства, различными федеральными программами  по настоящей проблеме.

2. Актуальное значение  имеет скорейшая разработка и  принятие федеральных законов  о государственных и муниципальных  землях, о землях городов и  иных поселений. Требуются законы  о правовом зонировании городских  земель, о порядке изъятия земельных  участков, необходимых для государственных  или муниципальных нужд, в государственную  и муниципальную собственность  и т.д.

3. Поскольку уставами муниципальных образований, как правило, регулируются только основы организации взаимоотношений и разграничения полномочий органов местного самоуправления, необходимо принятие на уровне каждого муниципального образования локального нормативного акта, в соответствии с которым должно осуществляться правовое регулирование отношений по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности органами местного самоуправления.

4. Необходима государственная концепция определения основных видов объектов муниципальной собственности при обязательном учете мнения муниципальных образований. Это объясняется тем, что данный вопрос не нашел однозначного решения в мировой практике.

5. Оценку эффективности управления муниципальной собственностью необходимо проводить не только с учетом хозяйственно-экономических, но и социальных критериев, где социальная эффективность определяется как уровень обеспеченности социальными услугами. Этот подход позволит учитывать социальную целесообразность принятия управленческого решения.

6. Необходимо совершенствовать механизм управления муниципальной собственностью в целом .Очевидно, что для эффективного управления муниципальной собственностью существенное значение имеет не только оптимальное разграничение и осуществление полномочий органов местного самоуправления, но и соотношение реальных возможностей непосредственных и представительных форм участи граждан в местном самоуправлении с элементами единоначалия, на основе принципов профессионализма и персональной ответственности.

7. Сегодня еще не создана эффективная институционально-правовая система управления всеми объектами муниципальной собственности. Думается, что основным направлением для создания действительно эффективной системы управления муниципальной собственностью является разработка концепции такого управления. Это возможно с учетом наличия на государственном уровне таких авторитетных структур, как «Союз российских городов», Совет руководителей органов местного самоуправления по проблемам социально-экономических реформ при Правительстве Российской Федерации, Конгресс муниципальных образований Российской Федерации, Совет по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации и др.

Следует отметить, что эти положения не должны иметь обязательного характера. Более того, нет необходимости говорить о создании типовых документов либо типовых положений по управлению объектами муниципальной собственности. Речь идет о создании модельных положений, позволяющих учитывать, во-первых, специфику управления каждым из объектов муниципальной собственности, а во-вторых, -наиболее передовую практику реализации таких отношений и нормативное их закрепление в локальных актах муниципальных образований.

Информация о работе Организационно-правовые основы управления муниципальной собственностью