Основные направления административной реформы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Соответственно ее объектом становится широкий круг вопросов - начиная от пенсионного обеспечения государственного служащего и кончая глобализацией мировых процессов, ломающей узкие рамки национально-государственных границ. Вместе с тем упускается из виду, что речь идет именно об административной реформе, иными словами - о реформировании системы органов исполнительной власти.
Цель работы – анализ основных направлений административной реформы в России, характеристика административной реформы в России в современности и в предшествующие ей периоды развития государственного аппарата в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1)Понятие и сущность административной реформы………………………….4
2)Становление и развитие концепции административной реформы в 1991-2003 гг…………………………………………….……………………………....6
3) Необходимые направления административной реформы в
Современной России…………………………………………………………....12
4)Реализация административной реформы в современной России………….17
Заключение…………………………………………………………………........22
Список используемой литературы…………………………………………......24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по мсу.docx

— 49.90 Кб (Скачать файл)

 Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………….3

1)Понятие и сущность административной реформы………………………….4

2)Становление и развитие концепции административной реформы в 1991-2003 гг…………………………………………….……………………………....6

3) Необходимые направления административной реформы в

Современной России…………………………………………………………....12

4)Реализация административной  реформы в современной России………….17

Заключение…………………………………………………………………........22

Список используемой литературы…………………………………………......24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  

В связи с началом административной реформы в стране количество предлагаемых вариантов реформирования государственного аппарата увеличивается буквально  с каждым днем. К их разработке подключились политологи, экономисты, социологи, представители  других наук. Наметился широкий концептуальный разброс. Одни специалисты видят цель административной реформы в том, чтобы отстранить государство от вмешательства в экономику, соответственно - ликвидировать все оставшиеся отраслевые министерства, а заодно и реорганизовать систему государственного контроля, сведя ее функции к чисто координационным и надзорным; другие считают административную реформу средством исправления множества конституционных дефектов, затрудняющих усиление президентской власти и укрепление системы государственных органов власти в целом; третьи ратуют за превращение государства в аппарат обслуживания интересов и удовлетворения нужд рядовых граждан.

Однако для всех вариантов  административной реформы характерно отсутствие четко обозначенной цели. Назначение реформы по замыслу, например, некоторых политологов - ответить на многочисленные вызовы внешней среды. Соответственно ее объектом становится широкий круг вопросов - начиная  от пенсионного обеспечения государственного служащего и кончая глобализацией  мировых процессов, ломающей узкие  рамки национально-государственных  границ. Вместе с тем упускается из виду, что речь идет именно об административной реформе, иными словами - о реформировании системы органов исполнительной власти.

Цель работы – анализ основных направлений административной реформы в России, характеристика административной реформы в России в современности и в предшествующие ей периоды развития государственного аппарата в России.

 

Понятие и сущность административной реформы

Под реформой принято понимать совокупность политических действий в обществе, направленных на преобразование отдельных  элементов политической системы  или частичное изменение способа  их функционирования, но не затрагивающих  принципиальных основ существующей социально-политической структуры. С  формальной точки зрения реформу  можно трактовать как социально - политичское нововведение любого содержания. Однако как в политической теории, так и на практике понятие реформы обычно соотносится с более или менее прогрессивными преобразованиями, имеющими своей целью повышение степени общественной стабильности путем осуществления комплекса мер, направленных либо на смягчение социального неравенства, повышение уровня жизни большинства населения, либо на расширение границ равных потенциальных возможностей всех граждан, как в политической, так и в экономической сфере жизни общества. Проведение реформ далеко не всегда вызывается необходимостью разрешения кризиса или преодоления предкризисного состояния - нередко оно носит учредительный характер и преследует цель обеспечения качественно новых возможностей общественного развития.

Что же означает понятие «административная  реформа»? Если обратиться к этимологии терминов «реформа» и «административная  реформа», то первый из них означает изменение, переустройство, преобразование чего-нибудь в какой-либо сфере общественной жизни, области знаний; «административный» означает «осуществляемый администрацией или по ее распоряжению». С учетом указанных понятий кратко административную реформу можно определить, как  комплекс мероприятий государственной  власти по совершенствованию организации  исполнительного аппарата государства - государственной администрации, ее функций, форм и методов деятельности.

Административная реформа реализуется  по 6 основным направлениям:

1. «Управление по результатам». Это направление решает задачи  повышения эффективности деятельности  органов власти. Здесь административная реформа связана с бюджетной реформой, цель которой оптимизация управления бюджетными средствами и повышение результативности бюджетных расходов. Эти направления (управление по результатам и бюджетирование, ориентированное на результат) решают по сути одни и те же проблемы, т.к. всё государственное управление неизбежно связано с расходованием бюджетных средств.

2. Направление «Стандартизация  и регламентация», в первую очередь,  должно обеспечивать повышение  качества государственных услуг,  предоставляемых населению. На  уровне страны разрабатывается  порядка 500 стандартов и регламентов  государственных услуг, на уровне  субъекта около 2000 тысяч. Здесь  административная реформа «идет  в ногу» также с бюджетной  реформой и приоритетными национальными  проектами в сфере образования  и здравоохранения, устанавливая  стандарты качества и регламенты  предоставления бюджетных услуг.

3. «Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции». Это сокращение неэффективности вмешательства государства в экономику и общественную жизнь, уменьшение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров, обеспечить реализацию гражданами конституционных прав, а также сосредоточить работу государственных органов на решении необходимых обществу и государству задач.

4. «Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества». Мероприятия данного направления решают задачу повышения информационной открытости власти, налаживания механизмов обратной связи с населением, привлечения общественности к обсуждению принимаемых решений.

5. «Модернизация системы информационного  обеспечения органов исполнительной  власти». В рамках данного направления  развиваются информационные технологии, позволяющие организовывать информационный  обмен между различными ведомствами,  в том числе при предоставлении  государственных услуг, создаются  системы мониторинга и оценки  деятельности органов власти.

6. «Обеспечение административной  реформы». Целями мероприятий по  данному направлению являются  формирование необходимого организационного, информационного, кадрового и  ресурсного обеспечения административной  реформы, совершенствование механизмов  распространения успешного опыта  государственного управления.

Само название - административная реформа - появилось в РФ в публичных  документах лишь в 1997 году. Это не значит, что ранее в обществе и внутри системы власти не было осознания  самой проблемы или тем более  никакого движения для ее решения. Но именно в это время был разработан специальный документ, посвященный  этому вопросу - Концепция административной реформы, для разработки которой  был привлечен довольно широкий  круг специалистов

Становление и развитие концепции 
административной реформы в 1991-2003 гг.

 

 Концепция административной реформы, понимаемая как система  последовательно осуществляемых комплексных  мер по реализации единой концепции реформирования системы органов исполнительной власти, сформировалась в России к 1997 году. Однако основные элементы и направления административной реформы стали складываться, начиная еще с 1991 года. Во многом это происходило стихийно.

В 1991-1993 гг. в связи с  приватизацией некоторых отраслей народного хозяйства ряд министерств  и ведомств (например, Министерство внешней торговли, Госплан, Госснаб  и др.) был упразднен. Создаются  смешанные государственно-частные  компании (акционерные общества "Газпром", "Лукойл" и др.), а также принципиально  новые государственные органы - государственные  комитеты по управлению государственным  имуществом, по антимонопольной политике и поддержке новых экономических  структур, Федеральная налоговая  служба, федеральное казначейство.

Изменениям подверглась  и действовавшая на тот момент система федеральных органов  исполнительной власти. Они были настолько  существенными, что потребовалась  новая классификация государственных  органов. Указом Президента РФ от 12 мая 1992 г. "Об упорядочении системы государственного управления" устанавливались следующие виды этих органов: 1) министерства; 2) государственные комитеты; 3) федеральные службы; 4) агентства; 5) комитеты.

Формально причинами реорганизации  системы государственных органов  провозглашались принципиальные изменения  в политическом и экономическом  строе. Так, например, Указ Президента РФ от 30 сентября 1992 г. "О структуре  центральных органов федеральной  исполнительной власти"ставил своей целью формирование отвечающей этапу радикальных экономических реформ рациональной структуры центральных органов исполнительной власти. Но фактически перестройка системы органов сводилась к очередным организационным их преобразованиям: укрупнениям и слияниям с целью усиления контроля за ними, решения кадровых вопросов и др.

Подготовка и принятие Конституции РФ 1993 г. придали новую  энергию процессу организационных  преобразований. Анализ первого президентского Послания (1994 г.), которое называлось "Об укреплении Российского государства", позволяет сделать вывод о  том, что "кадровые разборки" продолжались. Главный упор в указанном Послании делался на обвинения "старой номенклатуры" в том, что именно она виновна  во всех кризисах, охвативших все сферы  жизни общества. Было высказано предложение  о принятии закона о федеральной  государственной службе.

В Послании 1995 г. главное место также было отведено проблемам кадровой политики. В Послании 1996 г. последовательно проводилась мысль о том, что в государственном аппарате остается большой процент служащих, свыкшихся с номенклатурными принципами безответственности и приспособленчества. В связи с этим делался вывод, что единственным реальным выходом из кризиса становится использование формирующихся рыночных институтов и стимулов, опора на свободную самоорганизацию общества.

Президентское Послание 1997 г. вновь сменило акцент. Главным  препятствием развития нового экономического строя, новой политической системы  объявлялось отсутствие порядка  в деятельности государственного аппарата. Говорилось о том, что абсолютное большинство проблем порождено  неумелыми действиями власти или  ее пассивностью. Критике подверглись  институты власти в целом. В разделе  Послания "Порядок в исполнительной власти" отмечалось, что новые  функции государства, обусловленные  принципиально изменившейся политической и экономической реальностью, осуществляются, в общем, старой системой исполнительной власти. В результате новые идеи вязнут и глохнут в аппаратных кадрах. Функции и полномочия многих органов исполнительной власти аморфны  и нередко дублируются.

Отмечалось также, что  создание, ликвидация, перестройка  того или иного органа зачастую зависят  от субъективных критериев, чьей-то пробивной  силы, необходимости трудоустройства  высокопоставленного чиновника.

Основными направлениями  реформирования исполнительной власти выдвигались:

1) радикальное усиление  регулирующей и контрольной функций  органов исполнительной власти  на базе повышения роли перспективного  и текущего прогнозирования для  принятия стратегических решений; 

2) выработка оптимальной  структуры органов исполнительной  власти, основанной на реальных  потребностях общества;

3) определение форм и  методов эффективного взаимодействия  исполнительной власти с иными  ветвями государственной власти.

Для решения перечисленных  задач по созданию современной эффективной  системы государственного управления были предусмотрены разработка и  принятие Программы государственного строительства. Основную часть Программы  должна была составить новая концепция  системы исполнительной власти в  Российской Федерации. Предусматривалось  широкое обсуждение проекта Программы  с привлечением независимых экспертов - ученых и практиков (этого, к сожалению, не было сделано).

В Послании Президента РФ 1998 г. эта новая концепция получила название "административная реформа". Специальный раздел Послания так  и назывался: "Необходимость административной реформы". Говорилось, что стержнем Программы государственного строительства  становится концепция административной реформы.

Были обозначены основные элементы концепции. Административная реформа понималась как цепь последовательных, поэтапных шагов, позволяющих внедрять новые принципы, методы, структуры  без нарушения управляемости. Подчеркивалось, что в решающей степени повышение  эффективности управления зависит  от обоснованной системы исполнительной власти, структуры ее органов, четкой дифференциации их правового статуса.

Недостатками концепции  были ее отрыв от стратегических целей  развития общества, формализованный  подход к решению сложных политических и экономических проблем.

В этой связи требовалась  всесторонняя концептуальная разработка самих стратегических целей содержания концепции, предполагавшая многолетнюю  интеллектуальную и организаторскую  работу. Однако кроме отдельных "авторских" разработок и нескольких газетных статей на эту тему так ничего и не было сделано. Очевидно, отсутствовали движущие политические силы, заинтересованные в административной реформе. Пришедшие  к власти "элитарные" слои менять что - либо в содержании и направлении деятельности системы управления были не заинтересованы.

Информация о работе Основные направления административной реформы в Российской Федерации