Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:37, реферат
Целью данного исследования является изучение формирования государственной кадровой политики.
Что такое принцип? Принцип (или начало) – это основополагающая истина, закон, положение или движущая сила, лежащая в основе других истин, законов, положений или движущих сил; руководящие правила, которые кладутся в основу практической деятельности субъектов в процессе ее формирования реализации кадровой политики.
• Введение
• Принципы кадровой политики
• От прошлого к настоящему
• Заключение
• Список используемой литературы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Факультет (институт) Институт государственной службы и управления персоналом
Специальность/направление подготовки Управление персоналом
Специализация/профиль/
Кафедра Государственной службы и кадровой политики
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Основные принципы реализации кадровой политики на государственной службе»
Автор работы:
студентка 3 курса
очной формы обучения
Ф.И.О. Белова Алиса Андреевна
подпись_______________________
Руководитель работы:
кандидат философских наук, доцент
Ф.И.О. Панин Игорь Николаевич
Оценка________________________
Москва, 2012г.
Содержание
Введение
Принципы кадровой политики
От прошлого к настоящему
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Целью данного исследования является изучение формирования государственной кадровой политики.
Что же такое кадровая политика?
1. Кадровая политика — совокупность правил и норм, целей и представлений, которые определяют направление и содержание работы с персоналом. (взято из Википедии, свободной энцикплопедии).
2. Под кадровой политикой государства правомерно понимать формирование стратегии кадровой работы, установление целей и задач, определение научных принципов подбора, расстановки и развития персонала, совершенствование форм и методов работы с персоналом в конкретных исторических условиях того или иного периода развития страны. (Управление персоналом организации под ред. Кибанова А.Я Учебник 2005г., 3-е изд).
Т. к. политика – это, прежде всего, стратегия, то для того, чтобы понять, каким образом она формируется, необходимо знать о принципах ее формирования, которые определяют ее направленность.
Что такое принцип? Принцип (или начало) – это основополагающая истина, закон, положение или движущая сила, лежащая в основе других истин, законов, положений или движущих сил; руководящие правила, которые кладутся в основу практической деятельности субъектов в процессе ее формирования реализации кадровой политики.
Принципы имеют объективно-субъективную природу; они могут быть объективированы путем придания им юридической силы, они прагматичны и имеют инструментальный характер.
Основные принципы реализации государственной кадровой политики я рассмотрела в своей работе.
Основные принципы реализации кадровой политики
Принципы государственной кадровой политики – это основные, регламентирующие ее положения и правила.
Можно выделить следующие принципы:
- общие, базисные принципы, регулирующие кадровые процессы в целом;
- специфические принципы, регулирующие кадровый потенциал в отдельной сфере;
- частные принципы, регулирующие функционирование отдельных элементов кадрового процесса.
Общие принципы государственной кадровой политики:
- научность;
- конкретно-исторический подход;
- нравственность;
- законность;
- демократизм;
- преемственность;
- сменяемость.
Специфические принципы государственной кадровой политики:
- подбор кадров по деловым, профессиональным и нравственным качествам;
- открытость и гласность;
- социальное равенство доступа граждан к гражданской службе;
- правовую, социальную и экономическую защищенность персонала;
- социальный контроль за деятельностью государственных служащих и др.
Специфические принципы можно сформулировать для кадровых процессов в сфере экономики, науки, культуры, в системы государственной службы и т.д. Именно учет специфических принципов кадровой политики различных сфер позволяет обеспечить сущностную определенность этой политики, способствует объективному и справедливому решению кадровых вопросов.
От прошлого к настоящему
Принципы кадровой политики носят устойчивый характер и связаны с определенной эпохой. В своей работе я рассмотрела принципы и их изменения в досоветский, советский и постсоветский периоды.
В основе реализации государственной кадровой политики в досоветский период, начиная с появления петровской «Табели о рангах» (1722 г.) и заканчивая периодом революционных преобразований 1917 г., лежали принципы сословной принадлежности, личной преданности и заслуг перед государем, а также принципы деловых и профессиональных качеств. При принятии на службу принималось во внимание состояние лица или его происхождение, возраст, а также познания.
Важная роль отводилась принципу профессионального мастерства при формировании кадрового состава на гражданской службе. Окончившие полный курс наук в университетах и гимназиях или в других равных им высших и средних учебных заведениях принимались в гражданскую службу только по выданным им аттестатам или дипломам.
Кадровая политика выстраивалась на принципах поощрений и ограничений гражданских служащих. Достаточно детально регламентировалась процедура награждения государственными наградами, определялись виды награждений и
основные требования к лицам, достойным высоких наград. Так, например, четко
прописывалась невозможность просить награды самому за себя. К ограничениям для лиц, состоящих на службе, относились запреты участвовать в приобретении имущества; входить в подряды как под своим именем, так и от имени своих жен; быть залогодателями на подряды и поставки; быть поверенными по месту своей службы; издавать в своих сочинениях что-либо, касающееся внутренних и внешних сношений российского государства; заниматься деятельностью, находящейся под особым запретом (должности в железнодорожных, пароходных, страховых и других торговых и промышленных товариществах и др.).
Государственная кадровая политика была направлена на формирование стабильного кадрового состава служащих, деяния которых не должны были никоим образом нарушать авторитет и незыблемость основ государевой службы. Принципы государственной кадровой политики становились традициями и неукоснительными требованиями на десятилетия, в отдельных случаях – на столетия.
На смену устоявшимся принципам государственной кадровой политики, сформированным еще при Петре I, пришли советские подходы и установки работы с кадрами, которые просуществовали с этапа становления советского государства (1917 г.) вплоть до его распада (1991 г.).
Основным принципом формирования кадрового состава государственного аппарата стал подбор кадров по политическим убеждениям. Другим важным принципом государственной кадровой политики в первые годы советской власти стал принцип ротации – перемещения служащих из одних звеньев государственного управления в другие. Необходимо было предотвратить складывание личных отношений и дать возможность служащим разносторонне изучить партийный аппарат.
Советская кадровая политика существенно трансформировалась в конце 20-х -начале 30-х гг. Этот период связан с введением принципа партийной номенклатуры, который считался одним из приоритетных принципов государственной кадровой политики вплоть до распада СССР.
Реализация государственной кадровой политики с середины XX в. до 90-х гг. характеризовалась такими же принципами, которые были установлены в первые годы советского государства. Однако все большее значение отводилось работе с резервами служащих по номенклатурному принципу. Постепенно был установлен отказ от ротации служащих по территориальному принципу.
Основной действующий и поныне принцип о равном доступе граждан к государственной службе был установлен еще Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
В настоящее время в основу правового регулирования данных процессов положен Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»5, которым устанавливаются важнейшие принципы государственной кадровой политики: принцип приоритета конкурса при приеме на гражданскую службу, принципы формирования кадрового состава (профессионализм и компетентность, профессиональное обучение и подготовка кадров, обязательность формирования кадрового резерва и работы с ним), принцип обязательности оценки профессионального мастерства и соответствия служащего замещаемой должности посредством проведения аттестаций и квалификационных экзаменов и некоторые другие. Многие из названных принципов только еще получают свое развитие, что связано с общими процессами реформирования государственной службы. Вот почему Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013 годы)», утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 261 от 10 марта 2009 года, направлена на формирование, прежде всего, высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, который бы обеспечивал эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.
В настоящее время
Какими же принципами для достижения эффективной государственной политики руководствуется государство на сегодняшний день?
Ответ на этот вопрос можно найти в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
Согласно этому документу, Правительству Российской Федерации необходимо до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие:
создание объективных и прозрачных механизмов конкурсного отбора кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы, включая проведение дистанционных экзаменов с использованием информационно-
расширение практики использования испытательного срока при замещении должностей государственной гражданской службы;
формирование кадровых резервов посредством подбора, подготовки и карьерного роста кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы и их активное практическое использование;
формирование перечня квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы на основе компетентностного подхода - в зависимости от конкретных должностных обязанностей и функций, а также от принадлежности к определенным профессиональным группам;
расширение использования механизма ротации применительно к государственным гражданским служащим, замещающим должности большинства категорий и групп должностей государственной гражданской службы (каждые 3-6 лет);
развитие института наставничества на государственной гражданской службе; установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы;
применение системы комплексной оценки деятельности государственных гражданских служащих с использованием ключевых показателей эффективности и общественной оценки их деятельности, в том числе на базе социальных сетей и с учетом мнения сетевых сообществ;
совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы;
введение на государственной гражданской службе системы профессионально-функциональных групп, предусмотрев классификацию должностей государственной гражданской службы с учетом особенностей деятельности государственных органов, отражающих отраслевую структуру государственного управления;
Заключение
Итак, принципы кадровой политики – это руководящие правила, требования по формированию и реализации кадровой политики организации или государства, они имеют инструментальный характер и меняются в соответствии с эпохой.
Без принципов кадровая политика существовать не может.
Базисные, специфические и частные принципы соотносятся как принципы различного уровня, как общее и особенное. Принципы нельзя использовать отдельно, отдавая предпочтение одним и игнорируя другие . Они действуют эффективно во взаимосвязи, взаимодействии, взаимозависимости. Только совокупность принципов, когда одни из них дополняются другими, обеспечивает в конечном свете своевременную выработку и успешную реализацию кадровой политики.
Список используемой литературы
1. Бизюкова И.В.: Кадры управления: подбор и оценка. – М.: Экономика, 1998.
2. Галькович Р.С., Набоков В.И.: Основы менеджмента. – М.: ИНФРА-М, 1998.
Информация о работе Основные принципы реализации кадровой политики на государственной службе