Основы идеологии белорусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:01, доклад

Краткое описание

Идеология - это мощное объединяющее средство, без которого любое государство разваливается, теряет свою монолитность, поэтому ни государство, ни партия, ни общественная организация не могут существовать без признания своими членами определённых целей, принципов и программ политического, экономического и социального развития.
В самом общем понимании идеология – это система целей, ценностей, программ политического, экономического и социального развития, отражающая интересы определённых слоёв, партий, государств, международных организаций.
Осознавая свои интересы, люди объединяются в общественные или политические организации, определенным образом участвуют в выборах и референдумах.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы идеологии.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

В области организации системы социального страхования необходимо решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.

Решению этих задач будут способствовать:

  • установление дифференцированных страховых взносов в зависимости от величины расходов по каждому виду страхования (класса риска);
  • увязка размеров страховых услуг с размерами взносов и периодами их уплаты;
  • персонифицированный учет по отдельным видам страхования;
  • стимулирование увеличения страховых накоплений за счет собственных средств застрахованных;
  • осуществление строгого контроля за расходованием страховых средств;
  • освобождение страховых внебюджетных фондов от выплат пособий нестрахового характера.

Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.

Сформировавшаяся к настоящему времени система социальной защиты населения представлена многообразными социальными программами, которые недостаточно скоординированы.

В ближайший период предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленной на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции.

В прогнозируемом периоде дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственной системы социальной защиты. Предусматривается преимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому.

Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, что повысит уровень, доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся гражданам.

В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития должна быть существенно повышена значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление, ориентированное, прежде всего, на использование социальных механизмов компенсации и адаптации.

Важнейшим условием реализации этих мер должна стать координация различных видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой информационной системы социальной помощи.

      1. Совершенствование системы образования

Обеспечение устойчивого развития Республики Беларусь во многом зависит от уровня и качества образования граждан, от их знания правовых и этических норм, регулирующих отношение человека к природе и обществу, и умения учитывать эти знания в повседневной и профессиональной деятельности, от их способности понимать сущность происходящих социально-экономических преобразований.

Несмотря на сложные экономические условия, государство стремится в пределах имеющихся ресурсных возможностей непрерывно увеличивать долю государственных расходов на развитие образования. В 2003 г. она достигла 6,6% от ВВП (1990 г. – 4,3%, 2002 г. – 6,8%), что сопоставимо с мировыми показателями (Швеция – 7,8%, Франция – 5,8%, Германия – 4,6%, Канада – 5,5%, Польша – 5% (по предварительной оценке ЮНЕСКО). Индекс уровня образования составил 0,950 и сравнялся с такими странами, как Швейцария, Польша, Латвия. Беларусь по этому показателю удерживает лидирующие позиции среди стран СНГ (Россия, Украина – 0,930, Казахстан – 0,920, Узбекистан – 0,910).

Стратегической целью является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой.

Для реализации этой цели требуется решить следующие задачи:

  • создание условий для удовлетворения потребностей граждан в получении образования, приобретении ими глубоких и всесторонних знаний, гармоничного развития личности и творческих способностей человека;
  • обеспечение доступности, бесплатности общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе – среднего специального и высшего образования, преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования, демократизации образования;
  • повышение интеллектуального и культурного потенциала населения на основе совершенствования и оптимизации национальной системы образования;
  • обеспечение вхождения национальной системы образования в мировое образовательное пространство.

В 2006–2010 гг. основной целью развития системы образования является повышение качества учебно-воспитательного процесса и профессиональной образованности населения. Для этого необходимо осуществить комплекс мероприятий по:

  • завершению реформы общеобразовательной школы;
  • последовательному обновлению содержания общего среднего и профессионального образования;
  • научному, нормативно-правовому и учебно-методическому обеспечению системы образования;
  • внедрению информационных и компьютерных технологий в образовании; расширению доступа в Интернет; организации дистанционного образования; переходу к открытому образованию;
  • обновлению и расширению материально-технической базы;
  • обеспечению широкого выбора образовательных программ и услуг;
  • рациональному сочетанию бесплатной и платной форм получения образования.

Намечается повысить индекс уровня образования в стране к 2010 г. до 0,96, а к 2020 г. – до 0,98 против 0,95 в 2003 г.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны одним из ключевых вопросов на этом этапе должно стать повышение социального статуса учителя и его роли в обществе.

В 2011–2020 гг. ставится цель вывести национальную систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам. Особое значение следует придать развитию высшего образования: повысить качество и усовершенствовать структуру подготовки специалистов; максимально приблизить ее к требованиям рынка труда.

Предстоит реализовать ряд организационных мер:

  • оптимизировать сеть учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с учетом складывающейся демографической ситуации, не нарушая права граждан на получение образования;
  • развивать сеть учреждений образования нового типа, создавать университетские комплексы, реализующие образовательные программы различных уровней;
  • сформировать эффективный механизм трансфера научно-технических разработок в производство по отраслям экономики и регионам;
  • разработать системы дистанционного обучения на всех уровнях образования, мониторинга качества обучения и воспитания учащейся молодежи;
  • повысить квалификационный уровень преподавательского состава и эффективность использования кадров.

Особую значимость для Беларуси в этот период приобретает опережающий характер развития образования, нацеленность его на запросы и ценности будущей постиндустриальной цивилизации. В этой связи содержание и методики обучения должны быть направлены на развитие творческих качеств личности, его способностей к самостоятельным действиям и решениям, к непрерывному обновлению знаний и совершенствованию профессиональной компетенции.

Для решения поставленных перед образованием целей и задач следует обеспечить его необходимое финансирование, создать условия для привлечения инвестиций в сферу образования, усилить роль рыночных механизмов хозяйствования. Намечается создать цивилизованный рынок образовательных услуг, включить систему образования Беларуси в мировой образовательный процесс.

      1. Улучшение здоровья населения и развитие здравоохранения

Снижение уровня жизни населения, негативное изменение среды обитания привели к ухудшению здоровья населения. По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит на 49–53% от образа жизни, на 18–22% от наследственности, 17–20% от качества окружающей среды и лишь 8–10% от уровня медицинского обслуживания. Из этого следует, что основным фактором, влияющим на здоровье нации, является образ жизни.

Стратегической целью в области улучшения здоровья является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылки для его удовлетворения.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

  • формирование системы государственных приоритетов в общественных отношениях, позволяющей создать государственный механизм поддержки здорового образа жизни населения;
  • воспитание личной нравственной ответственности человека за сохранение своего здоровья и других членов общества;
  • улучшение физического и психологического благополучия населения;
  • улучшение качества окружающей среды;
  • создание условий, обеспечивающих здоровье населения в процессе трудовой деятельности;
  • разработка и реализация правового и экономического механизма обеспечения социальных условий для реализации стремления людей к позитивным изменениям в образе жизни.

Для реализации указанных задач необходимо принятие следующих мер:

  • разработать и внедрить автоматизированную систему мониторинга состояния здоровья населения (с учетом среды обитания) для разработки комплекса оздоровительных и профилактических мероприятий;
  • разработать и принять эффективные меры по искоренению вредных привычек (алкоголь, наркотики, курение);
  • развивать физическую культуру, спорт и туризм;
  • улучшить качество питания населения, обеспечив его наиболее ценными продуктами;
  • повысить эффективность учреждений, формирующих здоровый образ жизни;
  • создать постоянно действующую систему информирования и обучения населения в вопросах сохранения и укрепления здоровья;
  • обеспечить изучение вопросов формирования здорового образа жизни в системе образования;
  • укрепить санитарно-эпидемиологическую службу, первичную медико-санитарную и неотложную помощь;
  • обеспечить приоритетное финансирование программ, направленных на укрепление здоровья населения.

Особое внимание предстоит уделить охране репродуктивного здоровья граждан, созданию службы планирования семьи, улучшению ранней диагностики и лечения заболеваний репродуктивной системы.

Стратегической целью развития здравоохранения является создание эффективной системы здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью.

Для реализации этой цели необходимо обеспечить:

  • четкое определение уровня государственных гарантий в области здравоохранения на основе государственных минимальных социальных стандартов;
  • планирование финансовых средств по нормативам бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, а также нормативам объема и себестоимости медицинской помощи;
  • расширение внебюджетных источников финансирования отрасли;
  • реструктуризацию медицинской помощи и внедрение ресурсосберегающих технологий;
  • совершенствование организации и управления системой здравоохранения;
  • развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения.

Для решения этих задач необходимо проведение следующих мероприятий:

  • увеличить долю финансирования в ВВП на развитие здравоохранения;
  • совершенствовать государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения в соответствии с нормативами бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя;
  • увеличить объемы финансирования за счет развития внебюджетной деятельности, расширения платных медицинских услуг с учетом платежеспособного спроса населения, развивать формы добровольного медицинского страхования;
  • обеспечить инвестициями наиболее приоритетные направления деятельности – развитие первичной медико-санитарной помощи, службы охраны материнства и детства и профилактики социально опасных заболеваний;
  • продолжить реструктуризацию медицинской помощи путем сокращения неэффективно эксплуатируемых больничных коек и ликвидации диспропорций в их распределении по территории страны;
  • продолжить внедрение стационарозамещающих технологий (развитие дневных стационаров и стационаров на дому, создание поликлинических подразделений на базе отдельных больничных организаций здравоохранения), а также внедрение общей врачебной практики;
  • совершенствовать медицинскую помощь пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС с обеспечением дифференцированного подхода при ее организации различным группам населения, целевого скрининга для формирования групп высокого риска, медико-социальной реабилитации, охраны психосоматического здоровья, адекватного дозиметрического сопровождения;
  • совершенствовать систему контроля качества лекарственных средств;
  • развивать отечественное производство медицинской техники и изделий медицинского назначения по наиболее важным позициям;
  • обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов в области организации и экономики здравоохранения, медицинской информатики.

Информация о работе Основы идеологии белорусского государства