Основы идеологии белорусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:01, доклад

Краткое описание

Идеология - это мощное объединяющее средство, без которого любое государство разваливается, теряет свою монолитность, поэтому ни государство, ни партия, ни общественная организация не могут существовать без признания своими членами определённых целей, принципов и программ политического, экономического и социального развития.
В самом общем понимании идеология – это система целей, ценностей, программ политического, экономического и социального развития, отражающая интересы определённых слоёв, партий, государств, международных организаций.
Осознавая свои интересы, люди объединяются в общественные или политические организации, определенным образом участвуют в выборах и референдумах.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы идеологии.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Для рационализации потребления услуг и доведения их объемов до уровня мировых стандартов следует активизировать работы по оснащению жилищного фонда современными средствами контрольно-измерительной и регулирующей аппаратуры.

Нормативно-правовое обеспечение развития и функционирования системы ЖКХ должно соответствовать происходящим изменениям в социально-экономическом развитии страны и учитывать необходимость сохранения окружающей среды для будущих поколений.

Важнейшими условиями реализации целей и задач устойчивого развития жилищной сферы должно стать планомерное снижение себестоимости услуг ЖКХ (снижение всех видов потерь и затрат в системе, меры по ресурсоэнергосбережению и др.), рациональное потребление ресурсов и стимулирование этих процессов при переходе на бездотационное функционирование и ликвидацию перекрестного субсидирования.

      1. Борьба с антиобщественными явлениями

Белорусское государство и общество проводит активную деятельность по борьбе с антиобщественными явлениями как в плане совершенствования экономической, социальной и культурной политики, так и принятия нового национального законодательства и повышения эффективности работы правоохранительных и других органов и общественных организаций. Вместе с тем, на концептуально-теоретическом и социально-практическом уровнях в стране отсутствует целостная система государственной политики предупреждения и борьбы с антиобщественными явлениями. Национальное законодательство, нравственно-воспитательная и правоприменительная практика ориентируются в основном на применение мер уголовной и другой правовой ответственности, различного рода запреты и индивидуальную воспитательную работу. Недостаточно внимания уделяется социальной профилактике антиобщественных явлений. Не в полной мере обеспечивается защита прав жертв преступлений и других правонарушений, неразвита система оказания им реабилитационной помощи, отсутствует и специальное законодательство. Неэффективно осуществляется профилактика пьянства и алкоголизма, наркомании и токсикомании, проституции и бродяжничества. Политика предупреждения и борьбы с антиобщественными явлениями нуждается в качественном реформировании и реализации научно обоснованной активной и эффективной стратегии их социального контроля.

Основная цель борьбы с антиобщественными явлениями – создание экономических, социальных, культурных и нравственно-правовых условий для гармоничного развития личности, слияния ее образа жизни с общепринятыми позитивными нормами морали и права, лишения преступности питательной среды.

К 2010 г. необходимо сократить уровень потребления абсолютного алкоголя на душу населения с 10 до 8 литров, стабилизировать уровень наркомании, антиобщественного пьянства, алкоголизма и самоубийств. Уменьшить масштабы бродяжничества, детской беспризорности, проституции, сократить количество неблагополучных семей и численность социально-деградированных групп населения, ведущих антиобщественный образ жизни.

На последующих этапах необходимо:

  • создание экономических, социальных и культурных условий, обеспечивающих устойчивое развитие общества, социальных институтов и личности, развитие нравственной и правовой культуры, формирование ценностных ориентаций на социально позитивное поведение и здоровый образ жизни;
  • смягчение, нейтрализация и постепенное преодоление основных социальных и личностных причин антиобщественных явлений;
  • устойчивое снижение уровня антиобщественных явлений, а также уменьшение физического, морального, материального и другого ущерба, причиняемого ими, в том числе сокращение материальных расходов общества, связанных с их социальным контролем;
  • предупреждение и устойчивое снижение уровня виктимизации граждан, эффективная защита прав и оказание реабилитационной помощи жертвам антиобщественного поведения.

Для практической реализации целей и задач борьбы с антиобщественными явлениями требуется осуществление следующих мероприятий:

  • повысить эффективность работы государственных органов и общественных организаций по выявлению и преодолению основных экономических, социальных, культурных и других причин и условий, порождающих антиобщественные явления;
  • обеспечить уменьшение материального и другого социального неравенства и социальной несправедливости, сокращение бедности и нищеты, безработицы и бездомности, бродяжничества и беспризорности, особенно среди детей, молодежи, женщин и малоимущих групп населения;
  • разработать и принять комплекс законов, регламентирующих концептуальные основы, структурно-организационные компоненты и основные формы функционирования целостной системы социального контроля антиобщественных явлений;
  • создать в структуре местных органов государственного управления специальные криминологические формирования – отделы предупреждения антиобщественных явлений, а также специальные виктимологические службы для реабилитационной работы с жертвами антиобщественного поведения. При этом важно обеспечить не только полную компенсацию ущерба, причиненного личности антиобщественным поведением, но и восстановление окружающей среды в случаях совершения экологических правонарушений;
  • усовершенствовать статистическую отчетность, особенно в части регистрации антиобщественного поведения и виктимизации граждан, расширения перечня показателей, касающихся потерпевших, учета международных стандартов;
  • расширить нравственно-правовое, криминологическое и виктимологическое просвещение и воспитание населения, особенно молодежи и лиц из групп социального риска. Широко использовать в этих целях учреждения образования, культуры, здравоохранения, средства массовой информации, общественные организации и движения, нравственно-воспитательный потенциал семьи, религии и т.п. Осуществлять материально-техническую, финансовую, научно-образовательную и информационную поддержку со стороны государства деятельности общественных организаций и формирований, занимающихся профилактикой антиобщественных явлений, защитой прав и оказанием реабилитационной помощи жертвам антиобщественного поведения. Развивать систему криминологического, виктимологического, психолого-педагогического, социально-культурного и другого специального обучения сотрудников правоохранительных органов, учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, общественных организаций, которые профессионально взаимодействуют с правонарушителями, с жертвами антиобщественного поведения и лицами из групп социального риска.
    1. Развитие реального сектора экономики

Важнейшим средством обеспечения устойчивости развития национальной экономики и решения социальных задач является дальнейший рост валового внутреннего продукта, развитие межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства. Валовой внутренний продукт в 2020 г. предусматривается увеличить по сравнению с 2005 г. в 2,0–2,3 раза, инвестиции в основной капитал – в 2,4–2,7, продукцию промышленности – в 1,6–1,7, сельского хозяйства – в 1,6, сферы услуг – в 2,3–2,6 раза. В результате Беларусь по производству ВВП на душу населения, исходя из ППС 2002 г., приблизится к странам Евросоюза с 30% в 2002 г. до 60% в 2020 г. с учетом того, что темпы роста ВВП в ЕС составят 2–3% в год.

В структуре экономики страны в прогнозном периоде будет последовательно снижаться доля производства товаров до 37–38% в 2020 г. и возрастать доля сферы услуг – до 50–52% соответственно. В структуре использования ВВП к концу прогнозного периода потребуется увеличение удельного веса накопления до 30–31% и доли инвестиций – до 26–27% против соответственно 21–22% в 2005 г. При этом, несмотря на снижение в структуре ВВП доли конечного потребления, рост его объемов позволит последовательно увеличивать уровень потребления на душу населения.

Прогрессивные изменения в отраслевой структуре экономики предусматриваются за счет снижения доли и масштаба энерго- и материалоемких производств, замены неэффективных производств новыми, основанных на высоких технологиях и новых материалах. Приоритетное развитие должны получить:

  • информатизация и производство программного обеспечения;
  • нанотехнологии и наноматериалы;
  • модернизация энергетического хозяйства;
  • биотехнологии и генетики;
  • наука и сфера услуг (образование, здравоохранение, туризм, транспорт и др.).

На первом этапе (до 2010 г.) предусматривается повысить конкурентоспособность национальной экономики, прежде всего за счет улучшения использования факторных условий (природные и трудовые ресурсы, научно-технический и инновационный потенциалы, производственная и социальная инфраструктура), а также создания привлекательного инвестиционного климата и благоприятных условий для предпринимательской деятельности, развития рыночной инфраструктуры, расширения внутреннего потребительского рынка. Для этого необходимо ускорить формирование социально ориентированной рыночной (многоукладной) экономики, повысить уровень ее эффективности за счет приоритетного развития отраслей и производств, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на мировых рынках. В решении этих задач первостепенное значение имеет реализация Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь.

На втором этапе (2011–2020 гг.) ставится задача приблизить структуру экономики Беларуси к структуре хозяйств экономически развитых стран по удельному весу сферы услуг, доле прогрессивных V и VI технологических укладов, создать условия для формирования постиндустриального общества.

В целях обеспечения устойчивого экономического развития необходимо поддерживать рациональные пропорции между ВВП и расходами на экологию, социальную сферу и научно-инновационную деятельность. Инновационный потенциал страны будет ориентирован на повышение качества и конкурентоспособности выпускаемых товаров и услуг.

      1. Структурная перестройка промышленности. Топливно-энергетический комплекс

Структурная перестройка промышленности осуществляется в соответствии с Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998–2015 гг., которая предусматривает приоритетное развитие наукоемких и энергосберегающих подотраслей промышленности, экспортоориентированных и импортозамещающих производств.

Главная цель структурных преобразований в промышленности – создание конкурентоспособной высокотехнологичной продукции на основе внедрения современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.

Реализация промышленной структурной политики будет сопровождаться государственной поддержкой, прежде всего, наиболее перспективных отраслей, конкретных предприятий и производств, выбранных в качестве приоритетов и «точек роста».

Для отраслей, подотраслей и производств, имеющих реальные возможности перспективного развития на собственной финансовой базе (самофинансирование), потребуется внесение изменений в налоговую систему, прежде всего, в части платы за пользование природными ресурсами. Привлечение иностранных инвестиций в эти производства должно осуществляться на условиях, обеспечивающих размещение значительной доли заказов на отечественных предприятиях и реинвестирования прибыли в Беларуси.

Для отраслей и производств, продукция которых способна расширять внешние рынки в конкуренции с другими странами, на первом этапе потребуются прямые государственные инвестиции и субсидии. В дальнейшем они все более будут заменяться косвенными мерами: созданием условий для формирования внутреннего и внешнего спроса, в том числе путем государственной поддержки сбыта продукции на внешних рынках, предоставления государственных гарантий, а также в форме международных кредитов для закупки высокотехнологичной продукции.

Для развития социально ориентированных производств и отраслей предусматривается стимулирование внутреннего и внешнего спроса на их продукцию, включая защитные импортные тарифы в пределах, допускаемых международными нормами, общепризнанные методы нетарифного регулирования (сертификация импортируемой продукции и др.). В целях увеличения внутреннего спроса на продукцию этих отраслей и производств целесообразно использование комплекса мер: кредитование населения с целью покупки товаров длительного пользования отечественного производства; содействие предприятиям в формировании собственной сбытовой сети; поощрение развития системы лизинга; содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Для перехода к устойчивому развитию в промышленности предусматривается эффективное использование всех видов ресурсов на основе применения экологически чистых технологий.

Приоритетное развитие получит выпуск наукоемких, экспортоориентированных и импортозамещающих видов продукции, а также потребительских товаров и продукции, изготавливаемой на основе собственных сырьевых ресурсов (деревообработка, фармацевтика и др.).

Реализация мер по структурному преобразованию промышленного комплекса предусматривается в два этапа.

До 2010 г. необходимо создать базу для повышения конкурентоспособности и эффективности производства, отвечающую требованиям охраны окружающей среды, на основе решения следующих основных задач:

  • обеспечение динамичного развития и стимулирование инвестиционно-инновационных процессов, ускорение разработок и внедрения энерго- и ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;
  • достижение надежного финансового состояния промышленных предприятий;
  • улучшение структуры выпуска и экспорта продукции.

На период 2011–2020 гг. ставится задача перехода к эффективному функционированию промышленного комплекса в условиях его экологизации. Целевые ориентиры этого этапа – это систематическое наращивание объема продаж; выпуска продукции, соответствующей мировым стандартам; обеспечение уровня рентабельности не ниже 20% по промышленности в целом. Для этого потребуется:

  • систематическое качественное обновление производственного, научно-технологического и кадрового потенциала;
  • создание и функционирование системы маркетинга, располагающей информацией о текущей и перспективной конъюнктуре мирового рынка промышленных товаров;
  • вхождение белорусской промышленности, прежде всего наукоемких отраслей, в мировую хозяйственную систему на основе сформированных межгосударственных корпораций и предпринимательских образований;
  • разработка и внедрение информационно-интеллектуальных систем, переход на информационные технологии разных сфер деятельности, включая экологичность производства.

Направления структурной перестройки межотраслевых комплексов и отраслей промышленности характеризуются следующим образом.

Топливно-энергетический комплекс. Основной целью развития является надежное и безопасное обеспечение потребностей страны в топливно-энергетических ресурсах с учетом их рационального использования.

Приоритетными направлениями его развития, исходя из требований экологии и обеспечения потребностей страны, являются:

Информация о работе Основы идеологии белорусского государства