Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 08:49, курсовая работа
Цель работы – выявление особенностей политического участия на примере Приморского края.
В соответствии с поставленной целью на решение ставятся следующие задачи:
Рассмотреть понятие и признаки политического участия.
Проанализировать типы и модели политического участия.
Объектом исследования является политическое участие.
Предмет исследования особенности политического участия на территории Приморского края.
Введение………………………………………………………..
Глава 1. Анализ политического участия……………………
§ 1. Понятие и признаки политического участия…………..
§ 2. Типы и модели политического участия………………..
Глава 2. Политическое участие отдельных групп населения в политическом процессе Приморского края.
§ 1. Генезис и эволюция политического участия в Приморском крае………….
§ 2. Факторы, влияющие на уровень политического участия населения в Приморском крае……………………………………
Заключение…………………….
Список использованной литературы…………………………..
Участие людей в политике служит одним из средств выражения и достижения их интересов. По мнению М. Каазе «под политическим участием понимается всякая деятельность, добровольно осуществляемая гражданами с целью оказать влияние на принятие решений на различных уровнях политической системы; участие в политике понимается, прежде всего, как осознанная целенаправленная деятельность».
Вплоть до 50-х гг. XX политическое участие описывалось в социологии и политической науке преимущественно как участие в выборах и государственном управлении. В настоящее время подавляющим большинством политологов различных направлений политическое участие рассматривается значительно шире и определяется как вовлеченность членов общества в существующие политические отношения и структуру власти. Американский социолог Х. Макклоски, например, определяет политическое участие как «… ту добровольную деятельность, посредством которой члены общества участвуют в выборе правителей и, прямо или косвенно, в формировании государственной политики».
Участие в управлении многих людей расширяет интеллектуальный потенциал для принятия решений, увеличивает вероятность их оптимизации, а, следовательно, повышаются стабильность политической системы и эффективность управления. Кроме того, широкое участие граждан в политическом процессе обеспечивает эффективный контроль за должностными лицами, предотвращает злоупотребления властью, отрыв депутатов от народа, бюрократизацию чиновничества. В современных крупномасштабных государствах это привело бы к децентрализации принятия многих решений, их переносу с общенационального на региональный или местный уровень.
Напротив,
приверженцы концепции
Для политического участия граждан важное значение имеют как объективные условия (расстановка политических сил, политическая культура общества), так и их субъективное отношение к политической системе, мотивы участия в политике, их ценности, потребности, знания, информированность. Эти и другие факторы на то, становится или не становится человек частью некоего политического целого.
Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей) на деятельность политической системы. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.
Политическое
участие – это влияние граждан
на функционирование политической системы,
формирование политических институтов
и процесс выработки
В самом общем виде многообразие форм и разновидностей политического участия зависит от определенных свойств действующего индивида, характера режима правления, а также от конкретной ситуации. Соответственно американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяют следующие разновидности политического участия: пассивные формы политического поведения граждан; участие людей только в выборах представительных органов власти или только в решении местных проблем; политические действия активных участников предвыборных кампаний; деятельность политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики; профессиональные действия политиков.
Другой американский ученый Милбэрт разделяет формы политического участия на «активные», промежуточные, наблюдательные и, наконец, выделяет «апатичное» отношение граждан к политике.
В современной России доля политически апатичных людей в составе населения достаточно велика. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом и сохранением устойчивой веры в «чудесное» пришествие великого харизматического лидера. Абсентеизм определенной части российского общества в значительной мере результат крушения мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран и ожиданий «экономического чуда».
Роль
абсентеизма в современном
Таким
образом, участие в политической
жизни является непосредственным показателем
самоопределения личности, востребованности
и осуществимости ею своих прав, выражением
понимания человеком своего социального
статуса и возможностей. Именно участие
индивида в политике показывает, настолько
эта сфера жизни способна служить не только
интересам крупных социальных групп, но
также запросам и чаяниям рядового гражданина,
обычного человека. Участие в управлении
многих людей расширяет интеллектуальный
потенциал для принятия решений, увеличивает
вероятность их оптимизации, а, следовательно,
повышаются стабильность политической
системы и эффективность управления. Кроме
того, широкое участие граждан в политическом
процессе обеспечивает эффективный контроль
за должностными лицами, предотвращает
злоупотребления властью, отрыв депутатов
от народа. В России актуальной остается
проблема приобщения большей части населения
к политике через институализированные
формы участия.
§ 2. Типы и модели политического участия.
Для политического участия граждан важное значение имеют, как объективные условия (расстановка политических сил, политическая культура общества), так и их субъективное отношение к политической системе, мотивы участия в политике, их ценности, потребности, знания, информированность. Эти и другие факторы влияют на то, становится или не становится человек частью некоего политического целого.
Одна из наиболее разработанных схем политического участия включает следующие элементы:
-
реакция (позитивная или
-
участие в делегировании
-
участие в деятельности
-
выполнение политических
- прямые действия (участие в митингах, демонстрациях).
Эти типы участия весьма неравнозначны. Одни из занимают скромное место в политической жизни, другие весьма развиты, что позволяет судить о политической культуре конкретного общества. Так из всех форм политической активности на Западе наиболее развитой является электоральная, хотя процент голосующих в разных странах неодинаков. Даже членство в партиях ограничивается зачастую участием в предвыборной кампании данной партии, голосованием за ее кандидатов. Действительная активность – это удел немногих, меньшинства.
Если активность людей направлена на поддержание существующих порядков, то политическая система ее поддерживает. Если же отдельные группы требуют изменений, то правящие круги могут на них реагировать по-разному в демократических и недемократических странах, даже применяя насилие. Если процесс принятия решений сосредоточен исключительно в кабинетах властей, то отчужденные от политики массы выступают в ней лишь как исполнители.
Политическая жизнь может выходить на улицы и становится народным действием, но и тогда это действие определяется типом общества. При авторитарном или тоталитарном правлении массовые акции – это часть официального ритуала, демонстрирование поддержки и одобрения политики, иногда не без харизматического подъема.
В демократическом обществе политика на улице – это необходимый элемент политической жизни, фактор обратной связи власти и народа, форма народовластия. Политическое участие масс активизируется, если ошибки власти приводят к конфликту с обществом. Тогда митинги, марши, шествия становятся способом волеизъявления народных движений, партий, широких масс. Политическое участие может быть направлено против действий и решений властей, выражая протест, возмущение, неприятие данной политической линии.
Политические системы демократического типа предполагают активное, заинтересованное участие граждан в политической жизни через выполнение ими различных социально-значимых ролей (избиратель, член политической партии или общественного движения). В то же время многие индивиды не пользуются своими возможностями оказывать влияние на политическую сферу, а некоторые выбирают неприемлемые и даже преступные способы политического участия (например, терроризм). Актуальность названных проблем определяет важность изучения феномена политического участия: его структуры, внутренних и внешних факторов, от которых зависит выбор тех или иных форм политического участия, степень политической активности граждан. Разнообразие областей политической жизни, множественность ролей и функций, выполняемых индивидами и группами в сфере отношений с государственной властью, породили множество типов политического участия. Политическое участие – это действия, посредством которых рядовые члены общества влияют или пытаются оказать влияние на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномочий; активистскую деятельность, направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий.
Разнообразие
форм политического участия
Рассмотрим
более подробно некоторые типы политического
участия. К наиболее распространенному
типу относится электоральное
Психологическая
близость к группе ограничивает спектр
политических ориентация и альтернатив,
упрощая политический выбор. Многочисленные
исследования показали, что на предпочтения
избирателей влияет множество факторов
(пол, возраст, конфессиональная принадлежность,
особенности первичной
Информация о работе Особенности политического участия в Приморском крае