Политика занятости: сущность, цели, виды и инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 00:55, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных.
В условиях переходного периода достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы лишь с помощью рыночных механизмов, через рынок труда и конкуренцию, невозможно.

Вложенные файлы: 1 файл

Политика занятости.docx

— 42.87 Кб (Скачать файл)
  1. введение творческих и учебных отпусков (эта и указанная выше меры, способствующие сокращению предложения рабочей силы сегодня, обеспечат ее более высокую продуктивность завтра);

  1. повышение пособий и/или сроков отпусков по уходу за детьми;

  1. введение частичного и/или досрочного пенсионного обеспечения в случае потери работы.

На рынке труда различают еще и такие виды государственного регулирования, как защитное (в целях уменьшения незащищенности отдельных групп), поощрительное (стимулирование отдельных видов деятельности), ограничительное (исключение неоправданных преимуществ), директивное (административное воздействие на рынок труда).[19, c. 32].

 

 

 

 

 

 

 

  2 Политика занятости в экономике Республики Беларусь

Взаимоотношения государства и граждан в сфере трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 24.11.1992г.

В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, принятой 15.03.1994г., гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом. [1].

Согласно ст. 1 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» под занятостью следует понимать не запрещённую законодательством деятельность граждан, приносящую им заработок (доход).

Принуждение к труду в административном порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Гражданам, которые не в состоянии на равных условиях с другими конкурировать на рынке труда, государство гарантирует занятость путём создания дополнительных рабочих мест. [2].

В соответствии со ст. 2 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. [2].

В соответствии со ст. 9 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости. [2].

В состав государственной службы занятости входят 148 структурных подразделений, в том числе Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, 6 управлений областных служб, Минский городской центр занятости населения с 9 районными отделениями, 25 региональных, 13 городских и 93 районных центра занятости.

Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения осуществляет Государственный фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.

Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:

а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;

б) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;

в) выплату в установленном порядке пособия по безработице;

г) оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;

д) возмещение расходов и получение иных компенсаций, при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.

В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

  1. обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;

  1. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

  1. поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

  1. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

  1. принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;

  1. обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;

  1. координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;

  1. участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;

  1. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь.[2]

Государственные программы занятости предусматривают в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  1.   содействие структурной перестройке  экономики и создание условий  для направления высвобождаемых  работников на рентабельные производства  и в развивающиеся отрасли;

  1.   развитие системы подготовки, повышения  квалификации, переподготовки и  профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест  с учетом демографической ситуации;

  1.   обеспечение занятости отдельных  категорий населения, трудоустройство  которых затруднено;

  1.   повышение экономической заинтересованности  предприятий и организаций в  создании рабочих мест и использовании  гибких форм занятости;

  1.   совершенствование организационной  структуры государственной службы  занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической  базы.[2].

Решение стоящих перед государством задач в области занятости населения требует длительного времени, поэтому обеспечение полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени.

Стратегическая цель определяет следующие тактические задачи:

  1.   на 2006 – 2010 гг. – содействие социально-профессиональной  мобильности рабочей силы, повышение  эффективности и качества труда;

  1.   после 2010г. – достижение количественной  и качественной сбалансированности  спроса и предложения рабочей  силы и рабочих мест.[8, c. 39]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                   

                                           Заключение

Политика занятости в условиях реформирования экономики сводится к объективной оценке и согласованию общественных и личных интересов участников производственных отношений и обоснованию путей наиболее эффективного использования физических и творческих способностей трудоспособного населения. В настоящее время при регулировании процессов занятости населения государственные органы исходят, в первую очередь, из предполагаемых параметров социально-экономического развития страны, т.е. на первый план выдвигается определени

е потребности экономики в рабочей силе. При этом формирование пропорций занятости осуществляется изолированно, в отрыве от других социально-экономических процессов, и лишь на заключительном этапе они сопоставляются, и проводится корректировка их показателей. Категория занятости  занимает одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни, как отдельных граждан, так и общества в целом. В результате развития межгосударственных и межличностных отношений в мире сохраняется масштабность и высокий уровень миграции населения, что подчеркивает глобализацию общественных отношений. 
Миграционная политика некоторых стран существенно изменяется, от 
политики ограничения и сдерживания миграционных потоков к политике 
большей избирательности, открытости, привлекательности и активного 
вовлечения иммигрантов в решение своих экономических проблем.                                               Задача государственной политики занятости заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной занятости при минимальных издержках, к которым следует отнести безработицу, работу не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям.

Политика занятости в условиях реформирования экономики сводится к объективной оценке и согласованию общественных и личных интересов участников производственных отношений и обоснованию путей наиболее эффективного использования физических и творческих способностей трудоспособного населения. В настоящее время при регулировании процессов занятости населения государственные органы исходят, в первую очередь, из предполагаемых параметров социально-экономического развития страны, т.е. на первый план выдвигается определение потребности экономики в рабочей силе. При этом формирование пропорций занятости осуществляется изолированно, в отрыве от других социально-экономических процессов, и лишь на заключительном этапе они сопоставляются, и проводится корректировка их показателей.

Важной особенностью предложения белорусской рабочей силы на различных сегментах мирового рынка труда является и то, что значительная его часть осуществляется нелегально. Точных данных на сей счет нет, но, по различным экспертным оценками, около 50 тыс. белорусских работников нелегально трудятся за рубежом.

Республика Беларусь занимает достойное место в управлении миграционными потоками, проводит эффективную политику в сфере миграции в рамках Содружества, активно участвует в реализации принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников Содружества Независимых Государств.

Миграционная политика Республики Беларусь в сфере внешней трудовой миграции направлена на совершенствование регулирования экспорта и импорта рабочей силы, защиту национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы и смягчение ситуации на внутреннем рынке труда за счет трудоустройства белорусских граждан за границей.

 

 

 

 

 

 

                                   Список литературы

1. Конституция Республики Беларусь  от 15.03.1994г.

2. Закон Республики Беларусь  от 30.05.1991г. № 828-XII «О занятости населения Республики Беларусь».

3. Ванкевич Е.В. Экономические проблемы  становления рынка труда. Мн.: Мисанта, 1996. – 68 с.

4. Лебедева С.Н. Экономика и организация  труда. Мн.: Мисанта, 2002. – 165 с.

5. Лобкович Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в  Беларуси. Мн.: БГЭУ, 2000.—70 с.

6. Социально-экономическая статистика. Учебное пособие. Под общ.ред. Нестерович  С.Р. – Мн.: БГЭУ, 2000г. – 231с.

7. Антосенков Е.Г. От обслуживания  безработицы – к активной государственной  политике занятости // ЭКО. – 1999. - № 2. – с. 123-125.

8. Боровик Л.С. Политика занятости: направления развития // Белорусский  экономический журнал. – 1999. - № 1. –  с. 34-45.

Информация о работе Политика занятости: сущность, цели, виды и инструменты