Политика как сфера деятельности общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:23, контрольная работа

Краткое описание

Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил. Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации.

Содержание

1. Введение
2. Сущность политики.
3. Структура и функции политики.
4. Политика как система регуляции общественных отношений.
5. Вывод
6. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 40.24 Кб (Скачать файл)

1. В современной общественной  науке обоснован взгляд на  общество как на целостный  социальный организм - органичную  систему.

Отсюда с непреложностью следует, что имманентным и весьма важным качеством общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а  значит, и объективная необходимость  их социального регулирования.

Регулировать (в социальной жизни) - значит определять поведение людей  и их коллективов, давать ему направление  функционирования и развития, вводить  его в определенные рамки, целеустремленно  его упорядочивать.

Существование и развитие социального  регулирования, его место и функции  в общественной жизни характеризуются  рядом закономерностей.

Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные  последствия для социальной системы - ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация («заорганизованность»). Эта мера, выражающая объем и интенсивность  социального регулирования, зависит  от требований существующей общественной системы, от этапа развития общества, уровня его организованности. Такая  мера тем значительней, чем сложнее  общественные отношения, чем больше необходимость их согласованного и  скоординированного развития.

Во-вторых, в процессе развития регулирования  в обществе все более возрастает удельный вес социального (высокосоциального); не порывая с психобиологическими факторами человеческого поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирование тем не менее все более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей, а в условиях цивилизации во все большей степени - свободы человека, автономной личности. В связи с этим в регулировании наряду с повышением конкретности и определенности возрастает нормативность и соответственно абстрактность, всеобщность-то, что так или иначе относится к общественному сознанию.

В-третьих, закономерной тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов. Определяющая роль собственности, власти, идей (идеологии) на всех этапах развития общества остается в конечном счете решающим фактором социального регулирования и неизменно присутствует во всех его проявлениях и разновидностях. В то же время неуклонно возрастают удельный вес и значение социального управления и отсюда - тех разновидностей регулирования, которые воплощаются в целенаправленной деятельности людей, их коллективов, общественных образований. А подобного рода целенаправленная деятельность (точнее, необходимость обеспечения, оснащения ее нужным инструментарием, придания ей качества стабильности и т. д.) и вызывает к жизни особые, внешне обособленные регулятивные средства и механизмы, которые, выражаясь прежде всего в социальных нормах, относятся к такому исходному элементу общества, как культура. Эти процессы получают еще большее развитие в связи с тем, что на определенном этапе значение самостоятельной и мощной силы приобретают власть и идеология, а также в связи с необходимостью обеспечить глобальный процесс развития свободы в обществе, охраны и защиты автономной личности. В то же время нужно видеть, что указанные процессы противоречивы: на известной ступени обособленные регулятивные средства и механизмы, все более отчуждаясь от человека, могут стать самостоятельным и даже противостоящим людям фактором. Здесь обнаруживается еще одна зависимость: объем и интенсивность внешне обособленных регуляторов обратно пропорциональны степени развития в обществе начал саморегулирования (подробнее об этом будет сказано дальше).

В-четвертых, по мере развития социальной жизни происходят изменение качества регулирования, усложнение, утончение  и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая  дифференциация и интеграция; создается  в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов - процесс, который  является как бы ответом социального  регулирования на потребности общественной системы, общественного развития, на нужды социального прогресса, в  том числе на необходимость в  условиях цивилизации выражения  и обеспечения социальной свободы, утверждения и защиты автономной личности. Изменение качества социального  регулирования, в свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик  развития и функционирования его  инфраструктуры.

Регулирование в социальной жизни  в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное.

Индивидуальное - упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений конкретных вопросов, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.

Нормативное - упорядочение поведения людей при помощи общих правил, т. е. известных моделей, критериев, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи аналогичного характера и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию.

Появление нормативного регулирования - первый и один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении  социального регулирования, знаменующий  крупные изменения, качественный скачок в его развитии.

При помощи общих правил оказывается  возможным достигнуть единого, непрерывно действующего и вместе с тем экономичного порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим  и одинаковым условиям, продиктованным требованиями экономики, власти, идеологии, всей социальной жизни. Резко сужаются возможности для случая и произвола. Тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального  регулирования - упорядочение всей социальной жизни, прежде всего приобретение ею общественной устойчивости и независимости  от случая или произвола.

Весьма существенно, что нормативное  регулирование затрагивает область  общественного сознания, связывается  с ним, с существующей системой ценностей. Ведь всякая норма в обществе - это  масштаб, критерий оценки будущих форм поведения, суждение о ценностях, обращенное в будущее и объективированное  в том или ином виде. Именно отсюда проистекает «двойной отсчет» пря  характеристике социальных норм: наряду с регулятивными особенностями (свойствами, присущими социальным нормам как  регуляторам) нужно учитывать также  и «второе измерение» - содержащиеся в нормах критерии оценки поведения  людей, суждения о ценностях, которые  могут приобретать как реакционный, так и прогрессивный, гуманистический  характер.

Разумеется, свои минусы имеет и  нормативное регулирование, в особенности  в случаях, когда оно становится орудием политической власти авторитарного  типа, авторитарной идеологии и может  быть носителем реакционных идей, антигуманной идеологии, ценностных представлений, тормозящих общественный прогресс. Да и с точки зрения регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном решении жизненных проблем - учета  индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей конкретного случая.

Этим и объясняется потребность, которая остро ощущается в  ходе общественно-исторического развития, - дополнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том  числе правовое, индивидуальным. Однако перечисленные недостатки нормативного регулирования не должны заслонять его громадных социальных преимуществ, формирование его имело переломное, этапное значение в развитии регулятивных механизмов, свойственных обществу как социальной системе, когда и складывается устойчивая инфраструктура регулирования.

Исторически первая группа социальных норм, сложившаяся в человеческом обществе, - обычаи, т. е. правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и вошедшие в привычку. Нередко употребляют как равнозначные термины «обычаи», «нравы» и «традиции». Это близкие, но неравнозначные понятия. Под нравами принято понимать правила или обычаи, имеющие нравственное содержание и значение. В нравах отражается психология жителей определенного региона, народа, нации. Традиции представляют собой правила поведения, которые унаследованы от предшествующих поколений. Это могут быть идеи, взгляды, вкусы, образ жизни. Но все три категории составляют культурное наследие общества, обладают устойчивостью, опираются на общественное мнение.

Разновидностью обычаев является деловой обычай. Он играет большую регулирующую роль в сфере предпринимательства, делового партнерства. Например, предприниматели редко обращаются в суд для взыскания пени, штрафа за недопоставку, несвоевременную поставку товаров, так как иначе можно потерять партнера.

Религиозные нормы - разновидность  социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих  обязательную силу для исповедующих ту или иную веру. В качестве нормативного регулятора используется та часть религиозных норм, которые регулируют ритуальную и догматическую (заповеди) стороны. Особенно серьезную роль они играют в мусульманских государствах.

Религиозные нормы имеют некоторое  сходство с нормами права: они  формализованы в известной мере, документально зафиксированы в  Библии, Коране, Талмуде и нередко  выступают источниками права, например в мусульманской правовой системе. В Германии и ныне каноническое право  служит частью национальной правовой системы.

Корпоративные нормы - правила поведения, создаваемые в общественном объединении, общественной организации и регулирующие отношения между членами данных объединений. Эти нормы:

1) распространяются только на  членов данной организации;

2) закрепляются в уставе, положении  и принимаются на общих собраниях,  конференциях, съездах;

3) определяют права, обязанности  членов объединения, а также  его структуру, порядок формирования, компетенцию руководящих органов  и другие вопросы внутренней  жизни объединения;

4) обеспечиваются специальными  санкциями: предупреждение, выговор,  исключение из организации и  др.

Корпоративные нормы сходны с юридическими - они формализованы, т. е. закреплены в соответствующих актах, обязательны для членов общественной организации, принимаются по определенной процедуре, могут быть систематизированы, снабжены конкретными санкциями.

Политические нормы регулируют поведение субъектов политической жизни, отношения между политическими  партиями, другими социальными группами по поводу государственной власти. Они:

а) закрепляются в политических документах - декларациях, программных документах партий и политических движений и т. д.;

б) адресуются субъектам, участвующим  в политической сфере и преследующим политические цели и задачи;

в) направлены на проявление активности в политической сфере.

Действенность политических норм зависит  от уровня политического сознания и  политической культуры участников политических процессов.

Мораль представляет собой правила  поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве  и чести, справедливости, долге и  служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и других субъектов. Мораль тесно связана с нормами права: они практически действуют в одних и тех же сферах, поддерживают друг друга, их действие пересекается. Но в то же время они остаются самостоятельными нормативными регуляторами общественных отношений.

Мораль, как правило, несет оценочную  нагрузку (плохо - хорошо), оценивает  поступки людей, цели и мотивы этих поступков. Мораль - универсальный регулятор, распространяющийся практически на все действия людей. В отличие  от правового регулирования нормы  морали имеют менее формализованный  характер, они не обеспечиваются государственным  принуждением, а их санкцией является общественное осуждение. Моральный  фактор всегда играл и будет играть важную роль в жизни общества. Нормы права, имеющие моральное обоснование, всегда более эффективны.

К социальным относятся также нормы  международного права, которые закрепляются в межгосударственных договорах, соглашениях, пактах и т. д. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, в Конституции России провозглашен приоритет международного права перед внутригосударственным.

3. Когда говорят о соотношении  норм права с другими социальными  нормами, чаще всего имеют в  виду три момента: их единство, различия и взаимодействие.

Единство заключается в том, что и нормы права, и нормы  морали, и корпоративные нормы, и  обычаи - все они относятся к  социальным нормам и обладают общими признаками последних. Чаще всего здесь  указывают на один из признаков: на то, что содержание социальных норм в целом обусловлено уровнем  экономического и культурного развития общества (т. е. это нормы одного общества), следовательно, нормы права и иные социальные нормы, регулирующие одни общественные отношения, не могут значительно отличаться по содержанию.

Различия, существующие между нормами  права и иными социальными  нормами, устанавливаются по следующим  критериям.

Во-первых, по происхождению. Нормы права издаются государственными органами. Корпоративные нормы вырабатываются соответствующими организациями; нормы нравственности и обычаи возникают постепенно в процессе развития общества.

Во-вторых, по форме выражения. Нормы права фиксируются в официальных издаваемых органами государства нормативных актах, это свойство права принято называть «формальная определенность», причем таким свойством не обладают иные социальные нормы. Они существуют либо в сознании общества, отдельных социальных групп, либо могут быть записаны в различных источниках, не имеющих официального характера.

В-третьих, по сфере действия. Нормы права регулируют отношения, поддающиеся правовому регулированию и объективно требующие его; это, как правило, наиболее важные общественные отношения. Иные социальные нормы также могут регулировать общественные отношения, на которые распространяют свое действие правовые нормы. К примеру, охрана отношений собственности осуществляется при помощи многих социальных норм. Есть соответствующие статьи Уголовного кодекса, Гражданского кодекса, в которых содержатся нормы права. В то же время можно говорить об утвердившемся в общественном правосознании моральном предписании - «воровать плохо». Существует и аналогичная корпоративная (религиозная) норма: «не укради» - одна из христианских заповедей. Но есть и правила, безразличные с точки зрения морали, например, различные технические предписания. С другой стороны, нормы морали, обычаи и корпоративные нормы регулируют также и отношения, выходящие за пределы сферы правового регулирования, например, отношения дружбы, товарищества, определенные бытовые и семейные отношения и т. д.

Кроме того, нормы права распространяют свое действие на всех лиц, находящихся  в пределах территории государства  или административно-территориальной  единицы (если это нормы, установленные  органами данной административно-территориальной  единицы). Обычаи и корпоративные  нормы имеют локальный характер, т. е. распространяются на относительно узкий круг лиц (род, племя, члены организации), а не на определенную территорию. Многие нормы морали не знают государственных границ, хотя нравственные представления в отдельных странах в разное время могут значительно отличаться.

Информация о работе Политика как сфера деятельности общества