Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:23, контрольная работа
Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил. Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации.
1. Введение
2. Сущность политики.
3. Структура и функции политики.
4. Политика как система регуляции общественных отношений.
5. Вывод
6. Список используемой литературы
В-четвертых, по степени детализации. Нормы права как правила поведения в конкретных ситуациях отличаются достаточно большой степенью подробности. Таким же качеством обладают и корпоративные нормы. Обычаи вообще максимально приближены к конкретным ситуациям. Нормы же морали не содержат строгих и детализированных правил, а являются, прежде всего, общими принципами, которым
В-шестых, по тенденциям развития. Нормы права появляются только на определенном этапе развития общества. В современных условиях в связи с усложнением общества роль и значение права как эффективного средства социального управления увеличивается (впрочем, в марксистско-ленинской теории государства и права было принято говорить о том, что право в будущем должно отмереть). Одно из свойств права - динамизм: устаревшие нормы права легко заменить на новые, издав соответствующий нормативный акт. Обычаи и нормы морали появились значительно раньше права, они более консервативны, складываются не сразу и быстро не исчезают.
Взаимодействие норм права и
иных социальных норм. Индивидуальное
сознание человека складывается в процессе
взросления и развития преимущественно
под воздействием нравственных, обычных
и корпоративных (например, религиозных)
норм. Поэтому для того, чтобы
нормы права действовали
Возможны варианты, когда право входит в противоречие с иными социальными нормами, в частности, когда правотворческие органы, преследуя свои узкогрупповые или классовые интересы, издают несправедливые нормативные акты. Остро стоит вопрос об исполнении или неисполнении подобных официальных документов. С одной стороны, их необходимо исполнять, ведь за правом всегда стоит возможность государственного принуждения. Но, с другой стороны, во многих случаях исполнение несправедливого нормативного акта может привести к крайне нежелательным последствиям как для государства, так и для отдельных людей. К различным подходам к разрешению этого вопроса, который неоднократно ставился в центр научных юридических дискуссий, мы вернемся позднее, в следующих темах по теории права. Таким образом, это первый вариант: когда «плохое» право противоречит «хорошим» социальным нормам.
Второй вариант - когда «хорошее» право не соответствует «плохим» социальным нормам. Такое положение может возникнуть из-за консервативности обычаев и норм морали. Государство заинтересовано в скорейшем устранении пережитков родоплеменных обычаев, которые несовместимы с современной организацией человеческого общежития (неравенство женщин, кровная месть и т. д.). Поэтому государство борется с подобными явлениями при помощи права. К примеру, в Уголовном кодексе РФ 1960 года была специальная глава, которая называлась «Преступления, составляющие пережитки местных обычаев».
Различие технических и
Признаки социально-
* обусловленность законами
* невыраженность социального
* невыраженность мер
* исключительность
Ряд технических норм, действующих в материально-производственной и управленческой сфере и получивших социальное значение, приобретают правовую силу, т. е. становятся технико-юридическими с признаками обязательности и охраны государственными мерами, вплоть до принуждения. При этом они не теряют своего организационно-технического характера. Например, правила противопожарной безопасности, эксплуатации атомных станций, всех видов транспорта, энергоснабжения, хранения и перемещения взрывчатых и токсических веществ, обращения с оружием и т. п.
К техническим нормам относятся:
1. Строительные нормы и правила (СНИПы);
2. Государственные стандарты (
3. Технические условия
4. Инструкции по эксплуатации машин и механизмов;
5. Нормы расхода сырья, топлива, электроэнергии и др.
Социально-технические нормы
1. Когда государство через
Инструкция к электробритве такого характера не имеет.
2. Когда государство не
Юридико-технические нормы
Таким образом, в материально-производственной и управленческой сфере (в соответствии с уровнем развития техники) технические нормы не могут не приобретать характера социальных, а затем - и качества юридических норм.
Вывод:
Если подвести некоторые итоги и в целом охарактеризовать нормативную систему, действующую к обществе, то следует отметить, что регуляторы - социальные нормы, входящие в нее, имеют общее содержание. Это их нормативность, их воздействие на общественные отношения единым масштабом, мерой, правилами поведения. Именно эта их общность и объединяет все нормативные регуляторы и систему, позволяет (и объективно требует) осуществлять их комплексное изучение и усовершенствование.
Вместе с тем каждый вид социального
нормативного регулятора обладает большой
спецификой. Эти регуляторы различны
по своей структуре, формам действия,
способам обеспечения, сферам применения,
приоритетности. Эти регуляторы не
только взаимодействуют между собой,
но и подвергаются определенному
воздействию со стороны социальных
ненормативных регуляторов, что
также порождает большую
Нормативная система в обществе - это действительно целостная система, так как, кроме определенных элементов, составляющих ее, она еще имеет четкие связи между своими элементами, а эти связи, в свою очередь, имеют соответствующие характеристики. Характер этих связей проявляется как раз с наибольшей полнотой в действии нормативной системы.
Список используемой литературы:
1.Учебное пособие «Введение в политику» - В.П. Пугачев, А.И. Соловьев, Издательство «Аспект Пресс» Москва, 1999 г
2. Общая теория государства и права. Академический курс в 2_х томах / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. - М., 1998. Гл. IV.
3.Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М., 2003. Гл. 17.
4.Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько - М., 2003. Лекция 12.
Информация о работе Политика как сфера деятельности общества