Политика как сфера деятельности общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:23, контрольная работа

Краткое описание

Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил. Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации.

Содержание

1. Введение
2. Сущность политики.
3. Структура и функции политики.
4. Политика как система регуляции общественных отношений.
5. Вывод
6. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 40.24 Кб (Скачать файл)

В-четвертых, по степени детализации. Нормы права как правила поведения в конкретных ситуациях отличаются достаточно большой степенью подробности. Таким же качеством обладают и корпоративные нормы. Обычаи вообще максимально приближены к конкретным ситуациям. Нормы же морали не содержат строгих и детализированных правил, а являются, прежде всего, общими принципами, которым

В-шестых, по тенденциям развития. Нормы права появляются только на определенном этапе развития общества. В современных условиях в связи с усложнением общества роль и значение права как эффективного средства социального управления увеличивается (впрочем, в марксистско-ленинской теории государства и права было принято говорить о том, что право в будущем должно отмереть). Одно из свойств права - динамизм: устаревшие нормы права легко заменить на новые, издав соответствующий нормативный акт. Обычаи и нормы морали появились значительно раньше права, они более консервативны, складываются не сразу и быстро не исчезают.

Взаимодействие норм права и  иных социальных норм. Индивидуальное сознание человека складывается в процессе взросления и развития преимущественно  под воздействием нравственных, обычных  и корпоративных (например, религиозных) норм. Поэтому для того, чтобы  нормы права действовали наиболее эффективным образом, они с необходимостью должны обращаться к внеправовым  категориям и ценностям. Право должно быть глубоко нравственным, отвечать принципам справедливости, иначе  оно не получит признания в  обществе. Если мы проанализируем нормы  права, содержащиеся в самом главном  нормативном акте любого демократического государства - конституции, то увидим, что большинство из них не противоречат, а напротив, соответствуют нормам морали, обычаям, корпоративным нормам. Различные социальные нормы оказывают  влияние на право как в сфере  правотворчества, так и в сфере  правоприменения.

Возможны варианты, когда право  входит в противоречие с иными  социальными нормами, в частности, когда правотворческие органы, преследуя  свои узкогрупповые или классовые  интересы, издают несправедливые нормативные  акты. Остро стоит вопрос об исполнении или неисполнении подобных официальных  документов. С одной стороны, их необходимо исполнять, ведь за правом всегда стоит  возможность государственного принуждения. Но, с другой стороны, во многих случаях  исполнение несправедливого нормативного акта может привести к крайне нежелательным  последствиям как для государства, так и для отдельных людей. К различным подходам к разрешению этого вопроса, который неоднократно ставился в центр научных юридических дискуссий, мы вернемся позднее, в следующих темах по теории права. Таким образом, это первый вариант: когда «плохое» право противоречит «хорошим» социальным нормам.

Второй вариант - когда «хорошее»  право не соответствует «плохим» социальным нормам. Такое положение  может возникнуть из-за консервативности обычаев и норм морали. Государство  заинтересовано в скорейшем устранении пережитков родоплеменных обычаев, которые несовместимы с современной  организацией человеческого общежития (неравенство женщин, кровная месть  и т. д.). Поэтому государство борется с подобными явлениями при помощи права. К примеру, в Уголовном кодексе РФ 1960 года была специальная глава, которая называлась «Преступления, составляющие пережитки местных обычаев».

Различие технических и социальных норм - в объектах и методах регулирования.

Признаки социально-технических  норм:

* обусловленность законами природы  и техники;

* невыраженность социального характера  (не являются чисто социальными);

* невыраженность мер общественного  обеспечения (правовых, моральных  и иных санкций);

* исключительность использования.

Ряд технических норм, действующих  в материально-производственной и  управленческой сфере и получивших социальное значение, приобретают правовую силу, т. е. становятся технико-юридическими с признаками обязательности и охраны государственными мерами, вплоть до принуждения. При этом они не теряют своего организационно-технического характера. Например, правила противопожарной безопасности, эксплуатации атомных станций, всех видов транспорта, энергоснабжения, хранения и перемещения взрывчатых и токсических веществ, обращения с оружием и т. п.

К техническим нормам относятся:

1. Строительные нормы и правила  (СНИПы);

2. Государственные стандарты (ГОСТы);

3. Технические условия производства  какой-либо продукции;

4. Инструкции по эксплуатации  машин и механизмов;

5. Нормы расхода сырья, топлива,  электроэнергии и др.

Социально-технические нормы становятся технико-юридическими в двух случаях:

1. Когда государство через соответствующие  уполномоченные органы формулирует  содержание социально-технических  норм, соблюдение которых признается  юридически обязательным. Например, приказ Государственной налоговой  администрации Украины «Об утверждении  формы налоговой декларации и  порядка ее заполнения и подачи».  Другой пример: инструкция по  соблюдению технических правил  работниками атомной электростанции. Она содержит социально-технические  нормы, которые имеют формально-обязательный  характер для адресата, и охраняется  государством.

Инструкция к электробритве  такого характера не имеет.

2. Когда государство не формулирует  содержание социально-технических  норм, а отсылает к ним (инструкциям  и т. п.), но устанавливает ответственность за нарушение их содержания. Они носят бланкетный либо отсылочный характер. Так, уклонение от запретов по технике безопасности, промышленной санитарии и других правил труда, предусмотренных трудовым законодательством, может повлечь административную, дисциплинарную или уголовную ответственность.

Юридико-технические нормы нельзя противопоставлять нормам социальным, ибо все без исключения правовые нормы адресованы людям, регулируют отношения только между личностями, группами, обществом и государством (но не отношения между личностью  и вещью или явлением природы) и в этом смысле они социальны. Их иногда называют подвидом социальных норм или социальными нормами  с техническим содержанием.

Таким образом, в материально-производственной и управленческой сфере (в соответствии с уровнем развития техники) технические  нормы не могут не приобретать  характера социальных, а затем - и  качества юридических норм.

Вывод:

 

Если подвести некоторые итоги  и в целом охарактеризовать нормативную  систему, действующую к обществе, то следует отметить, что регуляторы - социальные нормы, входящие в нее, имеют общее содержание. Это их нормативность, их воздействие на общественные отношения единым масштабом, мерой, правилами поведения. Именно эта их общность и объединяет все нормативные регуляторы и систему, позволяет (и объективно требует) осуществлять их комплексное изучение и усовершенствование.

Вместе с тем каждый вид социального  нормативного регулятора обладает большой  спецификой. Эти регуляторы различны по своей структуре, формам действия, способам обеспечения, сферам применения, приоритетности. Эти регуляторы не только взаимодействуют между собой, но и подвергаются определенному  воздействию со стороны социальных ненормативных регуляторов, что  также порождает большую специфику  в их воздействии на общественное бытие.

Нормативная система в обществе - это действительно целостная  система, так как, кроме определенных элементов, составляющих ее, она еще  имеет четкие связи между своими элементами, а эти связи, в свою очередь, имеют соответствующие характеристики. Характер этих связей проявляется как раз с наибольшей полнотой в действии нормативной системы.

 

Список  используемой литературы: 

 

1.Учебное пособие «Введение в политику» - В.П. Пугачев, А.И. Соловьев, Издательство «Аспект Пресс» Москва, 1999 г

2. Общая теория государства и права. Академический курс в 2_х томах / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. - М., 1998. Гл. IV.

3.Теория государства и права  / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М., 2003. Гл. 17.

4.Теория государства и права  / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько - М., 2003. Лекция 12.


Информация о работе Политика как сфера деятельности общества