Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:45, реферат

Краткое описание

Человек, живущий в обществе, постоянно испытывает на себе внешнее воздействие окружающих. В повседневной жизни такого рода воздействие принято обозначать словом «власть». Это может быть власть отца в семье, власть директора школы, власть начальника на предприятии, власть правительства в государстве и т.д. Среди всего многообразия властных отношений между людьми выделяется особая их разновидность — власть политическая, которая представляет собой мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие политической власти………………………………………..4
2. Социальные компоненты политической власти…………………….9
3. Легальность и легитимность политической власти………………..14
Заключение…………………………………………………………………..22
Список литературы………………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Политическая власть2.docx

— 43.56 Кб (Скачать файл)

Политическое основание  становления социального государства  обусловлено наличием и успешным функционированием правового государства  как гражданско-правового союза.

При рассмотрении вопроса  о соотношении правового и  социального государства как  специфических форм проявления государственности  с очевидностью отражается их взаимообусловленность. В данном контексте под социальным государством следует понимать определенную степень выражения социальности и свободы в политической системе общества. В общем плане социальное государство можно интерпретировать как особое состояние, взаимодействие между обществом и государством.

Собственно политическим основанием становления и развития социального государства является степень реализации свободы, то есть степень реализации народного суверенитета, возникающего, как известно, в рамках демократии как типа власти и системы.

С точки зрения типологии  власти, социальное государство зиждется на так называемой социальной демократии, которая предполагает, прежде всего, реализацию на практике лозунгов Великой  французской буржуазной революции - «Свобода, равенство, братство».

Оптимальным типом политической системы как механизма власти для развития социального государства является, плюралистическая демократия.

В качестве следующего политического  основания развития социального  государства следует выделить определенное состояние политического сознания в части политической идеологии  и политической психологии. В этой связи идеологическую основу возникновения  и развития социального государства  формируют либеральная и в  значительной мере социал-демократическая  доктрины.

Перспективный вывод, который  следует сделать относительно развития политических акторов и существующих социально-политических полей, очевидно, лежит в сфере приоритетной социализации и инкорпорации морали в политику.

Осознание актуальной потребности  построения сильного социального государства  в условиях открытого общества неизбежно  приводит к разработке концепции  «социализации политической власти». Ее сущность, очевидно, заключается  в объективном обосновании нарастания социальной доминанты как целеполагания, так и осуществления власти для реализации интересов нации, каждой личности и общественного прогресса в целом.

Социальная легитимность политической власти, в известной  мере отражающая степень соответствия правящей политической элиты социокультурным  ориентирам и представлениям большинства  граждан, является объективным индикатором  социально-политической оценки обществом  власти, а также содержания деятельности правящей политической элиты. Как правило, этот факт отслеживается в ходе социально-политического  мониторинга власти, согласно основным сущностным признакам легитимности политической власти:

- выявления общественной  и конституционной правомерности  политических решений, принимаемых  властью; 

- определения отношения  общества к результатам выполнения  политических решений.

Легитимизация власти и политическая социализация представляют собой взаимообусловленные процессы.

Политическую социализацию зачастую рассматривают как один из стержневых конструктов становления  и развития самосознания современных  обществ, сильного социального государства.

Данному определению не достает необходимой социальной компоненты, заключенной уже в названии категории.

Целостный характер политической социализации заключается в единстве ее духовно-ценностного, социального, культурного и политического  аспектов.

Решение главной проблемы взаимоотношений общества и политической власти связано с повышением уровня доверия населения, лежит в сфере  не декларативной, но и действительной приверженности российской власти социальным приоритетам.

Социализация политической власти определяется как реальный волевой акт, процесс, политическая деятельность самостоятельного и ответственного субъекта политики по реализации социальных приоритетов, устойчивых ценностных воззрений, отражающих ценности, интересы и социальные нормы, которые общество сделало свободный, осознанный выбор в пользу данного субъекта в качестве властного представителя.

Критерием эффективной социализации политической власти является мера социально-политической мотивированности субъекта политики высокими гуманистическими ценностями, его нацеленность на социальную справедливость, понимаемую как реализацию социальных приоритетов  в политике в интересах большинства  граждан своего государства. Иными  словами, степень (или уровень) социализации политической власти – это мера человеческого, мера социального, то есть социальная доминанта в политических процессах. Поэтому не будет большим преувеличением утверждение о том, что критерий социальности представляет собой реальное отношение к человеку как к непреходящей ценности, главному богатству общества. По нему можно судить в конечном счете о подлинном (социальном) характере государства и любой из политических партий.

На практике социализация политической власти проявляется в  виде действующих стандартов социально-государственных  услуг населению, которые, в свою очередь, отражают уровень реализации совокупности материальных и духовных потребностей граждан.

Идея социальной справедливости, по-видимому, является составной частью некоего системообразующего национального  инстинкта, который определяет единство нации и жизнеспособность государства.

Реальное воплощение социальной справедливости в качестве непременного условия функционирования сильного социального государства проявляется в действиях политической власти, осуществляемой посредством разработки и реализации социальной государственной политики.

 

 

 

  1.  Легальность и легитимность политической власти

Для осуществления политической власти необходимо:

    • доминирование властной воли;
    • наличие особого аппарата управления;
    • монополия на регламентацию жизни общества;
    • право на принуждение в отношении общества и личности;
    • легитимность;
    • суверенитет.

Функционирование политической власти осуществляется на базе именно этих общепризнанных принципов. Они характеризуют политическую власть с разных сторон: 1) с точки зрения выделения внутри нее главного звена – государства (государство является центральным институтом политической власти и имеет право и обязанность говорить от имени народа и всего организуемого им сообщества); 2) с точки зрения определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей.

 

Принципы суверенитета

Принципы легитимности

  • Верховенство государственной власти – право государства устанавливать в обществе единый правопорядок и его верховенство над другими политическими институтами, политическими партиями, учреждениями и т.д.
  • Независимость государственной власти – самостоятельность и равноправие в отношениях с другими государствами
  • Способность власти созда-вать у населения веру в то, что существующие политические ин-ституты являются наилучшими из возможных.
  • Формирование убеждения в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять, через соответствие этих решений ценностям, разделяемым большинством членов общества

 

Сегодня популярной является модель политической власти как формы  обмена и конкуренции с позиции  «теории сетей». Если объединить существующие направления в рамках обозначенной теории, то можно определить сеть как  относительно устойчивый и упорядоченный  механизм взаимодействия между институтами  власти и их социальным окружением и выделить пять типов политических сетей: политические сообщества, профессиональные сети, межуправленческие сети, сети производителей, проблемные сети. Такой  подход позволяет создать систематизированную  картину политической власти.

Исследователи подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами и т.д.). Государство осуществляет публичную политическую власть. Корпоративная власть осуществляется общественными или партийными структурами либо независимыми средствами массовой информации.

Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая  отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению  его воли. Открытость власти приобретает  сегодня большое значение. Одним  из критериев открытости и «прозрачности» власти и ее решений является легитимность.

Следует обратить внимание на то, что термин «легитимность» был  введен в научный обиход М. Вебером. Он выделил три основных типа легитимного  господства.

 

 

 

 

 

 

Типы легитимного  господства по М. Веберу

 

Признак

Легальное

господство

Традиционное господство

Харизматическое

господство

Правила (нормы), положенные

в основу

Рационально разработанные правила

Патриархальные или сословные  нормы

Обаяние,

привлекательность

Глава системы (тип «господина»)

Избранное должностное лицо или  коллегиальный орган

Монарх

или религиозный советник

Пророк,

военачальник, демагог,

лидер

Источник 

авторитета  главы системы

Делегирование на основе принципа большинства

Традиция

или передача

по  наследству

Эмоциональное доверие «свиты»  к харизматическому лидеру

Форма

легитимности  системы

Целерациональная вера в корректность предписанной системы норм

Вера в установленный порядок  вещей

Аффективная (эмоциональная) вера в  особые качества харизматического лидера и в выдвигаемые им ценности

Доминирующий тип социального  поведения

Инструментальное или целерациональное социальное поведение

Традиционное социальное поведение

Эмоциональное социальное поведение


 

М. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики власти. Это своеобразный символ веры, представление, которое  присутствует в сознании граждан  и означает убежденность людей в  том, что власть имеет право принимать  решения, обязательные для выполнения.

Легальное господство. Легальное (рационально бюрократическое) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам, причем им подчиняются не только управляемые, но и управляющие.

Легальное господство возникает  в условиях формирования рыночной экономики  и воплощается в правовом государстве. Основными чертами этого типа господства являются: установление норм права и подчинение им каждого  человека; применение норм права в  управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Воплощать  право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники  – бюрократия. Бюрократия, по Веберу, технически является самым чистым типом  легального господства. Именно Вебер сформулировал основные требования к чиновникам, актуальные и по сей день: 1) лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; 2) имеют устойчивую служебную иерархию; 3) имеют твердо определенную компетенцию; 4) работают в силу контракта (на основе свободного выбора); 5) работают в соответствии со специальной квалификацией; 6) вознаграждаются постоянными денежными окладами; 7) рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; 8) предвидят свою карьеру; 9) работают в полном «отрыве» от средств управления и без присвоения служебных мест; 10) подчиняются строгой, единой служебной дисциплине и контролю.

В условиях легального господства всегда существует опасность превращения  бюрократии из служанки общества в  замкнутую касту, стоящую над  ним. Способы ограничения бюрократии: регулярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных  кадров управленческого аппарата и  контроль за ними со стороны политических институтов.

Традиционное  господство. Этот тип господства обусловлен традициями, нравами, привычкой к определенному поведению и основан на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей. Освященные обычаем нормы (авторитет «вечно вчерашнего») выступают как основа отношений господства и подчинения. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, и неподчинение им ведет к применению установленных обществом санкций. В традиционном обществе М. Вебер выделял различные виды: геронтократическое (власть старейшин), патриархальное (власть вождя племени), патримониальное (власть монарха) и султанизм как разновидность последнего.

Информация о работе Политическая власть