Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:45, реферат

Краткое описание

Человек, живущий в обществе, постоянно испытывает на себе внешнее воздействие окружающих. В повседневной жизни такого рода воздействие принято обозначать словом «власть». Это может быть власть отца в семье, власть директора школы, власть начальника на предприятии, власть правительства в государстве и т.д. Среди всего многообразия властных отношений между людьми выделяется особая их разновидность — власть политическая, которая представляет собой мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие политической власти………………………………………..4
2. Социальные компоненты политической власти…………………….9
3. Легальность и легитимность политической власти………………..14
Заключение…………………………………………………………………..22
Список литературы………………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Политическая власть2.docx

— 43.56 Кб (Скачать файл)

Харизматическое господство. Харизма (греч. charisma – божественный дар) – экстраординарная способность, свойство, качество индивида, выделяющее его среди остальных, и что самое главное, не столько приобретенное им, сколько дарованное ему природой, Богом, судьбой. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Это объясняется особым характером веры в качества харизматической власти. Решающее значение для возникновения харизматического отношения имеет даже не обладание харизмой, а признание ее со стороны последователей. Условный характер харизматических отношений, как правило, не осознается их участниками: лидер верит в свое призвание, а последователи верят в лидера.

Харизматическое господство возникает главным образом в  условиях социально-политического  кризиса. Он способствует появлению  вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, которые приписывают  вождям необыкновенные свойства. Вождь  харизматик всегда стремится подорвать  основы существующего социального  порядка и отличается политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму  как «великую революционную силу», существовавшую в традиционном типе обществ и способную внести изменения  в их лишенную динамизма структуру. Лидер должен постоянно заботиться о сохранении своей харизмы и  доказывать ее присутствие. Для поддержания  харизмы необходимы регулярные «великие»  деяния вождя, приносящие крупный успех, победу и т.д. Как только они иссякают, так сразу же исчезает вера в его  необыкновенные качества, а следовательно, разрушается и основа харизматического господства. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или легальное господство, происходит «рутинизация харизмы».

Описанные типы легитимности в реальной политической практике переплетаются  и взаимно дополняют, усиливают  друг друга.

Эти идеальные типы легитимности М. Вебер классифицировал с точки  зрения мотива подчинения. На практике в чистом виде вышеперечисленные  типы не существуют. Они перемешаны, взаимно дополняют друг друга, поэтому  правомернее говорить о смешанном  типе легитимности. Так, в Великобритании доминирует рационально-легальная  легитимность, поскольку власть формируется  на выборах, а мотивом подчинения власти выступают интерес и вера в справедливость демократических  процедур, норм, законов. Но рационально-легальная  легитимность в этой стране дополняется  элементами традиционного господства (сохранение института монархии).

Существуют и другие типы легитимности, например, идеологическая легитимность. Ее значение заметно  возросло в связи с активным включением в политику широких слоев общества вследствие расширения их избирательных  прав, образования партий, а также  с развитием средств массовой коммуникации (телевидения, радио, газет, журналов и т.д.). Идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия власти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету народа.

В дореволюционной России легитимность власти была традиционной:

    • власть монарха опиралась на Божественное право и священность принципа престолонаследия;
    • источником власти служила привычка населения повиноваться власти и издревле существующим порядкам;
    • абсолютизм в России опирался не только на традицию, но и на идеологию, т.е. традиционная легитимность власти у нас непременно дополнялась идеологической;
    • власть, государство в российской культуре, в сознании граждан всегда отождествлялись с явлениями духовного порядка и олицетворяли идею общего блага, смысл образующего начала. Идея, провозглашенная монархом, способствовала объединению вокруг ее носителя всего населения страны.

 

    • После Октябрьской революции (1917) была предпринята попытка создать новый, советский, тип легитимности, отличный от традиционного и рационально-легального и сочетающий идеологическую легитимность с харизматической:
    • идеология марксизма-ленинизма обосновывала соответствие советской власти чаяниям и интересам пролетариата, а затем и всего народа, ее право на господство;
    • фактически этот тип легитимности сравнительно быстро исчерпал себя, поскольку со временем интересы и потребности населения все меньше интересовали власть, и ее легитимность постепенно переходила на уровень интересов правящей партийной элиты. В результате образовался разрыв между властью и обществом, который в течение длительного периода компенсировался чисто политическими и идеологическими средствами;
    • лидер коммунистической партии (вождь) первоначально представлял собой харизматический тип личности. Его авторитет основывался на силе дара, который признавался почти божественным. Вождь олицетворял народ, поэтому критика его решений и действий исключалась;
    • по мере отдаления партийно-государственных лидеров от народа их харизма угасала, лишая легитимности и власть, которую они осуществляли.

В 90-е годы XX в. на месте советского типа легитимности довольно быстро возникла очень своеобразная система властвования, легитимность которой вобрала в себя элементы:

    • традиционной легитимности (в сознании многих людей президент отождествляется с монархом);
    • харизматической (многие современные лидеры – это бывшие коммунисты-вожди, сохранившие стиль политической деятельности);
    • рационально-легальной (власть формируется на свободных выборах).

Таким образом, в стране сформировалась смешанная, многоэлементная легитимность, которая одновременно опирается  на традиции, верования, чувства, рациональность и т.д.

Ситуация экономической  и социальной нестабильности снижает  возможности власти, поскольку ее собственная социальная база еще  невелика и ей постоянно приходится согласовывать очень разные, а  подчас диаметрально противоположные  интересы. По этим причинам многоэлементная  легитимность отражает несовпадение легальности (конституционности) и легитимности власти (поддержки большинством населения), порождает противоречивое отношение  к ее решениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Политическая власть — это особый вид властных отношений в обществе, выражающихся в реальной способности субъектов политики проводить свою волю по отношению к другим социальным общностям во имя различных целей (как социально значимых, так и личных).

Она основывается на трех принципах: принуждение, легитимность и согласие, основным из которых является принцип  легитимности, предполагающий, что  власть основывается преимущественно  на доверии и поддержке граждан.

Политическая власть не тождественна государственной власти, представляющей собой пусть самую мощную, но, тем не менее, всего лишь одну из ее форм. Политическая власть включает государственную власть, власть органов  регионального и местного самоуправления, власть партий, групп давления, политических лидеров. Высшим уровнем, ядром политической власти является государственная власть.

Политическая власть имеет  ряд специфических черт: персонально-волевой  характер политической власти; существует только в обществе, т.е. она всегда носит общественный характер и затрагивает  интересы больших групп людей; выделяется своими масштабами; для нее необходим  особый аппарат принуждения; имея в  виду структурные характеристики политической власти, следует отметить ее многоуровневый характер, предполагающий внутреннюю градацию своих институтов, форм организации  и сфер применения.

К функциональному свойству политической власти следует отнести  ее преобразовательное назначение. Это  самое мощное орудие социальных трансформаций, содержащее возможность противостояния различным видам сопротивления, противоположному влиянию объективных  факторов, социокультурной среде. Именно поэтому политическая власть может  не только объединять, но и дезинтегрировать общество .

 

Список литературы

1. Политология. Учебник / В.А. Ачкасов, В.А. Ачкасова, В.А. Гуторов и [др.]; под ред. Ачкасова В.А, Гуторова В.А.- СПб., 2006 – 692 с.

2. Садохин, А.П. Конспект лекций: учебное пособие / А.П. Садохин.- М.: ЭКСМО, 2008.-208 с.

3. Политология. Учебное пособие / Под ред. М.А. Василика. - СПб.: Питер, 2007.

4. Белов Г.А. Политология. Курс лекций. - М.: Юнити-Дана, 2007.

5."Избранные произведения", М. Вебер М. Просвящение, 1990 г.

6. Вебер. М. Политика как призвание и профессия. Вебер. М. Избр., произв., под ред., Ю. Н. Давыдова М., 1990

7.Словарь по политологии/Отв. Ред. В.Н. Коновалов

 

 

 

 

 


Информация о работе Политическая власть