Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:05, контрольная работа
Вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов. Ключевая разновидность власти – власть политическая – обладает колоссальными конструирующими способностями, представляет самый мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций. Однако, наряду с созидательными возможностями, политическая форма власти может не только созидать или объединять общество, но и разрушать те или иные социальные порядки.
Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки.
Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти».
Используя классификацию типов легитимного политического господства М. Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории.
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Кафедра философии, истории и права |
||||||||||||||||||
(наименование кафедры) |
||||||||||||||||||
Козлова Анастасия Павловна |
||||||||||||||||||
(фамилия, имя, отчество |
||||||||||||||||||
Институт |
ЗФЭИ |
курс |
1 |
группа |
утро |
|||||||||||||
|
||||||||||||||||||
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
||||||||||||||||||
По дисциплине |
Политология |
|||||||||||||||||
На тему |
Политическая власть |
|||||||||||||||||
(наименование темы) |
||||||||||||||||||
Отметка о зачёте |
||||||||||||||||||
(дата) |
||||||||||||||||||
Руководитель |
Шумилов В. В. |
|||||||||||||||||
(должность) |
(подпись) |
(инициалы, фамилия) |
||||||||||||||||
(дата) |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Архангельск 2013 |
|
План:
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов. Ключевая разновидность власти – власть политическая – обладает колоссальными конструирующими способностями, представляет самый мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций. Однако, наряду с созидательными возможностями, политическая форма власти может не только созидать или объединять общество, но и разрушать те или иные социальные порядки. Будучи неотъемлемой стороной социальной жизни, власть развивается в процессе эволюции человеческого сообщества, приобретая те или иные формы в зависимости от различных этапов исторической эволюции и общественных изменений. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно ею определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения. Она представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.
Политическая власть-это реальная способность данного социального слоя, группы или элиты проводить свою волю путем распределения властных отношений и кодификации выгодных ему правовых норм в виде законов, кодексов и конституций. Она проявляется в форме социального господства, ведущей роли или руководства тех или иных социальных классов, а чаще всего в сочетании вышеназванных форм.
Политическая власть выполняет ряд функций:
-выработка
стратегии управления
-разработка
и принятие конкретных решений
по основным направлениям
-оперативное
управление и регулирование
-контроль за важнейшими параметрами стабильности и направленности общества.
Ядром политики является
Отличительными признаками политической власти являются:
- верховенство, обязательность её решений для всех других видов власти, распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного государства;
- публичность (действует на основе права от имени всего общества);
- легальность (только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны);
- моноцентричность (наличие единого центра принятия политических решений);
многообразие ресурсов (возможность использования самых разнообразных средств, принудительных, экономических, социальных, культурно-информационных).
Концепции политической власти бывают:
- институциональная: власть рассматривается, как способность социальных институтов выполнять свои функции;
- бихевиористская: власть контролирует поведение граждан;
- дуалистическая:
а) способность правительства
б) согласие граждан подчиниться;
- социологическая: власть как общественные отношения между крупными социальными структурами.
Выделяют также конкретные источники политической власти, такие, как законодательство о власти, воля властвующих, общественные потребности в самоорганизации людей и другие.
Структура политической власти:
Субъекты власти обычно подразделяются на 1) первичные- индивид, класс, нация, большие и малые социальные группы; 2) вторичные- общественно- политические организации и движения, партии, политические элиты и другие участники политической жизни.
Ресурсами политической власти
могут выступать также
Основные виды ресурсов политической власти:
Ресурсы власти очень многообразны. Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов: утилитарные, принудительные, нормативные.
-Утилитарные ресурсы –
это материальные и социальные блага,
связанные с повседневными интересами
людей. С их помощью власть, особенно государственная,
может «покупать» не только отдельных
политиков, но и целые слои населения.
-Принудительные
ресурсы – это меры административного
наказания, судебного преследования, силового
принуждения. Они используются обычно
в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы
утилитарные.
-Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.
Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления.
Социальные ресурсы – это возможность понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации.
Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др.
Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура.
Принцип разделения властей:
Главной особенностью стран с развитой демократической системой является разделение властей, т.е. разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Основной смысл такого рассредоточения власти состоит в том, что создается необходимый механизм сдержек и противовесов, призванный помешать узурпации государственной власти, ее сосредоточению в одних руках, одном политическом институте.
По принципу разделения властей построены конституции многих государств, в том числе РФ.
Статья 10 Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
В настоящее время в России идет процесс выяснения отношений между исполнительной и законодательной властью, где законодательная власть представлена двумя субъектами- Президентом и Федеральным собранием, а функции исполнительной власти выполняются Правительством, так же ослабла судебная власть.
Для современной России характерно противостояние двух тенденций: с одной стороны принятая на референдуме Конституция и принцип разделения властей в его современном западном варианте. С другой стороны, неуклонно набирают силу и требуют участия во власти финансовая олигархия, завладевшая СМИ и успешно оппонирующая президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти. Кто из вышеназванных сил победит покажет ближайшее будущее.
Легитимность власти:
Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» власти.