Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 23:35, реферат
Краткое описание
Власть — одно из центральных понятий политологии. Власть необходима для устойчивого существования любой общественной организации, в ней скрещиваются наиболее важные общественные интересы. Вся история человечества пронизана борьбой за власть, именно эта борьба определяет наиболее драматические повороты и замысловатые интриги в жизни государств.
Власть — одно из центральных понятий
политологии. Власть необходима для устойчивого
существования любой общественной организации,
в ней скрещиваются наиболее важные общественные
интересы. Вся история человечества пронизана
борьбой за власть, именно эта борьба определяет
наиболее драматические повороты и замысловатые
интриги в жизни государств.
Исторически понятие «власть» связано
с административным управлением древнегреческих
городов-государств — полисов. На территории
полисов возникла необходимость регулирования
взаимоотношений граждан, а также реализации
их общих интересов в данном государстве.
Отсюда и возникла власть как определенная
насильственная деятельность, выражающая
интересы и волю тех или иных субъектов
и оказывающая регулирующее воздействие
на поведение людей («кратия» — составляющая
терминов, обозначающих различные виды
власти, происходит от древнегреч. kratos
— сила, господство, власть). Искусство
управления гражданами (политами), регулирование
их поведения с помощью права, насилия,
авторитета, общественного мнения стало
обозначаться понятием «политика». Исторически
и логически между понятиями «власть»
и «политика» возникла смысловая связь,
закрепившаяся в формуле «политическая
власть».
Существуют различные трактовки понятия
«власть». Рассмотрим кратко основные.
Реляционистские (от англ. relation — отношение) концепции власти характеризуют
власть как отношение между двумя партнерами,
агентами, при котором один из них оказывает
определяющее влияние на второго. Можно
выделить три разновидности реляционной
интерпретации власти: теории «сопротивления»,
«обмена ресурсами» и «раздела зон влияния».
В теориях «сопротивления» (Д. Картрайт,
Дж. Френч, Б. Рейвен и др.) исследуются
такие властные отношения, в которых субъект
власти подавляет сопротивление объекта.
Соответственно разрабатываются классификации
различных степеней и форм сопротивления.
В теориях «обмена ресурсами» (П. Блау,
Д. Хиксон, К. Хайнингс и др.) на первый план
выдвигаются ситуации, когда имеет место
неравное распределение ресурсов между
участниками социального отношения и
вследствие этого возникает острая потребность
в них со стороны тех, кто их лишен. В этом
случае индивидуумы, располагающие «дефицитными
ресурсами», могут трансформировать их
излишки во власть, уступая часть ресурсов
тем, кто их лишен, в обмен на желаемое
поведение.
Теории «раздела зон влияния» (Д. Ронг)
предлагают при оценке природы существующих
отношений власти не принимать во внимание
каждое действие в отдельности, а рассматривать
их совокупность, выделяя при этом момент
изменяемости ролей участников взаимодействий.
Если в одной ситуации властью обладает
один индивидуум по отношению к другому,
то с трансформацией сферы влияния позиции
участников меняются.
Бихевиористские концепции
власти. Так же как и в реляционистских
концепциях власти, бихевиористский подход
исходит из ее трактовки как отношения
между людьми, при котором одни властвуют,
а другие подчиняются и выполняют решения
первых. Но при этом особенность бихевиористского
подхода заключается в акцентировании
внимания на мотивах поведения людей в
борьбе за власть. Стремление к власти
объявляется доминирующей чертой человеческой
психики и сознания, а следовательно, определяющей
формой политической активности человека.
Власть — исходный пункт и конечная цель
политического действия.
Одну из типичных бихевиористских трактовок
власти предлагает Г. Лассуэл. Он считает,
что первоначальные импульсы для возникновения
власти дают присущее индивидуумам стремление
(воля) к власти и обладание «политической
энергией». Человек видит во власти средство
улучшения жизни: приобретение богатства,
престижа, свободы, безопасности и т. п.
В то же время власть — это и самоцель,
позволяющая наслаждаться ее обладанием.
Политическая власть складывается из
столкновения многообразных воль к власти
как баланс, равновесие политических сил.
Для бихевиористов характерно также
рассмотрение политических отношений
как рынка власти. Правила рыночной торговли:
учет спроса и предложения, стремление
к выгоде, выравнивание цен и конкуренция
продавцов и покупателей — они и только
они выступают регуляторами, автоматически
(без внешнего принуждения) обеспечивающими
функционирование политической системы
общества. Политические субъекты активно
действуют на рынке власти, пытаясь выгодно
использовать имеющиеся у них ресурсы
(от природной воли к власти до накопленных
запасов, имеющих уже реальный объем),
где эти ресурсы и получают общественное
признание как таковые.
Системные концепции власти рассматривают власть как систематизирующее
отношение в политической системе общества.
Все остальные элементы системы связаны
с ней непосредственно или опосредованно.
В рамках системных концепций можно выделить
три подхода к пониманию власти. Первый
истолковывает власть как свойство или
атрибут макросоциальной системы (Т. Парсонс);
второй рассматривает власть на уровне
конкретных систем — семьи, организации
и т. п. (М. Крозье), а третий — как взаимодействие
индивидуумов, действующих в рамках специфической
социальной системы (М. Роджерс).
«Мы можем определить власть,— писал
Т. Парсонс,— как реальную способность
единицы системы аккумулировать свои
„интересы" (достичь целей, пресечь
нежелательное вмешательство, внушить
уважение, контролировать собственность
и т. д.) в контексте системной интеграции
и в этом смысле осуществлять влияние
на различные процессы в системе».
Некоторые представители системного
подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть
как средство социального общения (коммуникации),
позволяющее регулировать групповые конфликты
и обеспечивать интеграцию общества. Назначение
политической власти — разрешать постоянно
возникающее противоречие между необходимостью
порядка в обществе и многообразием интересов
членов общества, сопряженных с конфликтами.
Исходя из приведенных суждений о власти,
можно сделать следующий вывод: власть — это один
из важнейших видов социального взаимодействия,
специфическое отношение по крайней мере
между двумя субъектами, один из которых
подчиняется распоряжениям другого, в
результате этого подчинения властвующий
субъект реализует свою волю и интересы.
Субъект власти воплощает в себе ее активное,
направляющее начало. Им могут быть индивидуум,
организация, социальная общность и др.
Для реализации властных отношений субъект
должен обладать такими качествами, как
желание властвовать и воля к власти. Помимо
этого субъект власти должен быть компетентным,
должен знать состояние и настроение подчиненных,
обладать авторитетом.
Субъект определяет содержание властного
отношения через: 1) приказ (распоряжение)
как властное повеление подчиниться воле
субъекта власти; 2) подчинение как подведение
частной воли под всеобщую волю власти;
3) наказание (санкции) как средство воздействия
на отрицание господствующей воли; 4) нормирование
поведения как совокупность правил в соответствии
с всеобщим интересом.
От характера содержащихся в приказе
требований во многом зависит отношение
к нему объекта власти — второго
важнейшего элемента власти. Власть —
всегда двустороннее взаимодействие субъекта
и объекта. Власть немыслима без подчинения
объекта. «Готовность к подчинению зависит
от ряда факторов: от собственных качеств
объекта властвования, от характера предъявляемых
к нему требований, от ситуации и средств
воздействия, которыми располагает субъект,
а также от восприятия руководителя исполнителями,
наличия или отсутствия у него авторитета».
Власть подразделяется на политическую,
экономическую, социальную, духовно-информационную.
Отличительными чертами политической власти являются:
легальность в использовании
силы и других средств властвования в пределах страны;
верховенство, обязательность
ее решений для всего общества и соответственно
для всех других видов власти;
публичность, т. е. всеобщность
и безличность, что означает обращение
ко всем гражданам от имени всего общества
с помощью права (закона);
моноцентричность, т. е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);
многообразие ресурсов.
Политическая власть подразделяется
на государственную и общественную.
Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими
институтами (парламент, правительство,
судебные органы и т. д.), органами правопорядка
(полиция, армия, прокуратура и т. д.), а
также юридической базой.
Общественная власть формируется партийными структурами,
общественными организациями, независимыми
средствами массовой информации, общественным
мнением.
Долгое время считалось, что содержание
власти определяется системой отношений
господства и подчинения, а сама власть
— это возможность приказывать в условиях,
когда те, кому приказывают, обязаны подчиняться.
Так, М. Вебер определял власть как «возможность
того, что одно лицо внутри социального
отношения будет в состоянии осуществить
волю, несмотря на сопротивление и независимо
от того, на чем такая возможность основана».
Такой подход к сущности власти не вызывал
сомнения, однако по мере формирования
демократических режимов, базирующихся
на тех или иных общественных договорах,
понятие власти усложнилось. В подобных
случаях власть — это не только господство
одних и подчинение других, но и договоренность
об учете интересов тех, кто находится
в подчиненном положении. В современном
обществе сфера договорных отношений
стала расширяться за счет общественного
мнения, средств массовой информации,
а также под воздействием международных
организаций и групп влияния. В результате
власть формируется как система отношений
«господство — подчинение» и «руководство
— принятие». Граница между этими типами
отношений подвижна и зависит от конкретной
ситуации в той или иной стране.
Властная воля, выраженная в приказе,
может быть реализована прямыми и косвенными
методами. При этом теория власти, откликаясь
на современную ситуацию, обосновывает
механизмы, не выставляющие силу и соответствующие
санкции. Соответственно в «технологии»
власти повышается роль поощрения, подкупа,
а также «рекомендующая» роль лоббистских
структур.
Аналогичная тенденция проявляется в
системе отношений «руководство — принятие».
При этом чем выше авторитет субъекта
власти, чем шире ее демократическая база,
тем более вероятно добровольное принятие
объектом определенных обязательств.
Проблема применения власти во многом
связана с сопротивлением, оказываемым
объектом воздействия — индивидуумом
или группой, на которых это воздействие
направлено.
Субъект власти пытается изменить поведение
объекта власти. Цикл действия начинается
с того, что у субъекта воздействия должна
появиться мотивация на применение власти
по отношению к объекту. После того как
мотивация власти сложилась, применяющий
власть субъект дает знать объекту воздействия
о том, какого поведения он от него ждет.
Если объект воздействия ведет себя в
соответствии с этими ожиданиями, то процесс
воздействия, побуждаемого мотивацией
власти, на этом заканчивается. Если же
он оказывает сопротивление, то применяющий
власть обозревает находящиеся в его распоряжении
источники власти. Выбор источников власти
зависит от желаний и потребностей подвергающегося
воздействию, а также от вида поведения,
к которому субъект хочет его склонить.
Пуску в ход источников власти могут противостоять
внутренние барьеры. Это может выражаться
в неуверенности в своих силах, боязни
потерять свое «Я» и т. д. Если барьеры
не возникают или успешно преодолеваются,
субъект применяет определенное средство
воздействия. Реакция объекта воздействия
зависит от его мотивов и источников власти.
Достижение цели субъектом власти приводит
к изменению его состояния: у него могут
появиться новые мотивы власти, уверенность
в своих силах. На этом процесс заканчивается,
поскольку субъект удовлетворяет блокируемую
объектом воздействия потребность. Как
только у субъекта возникает новая потребность
в применении власти, весь процесс повторяется.
Субъектно-объектные отношения власти
реализуются на нескольких уровнях: мегауровень
— международные организации, наделенные
властными полномочиями (ООН, НАТО, Совет
Европы, Международный трибунал в Гааге
и т. д.); макроуровень — центральные органы
государства; микроуровень — власть на
местах. На мегауровне власть международного
субъекта ограничена суверенитетом входящих
в состав союза государств и характером
объединения в тот или иной союз. Так, Россия,
войдя в Совет Европы, взяла на себя ряд
дополнительных обязательств в экономической
и законодательной власти, но стратегически
сохранила свой суверенитет. В случае
вхождения тех или иных государств в военные
блоки ограничений их суверенитета значительно
больше.
Из данной классификации уровней власти
вытекает, что некоторые власти выступают
одновременно как в роли субъекта, так
и в роли объекта. Так, центральная государственная
власть является объектом власти мегауровня
и субъектом для региональной власти.
Региональная власть, в свою очередь, является
объектом центральной власти и субъектом
по отношению к власти на местах. В федеративном
государстве властью на мезоуровне являются
субъекты федерации. В России этими субъектами
являются 21 республика, 6 краев, 49 областей,
2 города федерального значения, 1 автономная
область, 10 автономных округов.
2. Основания и ресурсы
власти
Важнейшими факторами, определяющими
содержание и механизмы власти, являются
ее основания и ресурсы. Под основаниями власти понимаются
ее база, источники, на которые опирается
властная воля субъекта.Ресурсы власти —
это реальные и потенциальные средства,
которые используются (или могут быть
использованы) для укрепления самой власти
и ее оснований. Образно говоря, основания
власти — это ее фундамент, ресурсы власти
— это ее потенциал и технология.
По сферам жизнедеятельности можно выделить
следующие основания и ресурсы власти:
экономические, социальные, юридические,
административно-силовые и культурно-информационные.
Экономические основания власти характеризуются господствующей
формой собственности, объемом валового
национального продукта на душу населения,
стратегически важными природными ресурсами,
золотым запасом, степенью устойчивости
национальной валюты, масштабами внедрения
в экономику страны достижений научно-технической
революции (НТР). Соответственно экономическими ресурсами власти
являются активная инвестиционная и научно-техническая
политика, налоговая и таможенная политика,
а также внешнеэкономическая деятельность
по укреплению независимости страны.
Социальные основания власти — это социальные группы и слои,
на которые власть опирается. Конкретный
состав этих групп и слоев определяется
общественным строем страны, ее политическими
и культурно-историческими традициями,
уровнем развития науки и техники. Одновременно
с опорой власти в любом государстве существуют
социальные группы, которые обречены на
подчиненное положение, а также группы,
которые занимают промежуточное, колеблющееся
положение между устойчивыми субъектами
и объектами власти. Социальные ресурсы —
это мероприятия по изменению статуса
социальных групп и слоев, действия, направленные
на повышение (понижение) их общественной
активности. Власть, пытающаяся расширить
свою социальную базу, должна наиболее
полно обеспечивать общенациональные
интересы, привлекать на свою сторону
колеблющиеся промежуточные слои, добиваться
социального партнерства с «управляемыми»
слоями и группами.