Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:59, реферат
Вся жизнь людей неразрывно связа¬на с властью, которая является наи¬более мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирова¬ния их противоречий и конфликтов. Ключевая разновидность вла¬сти – власть политическая – обладает колоссальными конструирую¬щими способностями, представляет самый мощный источник разви¬тия общества, орудие социальных преобразований и трансформаций. Однако, наряду с созидательными возможностями, политическая фор¬ма власти может не только созидать или объединять общество, но и разрушать те или иные социальные порядки, дезинтегрировать чело¬веческие сообщества.
Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Политическая власть: источники, виды, отличительные признаки, основные функции и принципы политической власти……………………………………………...4
2. Типология политической власти……………………………………………………10
3. Ресурсы политической власти………………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………………...15
Список использованной литературы…………………………………………………….17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Березниковский филиал
Кафедра экономики
Контрольная работа по дисциплине:
«ПОЛИТОЛОГИЯ»
на тему:
«ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН»
Выполнил: студент группы МН-12 (з.о.)
Семушев Александр Викторович
Проверил: преподаватель
Пудовкина Ирина Михайловна
Березники 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов. Ключевая разновидность власти – власть политическая – обладает колоссальными конструирующими способностями, представляет самый мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций. Однако, наряду с созидательными возможностями, политическая форма власти может не только созидать или объединять общество, но и разрушать те или иные социальные порядки, дезинтегрировать человеческие сообщества. Она может быть жестокой и несправедливой силой, этаким злым демоном общества, потрясающим его устои и обрывающим судьбы стран и народов.
К числу базовых, основополагающих понятий политической науки относится категория политической власти. Без данного понятия невозможно объяснить содержание и закономерности политической деятельности, осуществление государственной политики. По своей сути она играет роль своеобразного стержня, который скрепляет воедино все элементы общества, придает ему целостность и устойчивость. Ослабление, либо деформация политической власти неизбежно грозит обществу тяжелыми последствиями – экономическим хаосам, разгулом преступности, кровавыми эксцессами.
Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах. (3, стр. 5)
Политическая власть – это особое общественное отношение, которое проявляется в способности субъекта власти эффективно воздействовать на людей и общество, прибегая к различным средствам – от убеждения до принуждения. По своей сущности власть есть принуждение. Однако возможность принуждать других не исключает наличия согласия, присоединения, участия лиц внутри определенного социального отношения. В зависимости от средств, на которые опирается способность эффективно воздействовать на людей и вещи, власть предстаёт в различных формах. (1, стр. 80)
Учитывая, что в политической сфере главным субъектом власти является группа, политическую власть можно определить как систему институционально (нормативно) закреплённых социальных отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов в интересах и по воле своих членов. (2, стр. 61)
Завоевание власти и
её использование – один из основных
аспектов политической жизни общества.
Это, по существу, борьба субъектов
политики за обладание инструментом
осуществления своей воли, реализации
своих интересов и целей. Приходящие
к власти политические силы формируют
её конкретные материализованные структуры
различных масштабов, политические
институты власти, которые сами вырабатывают
и осуществляют собственную политику,
которая становится средством этой
власти. Таким образом, политика оказывается
причиной возникновения и
Политическая власть имеет ряд отличительных признаков, которые конкретизируют и углубляют представления о ней как о социальном явлении:
- политическая власть – это политическое господство в обществе какого-либо класса, социально-политической группы, политической партии или отдельной личности (например, диктатора), реализующееся через систему властных органов государства, которое представляет собой средство осуществления политической воли субъекта власти во всех сферах общественной жизни;
- она является важнейшим фактором регулирования политических и социальных процессов в интересах тех или иных социальных слоёв или всего общества, предполагающим легальное использование ресурсов принуждения и социального насилия;
- она непосредственно связана с идеологической регуляцией и организацией жизнедеятельности общества и государства. Борьба за власть и за её удержание неизбежно выливается в борьбу идеологий. Сама политическая власть может полностью сливаться с идеологией, которую она поддерживает и на которую опирается;
- политическая власть, в отличие от приватной личной власти, которая существует в небольших группах, является, всеобщной и носит безличностный характер. Это означает, что она действует от имени всего общества, распространяет своё властное руководство и управление на всё население страны;
- она является моноцентричной, т.е. имеет единый центр принятия решений. Другие разновидности общественной власти (например, экономическая, социальная, духовно-информационная) – полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, множество независимых собственников, средств массовой информации, социальных фондов, имеющих свою непосредственную власть;
- в процессе своего функционирования политическая власть характеризуется исключительным многообразием используемых ресурсов, применяет не только меры принуждения и убеждения, но и опирается на нравственные нормы, на интересы и традиции людей, их чувства, на многочисленные экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.
От функционирования политической власти во многом зависит тип политического режима в обществе, открытость или закрытость общества, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность.
Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие:
- поддержание общественного порядка и стабильности;
- выявление, ограничение и разрешение конфликтов;
- достижение общественного согласия;
- принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;
- управление делами общества;
- формирование политической системы общества;
- выработка стратегии управления обществом;
- контроль политических и иных отношений и создание, в конечном счёте, определённого типа правления, политического режима и государственного строя;
- обеспечение законных прав граждан, их конституционных свобод.
Необходимо рассмотреть вопрос эффективности власти, т. е. вопрос связанный с затратами на достижение планируемого властью результата: какие средства и в каком объёме приходится применять для достижения поставленной политической цели.
К принципам эффективного функционирования политической власти следует отнести: легитимность, легальность, действенность, реальность, предусмотрительность, коллегиальность, терпимость, самокритичность, твёрдость, скрытость, непрерывность.
Одним из важнейших принципов эффективного функционирования политической власти является легитимность – положительная оценка, принятие населением власти, признание им её права управлять и согласие подчиняться этой власти. То есть законность и признаваемость политической власти и есть показатели её легитимности. При этом «законность» – показатель относительно стабильный, а вот «признаваемость» политической власти народом – крайне изменчив и может варьировать в течение срока нахождения у власти субъекта политики от полной поддержки его в начале деятельности, до проявления всенародного недоверия к концу срока властвования.
Легитимная власть обычно
характеризуется как
Макс Вебер выделял три вида легитимности исходя из способов достижения легитимности и отражающих мотивы подчинения:
1. традиционная легитимность, строящаяся на авторитете нравов и обычаев;
2. легальная или рационально-правовая легитимность, отличающаяся пониманием необходимости выполнения своих обязанностей всеми «государственными служащими» – от рядовых до носителей власти;
3. харизматическая легитимность (харизма, от греч. «charisma» – милость, благодать, божий дар) – особая, исключительная одареённость, наделённость государственного деятеля (политического лидера) такими качествами (мудрость, непогрешимость, пророчество, святость, а также бесстрашие, мужество и др.), которые резко выделяют его не только из общей массы людей, но и из состава политической элиты.
Макс Вебер называет эти типы легитимности «идеальными типами», прекрасно понимая, что в реальной политической жизни они встречаются редко. В большинстве случаев политическая власть представляет собой различные комбинации идеальных типов, переходы от одного к другому.
Исследователями выделяются несколько источников легитимности:
1. Участие граждан в управлении.
2. Легитимность посредством экономической, военной, образовательной и т.п. деятельности власти (технократическая легитимность).
3. Легитимность через принуждение. Необходимо отметить, что чем сильнее принуждение, тем ниже уровень легитимности.
Термины «легальность» и «легитимность» имеют общий корень, который происходит от латинского слова «leg», что означает «закон». Видимо, потому эти понятия нередко считают тождественными. На самом деле понятия «легальность» и «легитимность» далеко не тождественны, хотя в определенных условиях могут совпадать.
Легитимность власти показывает её фактическую значимость для людей, степень её престижа, её «эмпирическую» узаконенность, но не благодаря закону, исходящему от власти, а благодаря закону человеческой расположенности. Легитимность не является раз и навсегда данной характеристикой политической власти. Если власть перестаёт быть эффективной, не обеспечивает стабильность общества, она утрачивает доверие и поддержку своего народа.
Немаловажным для современного общества остается и вопрос отношения к политической власти. Для того чтобы стабилизировать власть в обществе, сделать её способной к выполнению возлагаемых на неё функций, она должна быть институализирована, закреплена в той или иной форме политического господства.
Господство – это политический
порядок, при котором одни командуют,
другие подчиняются, хотя первые могут
находиться под демократическим
контролем вторых. Такой порядок
может соответствовать
Процесс политического господства, т.е. властвования, упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти – системы учреждений, институтов, организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному объекту как общество механизмом политической власти выступают четыре его важнейших звена: система политических партий, парламент, правительство, аппарат политического принуждения.
Центральную роль в механизме
функционирования власти в обществе
играют высшие институты государственной
власти – президент, парламент, правительство,
суд и прокуратура. Именно они
выступают главным звеном принятия
и осуществления решений. От их деятельности
зависит степень централизации
власти и распределение полномочий
между другими властными
Политическая и
Государственная власть является особым видом политической власти. Это социально-организованная власть, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения и опирающаяся на особый аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений.
Информация о работе Политическая власть как социальный феномен