Политическая власть как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:59, реферат

Краткое описание

Вся жизнь людей неразрывно связа¬на с властью, которая является наи¬более мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирова¬ния их противоречий и конфликтов. Ключевая разновидность вла¬сти – власть политическая – обладает колоссальными конструирую¬щими способностями, представляет самый мощный источник разви¬тия общества, орудие социальных преобразований и трансформаций. Однако, наряду с созидательными возможностями, политическая фор¬ма власти может не только созидать или объединять общество, но и разрушать те или иные социальные порядки, дезинтегрировать чело¬веческие сообщества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Политическая власть: источники, виды, отличительные признаки, основные функции и принципы политической власти……………………………………………...4
2. Типология политической власти……………………………………………………10
3. Ресурсы политической власти………………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………………...15
Список использованной литературы…………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Политическая власть как социальный феномен.docx

— 43.14 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования

Пермский национальный исследовательский  политехнический университет

Березниковский филиал

Кафедра экономики

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«ПОЛИТОЛОГИЯ»

на тему:

«ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ КАК  СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН»

 

 

 

 

Выполнил: студент группы МН-12 (з.о.)

Семушев Александр Викторович

Проверил: преподаватель

Пудовкина Ирина Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Березники 2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………….3

  1. Политическая власть: источники, виды, отличительные признаки, основные функции и принципы политической власти……………………………………………...4
  2. Типология политической власти……………………………………………………10
  3. Ресурсы политической власти………………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………………………...15

Список использованной литературы…………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов. Ключевая разновидность власти – власть политическая – обладает колоссальными конструирующими способностями, представляет самый мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций. Однако, наряду с созидательными возможностями, политическая форма власти может не только созидать или объединять общество, но и разрушать те или иные социальные порядки, дезинтегрировать человеческие сообщества. Она может быть жестокой и несправедливой силой, этаким злым демоном общества, потрясающим его устои и обрывающим судьбы стран и народов.

К числу базовых, основополагающих понятий политической науки относится  категория политической власти. Без  данного понятия невозможно объяснить  содержание и закономерности политической деятельности, осуществление государственной  политики. По своей сути она играет роль своеобразного стержня, который  скрепляет воедино все элементы общества, придает ему целостность  и устойчивость. Ослабление, либо деформация политической власти неизбежно грозит обществу тяжелыми последствиями –  экономическим хаосам, разгулом преступности, кровавыми эксцессами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политическая власть: источники, виды, отличительные признаки, основные функции и принципы политической власти

 

Политическая власть - это  реальная  способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах. (3, стр. 5)

Политическая власть – это особое общественное отношение, которое проявляется в способности субъекта власти эффективно воздействовать на людей и общество, прибегая к различным средствам – от убеждения до принуждения. По своей сущности власть есть принуждение. Однако возможность принуждать других не исключает наличия согласия, присоединения, участия лиц внутри определенного социального отношения. В зависимости от средств, на которые опирается способность эффективно воздействовать на людей и вещи, власть предстаёт в различных формах. (1, стр. 80)

Учитывая, что в политической сфере главным субъектом власти является группа, политическую власть можно определить как систему  институционально (нормативно) закреплённых социальных отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов в интересах и по воле своих членов. (2, стр. 61)

Завоевание власти и  её использование – один из основных аспектов политической жизни общества. Это, по существу, борьба субъектов  политики за обладание инструментом осуществления своей воли, реализации своих интересов и целей. Приходящие к власти политические силы формируют  её конкретные материализованные структуры  различных масштабов, политические институты власти, которые сами вырабатывают и осуществляют собственную политику, которая становится средством этой власти. Таким образом, политика оказывается  причиной возникновения и функционирования власти, а власть – причиной существования  политики, т.е. власть и политика крепко связаны между собой круговой причинно – следственной зависимостью.

Политическая власть имеет  ряд отличительных признаков, которые  конкретизируют и углубляют представления  о ней как о социальном явлении:

- политическая власть – это политическое господство в обществе какого-либо класса, социально-политической группы, политической партии или отдельной личности (например, диктатора), реализующееся через систему властных органов государства, которое представляет собой средство осуществления политической воли субъекта власти во всех сферах общественной жизни;

- она является важнейшим фактором регулирования политических и социальных процессов в интересах тех или иных социальных слоёв или всего общества, предполагающим легальное использование ресурсов принуждения и социального насилия;

- она непосредственно связана с идеологической регуляцией и организацией жизнедеятельности общества и государства. Борьба за власть и за её удержание неизбежно выливается в борьбу идеологий. Сама политическая власть может полностью сливаться с идеологией, которую она поддерживает и на которую опирается;

- политическая власть, в отличие от приватной личной власти, которая существует в небольших группах, является, всеобщной и носит безличностный характер. Это означает, что она действует от имени всего общества, распространяет своё властное руководство и управление на всё население страны;

- она является моноцентричной, т.е. имеет единый центр принятия решений. Другие разновидности общественной власти (например, экономическая, социальная, духовно-информационная) – полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, множество независимых собственников, средств массовой информации, социальных фондов, имеющих свою непосредственную власть;

- в процессе своего функционирования политическая власть характеризуется исключительным многообразием используемых ресурсов, применяет не только меры принуждения и убеждения, но и опирается на нравственные нормы, на интересы и традиции людей, их чувства, на многочисленные экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

От функционирования политической власти во многом зависит тип политического режима в обществе, открытость или закрытость общества, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность.

Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести  следующие:

- поддержание общественного порядка и стабильности;

- выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

- достижение общественного согласия;

- принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;

- управление делами общества;

- формирование политической системы общества;

- выработка стратегии управления обществом;

- контроль политических и иных отношений и создание, в конечном счёте, определённого типа правления, политического режима и государственного строя;

- обеспечение законных прав граждан, их конституционных свобод.

Необходимо рассмотреть  вопрос эффективности власти, т. е. вопрос связанный с затратами на достижение планируемого властью результата: какие средства и в каком объёме приходится применять для достижения поставленной политической цели.

К принципам эффективного функционирования политической власти следует отнести: легитимность, легальность, действенность, реальность, предусмотрительность, коллегиальность, терпимость, самокритичность, твёрдость, скрытость, непрерывность.

Одним из важнейших принципов  эффективного функционирования политической власти является легитимность – положительная оценка, принятие населением власти, признание им её права управлять и согласие подчиняться этой власти. То есть законность и признаваемость политической власти и есть показатели её легитимности. При этом «законность» – показатель относительно стабильный, а вот «признаваемость» политической власти народом – крайне изменчив и может варьировать в течение срока нахождения у власти субъекта политики от полной поддержки его в начале деятельности, до проявления всенародного недоверия к концу срока властвования.

Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная  и справедливая. Легитимность связана  с верой подавляющего большинства  населения, что существующий порядок  является наилучшим для данной страны.

Макс Вебер выделял  три вида легитимности исходя из способов достижения легитимности и отражающих мотивы подчинения:

1. традиционная легитимность, строящаяся на авторитете нравов и обычаев;

2. легальная или рационально-правовая легитимность, отличающаяся пониманием необходимости выполнения своих обязанностей всеми «государственными служащими» – от рядовых до носителей власти;

3. харизматическая легитимность (харизма, от греч. «charisma» – милость, благодать, божий дар) – особая, исключительная одареённость, наделённость государственного деятеля (политического лидера) такими качествами (мудрость, непогрешимость, пророчество, святость, а также бесстрашие, мужество и др.), которые резко выделяют его не только из общей массы людей, но и из состава политической элиты.

Макс Вебер называет эти  типы легитимности «идеальными типами», прекрасно понимая, что в реальной политической жизни они встречаются  редко. В большинстве случаев  политическая власть представляет собой  различные комбинации идеальных  типов, переходы от одного к другому.

Исследователями выделяются несколько источников легитимности:

1. Участие граждан в управлении.

2. Легитимность посредством экономической, военной, образовательной и т.п. деятельности власти (технократическая легитимность).

3. Легитимность через принуждение. Необходимо отметить, что чем сильнее принуждение, тем ниже уровень легитимности.

Термины «легальность» и  «легитимность» имеют общий корень, который происходит от латинского слова  «leg», что означает «закон». Видимо, потому эти понятия нередко считают тождественными. На самом деле понятия «легальность» и «легитимность» далеко не тождественны, хотя в определенных условиях могут совпадать.

Легитимность власти показывает её фактическую значимость для людей, степень её престижа, её «эмпирическую» узаконенность, но не благодаря закону, исходящему от власти, а благодаря  закону человеческой расположенности. Легитимность не является раз и навсегда данной характеристикой политической власти. Если власть перестаёт быть эффективной, не обеспечивает стабильность общества, она утрачивает доверие и поддержку своего народа.

Немаловажным для современного общества остается и вопрос отношения  к политической власти. Для того чтобы стабилизировать власть в  обществе, сделать её способной к  выполнению возлагаемых на неё функций, она должна быть институализирована, закреплена в той или иной форме политического господства.

Господство – это политический порядок, при котором одни командуют, другие подчиняются, хотя первые могут  находиться под демократическим  контролем вторых. Такой порядок  может соответствовать интересам  не только управляемого меньшинства, но и всего общества или, по крайней  мере, его большинства.

Процесс политического господства, т.е. властвования, упорядочивается  и регулируется с помощью специального механизма власти – системы учреждений, институтов, организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному объекту как общество механизмом политической власти выступают четыре его важнейших звена: система политических партий, парламент, правительство, аппарат политического принуждения.

Центральную роль в механизме  функционирования власти в обществе играют высшие институты государственной  власти – президент, парламент, правительство, суд и прокуратура. Именно они  выступают главным звеном принятия и осуществления решений. От их деятельности зависит степень централизации  власти и распределение полномочий между другими властными структурами.

Политическая и государственная  власти очень тесно связаны друг с другом. Политическая власть исходит  от государства и реализуется  в реальной жизни не иначе как  при его прямом или косвенном  участии. В то же время понятие  политической власти шире понятия власти государственной, так как политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях политической системы общества: в рамках политических партий, общественных организаций и др.

Государственная власть является особым видом политической власти. Это социально-организованная власть, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения и опирающаяся на особый аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений.

Информация о работе Политическая власть как социальный феномен