Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:59, реферат
Вся жизнь людей неразрывно связа¬на с властью, которая является наи¬более мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирова¬ния их противоречий и конфликтов. Ключевая разновидность вла¬сти – власть политическая – обладает колоссальными конструирую¬щими способностями, представляет самый мощный источник разви¬тия общества, орудие социальных преобразований и трансформаций. Однако, наряду с созидательными возможностями, политическая фор¬ма власти может не только созидать или объединять общество, но и разрушать те или иные социальные порядки, дезинтегрировать чело¬веческие сообщества.
Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Политическая власть: источники, виды, отличительные признаки, основные функции и принципы политической власти……………………………………………...4
2. Типология политической власти……………………………………………………10
3. Ресурсы политической власти………………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………………...15
Список использованной литературы…………………………………………………….17
Государственная власть – форма политической власти, её ядро, характеризующаяся реальной возможностью и способностью влиять на характер деятельности и поведение всех граждан государства в целях управления общественными процессами, обеспечения организованности и порядка в обществе. (1, стр. 80-84)
Власть является одним
из ключевых понятий политологии. Вся
жизнь человеческого общества связана
с властью, которая призвана защищать
интересы людей, воплощать их планы,
урегулировать конфликты и
В основу типологии политической власти положены особенности элементов власти – субъекта, объекта и ресурсов – и способы их взаимодействия (7, стр 3).
Типология власти в зависимости от субъекта власти (у кого в руках она сосредоточена):
– автократическая власть (самодержавие, абсолютная монархия – власть одного человека);
– олигархическая – власть узкой группы лиц в государстве;
– плутократическая – власть крупных собственников (экономически господствующего класса);
– самоуправленческая – власть всех членов общества, народовластие.
Типология власти в зависимости от сферы управления (масштаб распространения): государственная; партийная; профсоюзная; органов местного самоуправления и т. д.
Типология власти по функциям, которые выполняют ее органы:
– законодательная – органы, принимающие властные решения (например, парламент);
– исполнительная – органы, реализующие властное решение законодательных органов (например, правительство);
– судебная – органы, контролирующие реализацию властного решения на конституционной основе (например, судебная система).
Типология власти по методам воздействия на объект: демократическая – широкие гражданские права и свободы человека; тоталитарная – контроль государственной системы всех сфер жизни общества; авторитарная – непререкаемое подчинение власти.
Типология власти по широте охвата различных структур:
– мегавласть – власть в рамках международного сообщества (имеют международные организации – ООН, НАТО, Евросоюз, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) и т. д.;
– макровласть – власть в рамках центральных государственных институтов (президент, правительство страны, парламент и т. д.);
– мезовласть – власть в рамках региональных, областных, районных органов (законодательное собрание, губернатор, правительство области, края и т. д.);
– микровласть – власть в рамках малой группы (глава муниципального образования, директор, заведующий и т. д.).
Власть принято
– экономическая власть – контроль над ресурсами, материальными ценностями, материальными благами;
– социальная власть – влияние на положение широких слоёв населения в целях обеспечения поддержки и лояльности с их стороны;
– культурно-информационная власть – влияние на население, управление им при помощи информации и знаний, так называемое политическое манипулирование;
– принудительная власть – контроль общества путём применения силовых ресурсов (армии, полиции, служб безопасности и т. д.).
Как и любое отношение, политическая власть предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие (субъект), на другой стороне - подвластные, подчиненные (объект).
Власть как способность
и возможность проводить свою
волю вопреки сопротивлению других
основана на использовании различных
методов и средств к которым
относятся влияние, авторитет, закон,
прямое насилие. С их помощью власть
оказывает воздействие и
Разнообразные ресурсы власти могут классифицироваться по разным признакам. Так, по характеру они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.
Утилитарные (от лат. utilitas - польза, выгода) ресурсы - это материальные и социальные блага, связанные с удовлетворением повседневных интересов и потребностей человека. Это могут быть средства, промышленные и продовольственные товары, услуги в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем, разнообразные льготы и привилегии. С их помощью власти, особенно государственная, может привлечь на свою сторону не только отдельных лиц, но и целые слои населения.
Принудительные (силовые) ресурсы власти - это меры административного и уголовного воздействия. Они предусматривают установление государством в законодательном порядке административной и уголовной ответственности. В первом случае речь идёт о юридической ответственности за административное правонарушение - виновное действие или бездействие, которое нарушает общественный порядок, правила пограничного режима, движения транспорта, таможенные правила, правила охоты, рыболовства и т.д. Мерами административного наказания могут быть предупреждение, административный штраф, арест, конфискация предметов контрабанды и др. Уголовная ответственность означает, что лицо, совершившее преступление, обязано отвечать за своё действие. Меры наказания определяются приговором суда. Это могут быть лишения свободы, принудительные работы, конфискация личного имущества и даже лишение жизни. Силовые ресурсы политической власти выполняют функцию обеспечения обороны страны, безопасности государственной власти, охраны внутреннего правопорядка. Такими ресурсами являются армия, различные службы безопасности, полиция, прокуратура, суды, а также принадлежащие им техника, вооружение, тюрьмы и т.д.
Силовые ресурсы являются наиболее действенными, поскольку их использование приводит к лишению людей собственности, свободы, а иногда и самой жизни. Политическая власть использует силовые ресурсы той или иной мере довольно часто. Чаще всего она прибегает к ним тогда, когда её влияние на общество посредством других средств значительно ослабляется, в частности в периоды экономических и политических кризисов. Преобладание силовых ресурсов в осуществлении власти бывает в полицейском государстве. Принудительные ресурсы власти включают в себя силовые, но не сводятся к ним. Принуждение может быть как физическим, направленным на повреждения тела, так и психологическим, направленным на повреждения психической природы человека, или моральным, направленным на достижение желаемого поведения вопреки внутренним моральным убеждениям индивида. В принуждении следует различать также использование силы и насилия.
Использование силы - это принуждение, ориентация на страх, как предусмотрены и допускаются законом. Насилие - это использование силы, принуждения стороной, которому такое право не предоставляется законом. Использование силы является принуждением, насилия стоит вне закона. Нормативные ресурсы власти - это разнообразные социальные нормы, регулирующие многообразные общественные отношения.
Важнейшими из них в осуществлении политической власти являются правовые и политические нормы, о которых говорилось выше. Политическая, в том числе государственная, власть может осуществляться и на основе таких норм, которые не имеют формализованного характера, например нормы морали, традиции, обычаи, ритуалы и т.д. Разграничение утилитарных, принудительных и нормативных ресурсов политической власти является достаточно условным. Так, использование утилитарных и принудительных ресурсов в основном тоже регулируется соответствующими нормами. Действие нормативных правовых ресурсов опирается на силу государственного принуждения и может подкрепляться утилитарными ресурсами.
Согласно основных сфер жизнедеятельности общества выделяются экономические, социальные и духовно-информационные ресурсы власти. Специфическим - демографическим - ресурсом политической власти является сам человек. Люди выступают универсальным ресурсом власти уже потому, что создают другие ресурсы (6, стр. 212-219).
Заключение
В данной контрольной работе была предпринята попытка исследовать феномен политической власти как общественного явления, рассмотреть различные формы и функции власти, выявить основные ресурсы и структуру. Также была предпринята попытка исследовать феномен легитимности как основания политической власти.
Проведенная работа позволяет прийти к следующим выводам.
Политическая власть - форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социального субъекта (личности, группы, класса, нации, партии и т.д.) побуждать других социальных субъектов к действиям, обеспечивающим его личные политические интересы или политические интересы общества в целом.
Средство власти - богатый арсенал тактики: от патронажа до администрирования, устрашения, насилия. Поскольку небезболезненные механизмы власти сосредотачиваются у отдельных лиц, реализующих основные цели власти в соответствии с законом её укрепления, возможно противоречие между субъектом власти и её объектом - народом.
Политическая власть реализует
ряд важных функций, таких, как, например,
организаторская и
Важным аспектом здесь также является понятие ресурсов политической власти – средств, технологий, которые используются субъектами политической власти для достижения цели. К важнейшим ресурсам относят силовые, экономические, социальные и информационные ресурсы. Необходимо помнить, что не существует какой-либо определенной иерархии ресурсов – все они используются в той или иной мере постоянно, с учётом поставленной цели.
Легитимность также является феноменом, понимание сути которого, способно помочь в выяснении сущности политической власти, её оснований.
Легитимность - (от лат. legitimus
— согласный с законами, законный,
правомерный) — согласие народа с
властью, когда он добровольно признаёт
за ней право принимать
Сегодня проблемы политической власти, её легитимности, функционирования являются актуальными в связи с развитием общества и науки.
Список использованной литературы
1. Основы политологии. Учебное пособие. В.Ю. Балабушевич, канд. филос. наук, доц.; А.В. Пепеляев, канд. филос. наук, доц.; А.Ю. Дергачев, канд.ист. наук, доц; В.В.Балахнин, ст.преп. Новосибирск 2012 г.- 269 стр.
2. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 559 с. ISBN 5-7567-0133-8.
3. С.С. Малетин. ПОЛИТОЛОГИЯ. Авторизованное учебное пособие для студентов заочного отделения Новосибирск – 2008 г. – 35 с.
6. Шляхтун П. П. Политология (Теория и история политической науки). Учебное пособие / К.: Лыбидь, 2005 – 576 с.
7. Шапкарина Т. Ю. Шпаргалка по политологии (№7). Ответы на экзаменационные билеты. Издат.: Аллель-2000. 64 стр.
Информация о работе Политическая власть как социальный феномен