Введение
Положение о том,
что политический процесс как феномен
с необычайно сложной и многоуровневой
структурой обусловливается в политической
деятельности, является истиной. Именно
в политической деятельности личности,
группы, организации, объединения и движения
проявляют свою политическую субъектность,
способность и умение реально воздействовать
на политическое развитие общества. В
целях, способах и приемах политической
деятельности, ее конкретных результатах
обретает свое реальное бытие политический
процесс.
В политической литературе для характеристики
процесса взаимодействия субъекта с политической
действительностью применяются понятия
"политическая деятельность", "политическое
действие", "политическая активность",
"политическое участие", "политическое
поведение" и др. Каждое из этих понятий
имеет как общие, так и специфические признаки.
3
- ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - понятие для
обозначения вида активности, направленной
на изменение или сохранение существующих
политических отношений, в результате
которого получается их новое качество,
либо консервируется старое.
В ее структуре выделяют,
субъект (действующее лицо или социальная
группа), объект (предмет, на который направлена
активность действующего субъекта и в
котором результируется изменение) и само
действие. Кроме того, говорят о цели, средстве
и результате политической деятельности.
Всякая деятельность имеет в виду некую
мотивацию, приводящую к принятию решения
о действии в соответствии с определенной
целью и определенным же образом. В политической
деятельности выделяется два ее основных
направления: выработка политики и ее
проведение в жизнь, т.е. осуществление.
Для этого необходимо
обладание знанием политической реальности
и наличие ценностных ориентаций, в соответствии
с чем политическая деятельность образует три
основных вида: познавательную, ценностную
и практическую. Этапы осуществления политической
деятельности: оценка состояния объекта,
прогноз, адаптация предлагаемых мер к
конкретным условиям существования объекта,
корректировка ее в ходе и после принятых
мер. В процессе выработки и проведения
политического решения в жизнь на разных
этапах этого процесса в нем могут принимать
участие: все население (референдум, выборы),
госаппарат, законодательный орган, правящие
и оппозиционные партии и т. п. ( п.1)
Сфера политических отношений достаточно
многообразна, она включает в себя и институты,
и процессы, и действия, и различные системы
обоснования этих действий.
Понятие «политическая деятельность»
дает возможность в анализе политики сосредоточить
внимание на наиболее подвижном, динамичном
ее аспекте — разнообразных действиях
людей, направленных на реализацию той
или иной политической цели.
Важнейшими чертами такой
деятельности служат: сосредоточение
усилий именно на общих проблемах, потребностях
существования социальной целостности;
рассмотрение государства, его интересов
в качестве основных институтов решения
этих проблем; использование политической
власти как главного средства достижения
поставленных целей.
Органическая связь с властью
делает политическую деятельность мощным
фактором управления, целенаправленной
ориентации и упорядочения действий. Изучение
данной стороны политики позволяет выявить
зависимость политических событий и процессов
от состояния, направленности мыслей и
действий тех людей, которые в политику
вовлечены. Существует сложный комплекс
устойчиво действующих, не зависящих от
субъекта политики обстоятельств, игнорирование
которых обрекает политическую деятельность
на неудачу, а учет служит обязательным
условием обеспечения ее успеха. ( п.2)
4
- Виды политической
деятельности.
По содержанию и направленности виды политической деятельности условно разделяются:
- Теоретические . Их сферой
является научная разработка политических проблем, подготовка
программ, концепций, обоснование ориентиров,
целей, идеалов политической деятельности
и т.п.
- Практические виды - это конкретное управление и руководство,
подбор и расстановка кадров, разработка
и принятие решений, организация деятельности
органов государственной власти, их взаимодействие
с политическими партиями, общественными
организациями, гражданами и др. Они проявляются во всех, без исключения областях политической жизни
общества - во внешней и внутренней политике,
в деятельности партий, общественно-политических
движений и т.д.
Виды политической деятельности,
как по форме, так и по содержанию, характеризуют
уровень политической культуры субъектов,
их политическую зрелость, направленность
действий. (п.3)
В реальной жизни виды
политической деятельности могут осуществляться
одновременно в разных формах. Можно выделить
такие, например, формы политической
деятельности:
по направлениям
осуществления - государственная, партийная, общественно-политическая;
за субъектами
политики - классовая, социально-групповая,
национальная, международная, индивидуальная;
по специфике
предмета влияния - теоретическая, практическая;
по политическим
пространством - внешнеполитическая (международная),
внутриполитическая;
по специфике
сфер - военная, деятельность органов безопасности
и др. (п.5)
Политическая деятельность
неоднородна, здесь можно выделить несколько
четких состояний:
1. Политическое
отчуждение. Выражается в сосредоточении
усилий человека на решении проблем личной
жизни при их отрыве и противопоставлении
жизни общественной, политической.
2. Политическая
пассивность — это такой вид политической
деятельности, в рамках которой субъект
не реализует свои собственные интересы,
не действует в качестве самостоятельной
политической силы, а находится под политическим
влиянием другой социальной группы. Формой
политической пассивности является конформизм.
5
3. Политическая активность.
Ее критерием служит стремление и возможность,
воздействуя или непосредственно используя
политическую власть, реализовать свои
интересы. Формой политически активной
деятельности является, например, политическое
движение, т.е. такое целенаправленное
и долговременное социальное действие
определенной социальной группы, которое
своей целью имеет преобразование политического
строя или же сознательную его защиту.
Характер политически
активной деятельности значительно изменяется
в зависимости от специфики проблем, ее
вызвавших и стимулирующих, времени возникновения,
задач, на решение которых она направлена,
состава участников. В современных условиях
отмечают следующие наиболее общие тенденции
ее изменения:
— рост стремления граждан действовать
вне традиционных форм политической активности
и участия, предпочтение жестко оформленных
политических партий политическим движениям,
без четко фиксированной организационной
структуры;
— объединение все чаще осуществляется
не вокруг какой-либо партии, а вокруг
проблемы, по поводу ее решения;
— растет число граждан, интересующихся
политикой, но одновременно падает численность
партий;
— все больше людей склонны к независимой
политизации, т.е. свое участие в политике
они не связывают с принадлежностью к
той или иной политической силе, структуре,
стремятся действовать независимо.
— Множество видов политической деятельности
связаны не с активным изменением, обновлением
социальных систем, а с обеспечением достигнутого
состояния, нормального функционирования
государственного аппарата, хозяйственного
механизма.
Политическая активность
может быть направлена и на воссоздание
отжившего, реконструкцию прошлых общественных
и политических отношений и структур.
С другой стороны, позитивное отношение
к переменам может быть не только активным,
но и пассивным, когда они рассматриваются
как необходимые и желательные, но происходящие
как бы сами собой. (п.4)
Политическая деятельность
- как созидательная, так и разрушительная
- выступает в двух видах:
- Стихийная. Стихийная политическая деятельность проявляется в действиях людей, которые преследуют свои интересы, часто разрозненные, не сообразующиеся с интересами общества или какой-либо его части, сферы. Люди выдвигают требования к правительству, к другим органам государственной власти для удовлетворения своих потребностей, как правило, справедливые.
Вступая в отношения с государством, с правящими политическими
силами, люди, их объединения тем самым придают своим экономическим,
бытовым и другим требованиям политический
смысл, хотя
6
часто и не осознают этого, не ставят
перед собой открыто политические цели.
Их политическая деятельность, таким образом,
носит не осознанный характер. Иногда стихийные политические действия,
массовые выступления людей используются
ловкими политиками в личных целях, в качестве
средства своей политической борьбы за власть. Мы это наблюдаем сегодня в нашей стране.
- Сознательная. От стихийной она отличается тем, что здесь ставятся определённые политические цели; политические акции заранее планируются, теоретически
обосновываются, составляются программы этих действий, вырабатываются
политические требования к государственным
органам власти. В сознательной политической деятельности чётко видно стремление, интересы её участников.
Политический процесс
состоит из совокупности политических
действий. Политическое действие
- это поддающееся наблюдению, открытое
поведение, демонстрируемое в рамках политической
системы индивидом или социальной группой.
Политическое действие может представлять
собой незапланированное, спонтанное
поведение, или же оно может быть частью
последовательного процесса принятия
и реализации решений.
Политическое действие можно охарактеризовать
с учетом различных критериев. Так, различается
позитивное политическое действие, заключающееся
в том, чтобы сделать нечто для достижения
определенной цели, и негативное, состоящее
в том, чтобы «прекратить что-то делать».
Политическое действие можно
характеризовать как рациональное, означающее,
что его агент имеет четкое представление
о целях, знает адекватные этим целям методы,
способен эффективно применять их, устанавливая
систему приоритетов, а также способен
менять стратегию, если она не приводит
к желаемым результатам; иррациональное,
означающее, что его агент не имеет четкого
представления о конечной цели, применяет
на практике неадекватные окружающей
обстановке формы и методы политических
действий.
Политическое действие можно
рассматривать как инерционное, которое
воспроизводит принятые нормы поведения,
существующую политическую систему, сохраняет
ее; творческое, которое вносит в политику
перемены, новые моменты, динамику.
Виды политических действий зависят
от типа общественных преобразований,
от отношения политических сил к действительности.
В результате политических действий политические
системы изменяются как быстро, так и медленно.
Основными видами политических
действий являются :
1. Революция
- это коренное преобразование структуры
власти в обществе, радикальное изменение
его политической системы. При этом происходит
отстранение от власти одной правящей
элиты и замена ее другой (в связи с тем,
что не все слои населения поддерживают
революционные изменения, в обществе формируется
7
движение, которое выступает против революции
- контрреволюция -
политическое движение, руководимое отстраненными
от власти группами, их представителями,
теми, кто порвал с революцией; целью контрреволюции
является свержение новой элиты и восстановление
прежних порядков).
2. Реформа
предполагает постепенность общественных
изменений, преобразований, нововведений,
переустройства какой-либо стороны общественной
жизни, не подрывая основ власти правящего
класса, общественного строя и его социально-политической
структуры.
Кроме основных видов политических действий,
затрагивающих в целом политическую систему
общества, политические действия могут
осуществляться и в других видах,
как правило, не приводящих к смене политического
строя:
- восстание
- это открытое выступление каких-либо
социальных групп или классов против политической
власти (ему присущ определённый уровень
организованности, определённые цели,
которые обосновываются в программах
или лозунгах восставших);
- бунт -
это массовые действия, как правило, ответная
реакция на какие-либо экстраординарные
действия господствующих политических
групп, государственных органов (бунт
отличается от восстания отсутствием
целенаправленности, минимумом организованности,
управляемости и исчерпывает себя сопротивлением
отдельным действиям правительства);
- мятеж
- это вооружённое выступление, подготовленное
определённой группой лиц с более ограниченным
числом участников, чем во время бунта
(обычно ядро мятежа составляют представители
армии или других силовых структур, к которым
присоединяются определенные слои населения);
- путч -
это авантюристическая попытка совершить
государственный переворот, инициированная
небольшой группой заговорщиков (путч
выражается в вооружённых действиях, не
опирающихся ни на широкую поддержку,
ни на учёт ситуации, ни на продуманную
программу).
Не менее важным видом политических действий
является политическая
кампания - система действий, рассчитанных
на достижение определённых целей (изменение
структуры власти в обществе, перераспределение
политических полномочий, формирование
органов власти и т.д.).
Примерами
специфических политических действий
служат также митинги, демонстрации, забастовки,
собрания, пикетирование, шествия и т.д.
Особыми видами политических действий
являются выборы и проведение избирательных
кампаний, референдумы, официальные визиты
государственных, партийных делегаций
в другие страны, дипломатические переговоры
и т.д.
Таким образом,
политические действия ориентируют политическую
систему на достижение определенных целей,
выражающих интересы различных групп,
которые облекаются в теоретическую, идеологическую
форму.