8
Цели и средства в политической
деятельности
Политика, как уже констатировалось,
является целеполагающей формой деятельности.
Она осуществляется для достижения определенных
целей путем использования разнообразных
средств. Цель, средства и результат
– основные компоненты политической, как
и любой иной деятельности. Еще Аристотель
в работе «Политика» утверждал,
что благо везде и повсюду зависит от соблюдения
двух условий – 1) правильного установления
цели той или иной деятельности и 2) отыскания
соответствующих средств, ведущих к данной
цели.
Цель в политике – это идеальный
желаемый результат, который служит побудительным
мотивом предпринимаемых действий. Средства в политике представляют
собой инструменты превращения мотивов
в реальный результат: демонстрации, забастовки,
пропагандистские кампании, выборы, референдумы,
вооруженные действия, этические и правовые
нормы, традиции и пр.
Одним из основных
и действенных средств
политики является политический
язык. Благодаря этому средству осуществляется
формирование политических идеалов, ценностей
и норм, обеспечивается передача политической
информации.
Различие между политическими
целями и средствами относительно, условно.
То, что является целью в одном измерении,
может быть средством в другом, и наоборот.
Так, власть выступает как основная цель
политической деятельности, а средствами
ее завоевания служат выборы, демонстрации,
массовые вооруженные действия и т.д. Однако
власть является в то же время средством
обеспечения социально-экономических
интересов субъектов политики, средством
решения основных социальных, экономических
и культурных проблем.
Цели политики многообразны
и противоречивы. Основная ее цель в социальной
системе - интеграция внутренне дифференцированного
общества, сочетание конфликтующих частных
устремлений групп и граждан с интересами
общества как целостности. Эта цель труднодостижима
ввиду сложности влияния на конкурирующие
частные интересы и обуздания группового
эгоизма.
Политические
цели имеют сложную иерархическую
структуру и различаются
по значимости и масштабам
(общие, частные), по содержанию
политики (социальные, экономические,
экологические, политико-юридические
и пр.), по очередности (ближайшие,
промежуточные, отдаленные, конечные),
по сферам деятельности (внутренние и
внешние). Возможна и более дробная классификация
целей политики - по социальным, сословным,
групповым, партийным, личным и прочим
признакам.
В зависимости от применяемых
средств - гуманных, умеренных или насильственных,
репрессивных различаются типы политики
и власти, типы общества, исторические
эпохи. Существуют, например, демократические,
тоталитарные и авторитарные политические
системы, имели место эпохи преимущественно
эволюционного развития и революционные.
9
Близким к понятию
«средство» является понятие «метод».
Если средства - это конкретные формы влияния
субъектов политики на объекты, то методы
характеризуют воздействие различных
средств на общество. К ним относятся прежде
всего принуждение и убеждение, насилие
и ненасилие.
Между целями и средствами
политики (включая методы их реализации)
существуют взаимосвязь и взаимодействие.
С одной стороны, цель и условия ее достижения
предопределяют использование соответствующих
средств. С другой стороны, средства, воздействуя
на достигнутый результат, выявляют реалистичность
или утопичность цели, могут корректировать
ее параметры и даже искажать. Так, например,
гуманная цель коммунистического движения
- ликвидация эксплуатации и достижение
социальной справедливости - оказалась
не только неосуществленной, но и во многом
дискредитированной.
Соответствие между целями
и средствами политики имеет две стороны
- формально-техническую и моральную. Первая
проявляется в умении при выборе средств
достижения целей учесть их пригодность,
достаточность, способность обеспечить
оптимальный результат. Вторая сторона
состоит в акцентировании нравственного
аспекта используемых средств.
Выбор средств,
неадекватных «благой» цели, возникает
в политической практике по двум основным
причинам: 1) из-за неспособности правильно
проанализировать ситуацию и найти оптимальное
решение; 2) из-за стремления достичь цель
любыми, в том числе безнравственными
средствами.
Мысль о возможности
использования любых средств достижения
целей впервые получила развернутое обоснование
в идеологии и политической практике католического
ордена иезуитов, созданного в 1534 г. и существующего
поныне. Его основатель И.Лойола выразил суть
этой позиции в формуле «Цель оправдывает средства».
Вседозволенность и неразборчивость в
средствах нередко связывают и с именем
итальянского мыслителя Н.Макиавелли,
который в целях создания сильного централизованного
государства рекомендовал правителю для
укрепления власти использовать такие
средства, как обман, подкуп, шантаж, насилие
и т.д.
Наука не может определить,
какие именно средства являются эффективными
и нравственными в конкретных случаях
политической практики. Вместе с тем ею
установлены гуманистические пределы
в использовании средств для достижения
определенных целей. Таковыми являются
общечеловеческие ценности, которые предопределяют
нравственную неприемлемость террора,
политических убийств, геноцида, использования
оружия массового уничтожения для решения
международных проблем.
Искусство политики
состоит в умении соотносить цели и средства
их достижения, оптимально использовать
избранные средства, учитывать нравственную
значимость как целей, так и средств. В
современном обществе критерием при выборе
средств должны
10
быть основополагающие принципы гуманизма,
утверждающие общечеловеческие ценности
- право на жизнь, безопасность и свободу,
развитие человеческой личности. (п.6)
Это политический
феномен, представляющий один из субъектов
осуществления властных функций в государстве
и обществе. Лидерство принадлежит к числу
наиболее древних и универсальных институтов
человечества, связанных с присущими ему
стремлениями сообразовывать стандарты
социального поведения индивидов с заданными
авторитетными (авторитарными) образцами.
Поэтому политическое
лидерство, как специфическое преломление
данного феномена в политическом процессе,
есть тип политического взаимодействия,
когда одна личность организует и направляет
других людей, с целью их организации на
совместную деятельность и ее осуществление,
причем векторная цель указанной деятельности
получает в результате черты общезначимости,
какие бы на самом деле мотивации не определяли
реальный интерес лидера в этом процессе.
Политическое лидерство
обладает широким спектром социальных
образов ("масок"): борец, новатор,
"отец нации", рутинер, справедливый
защитник "униженных и оскорбленных",
рубаха-парень. В зависимости от уровня
существования института политического
лидерства лидер может функционировать
как лидер-руководитель, государственный
деятель, партийный лидер, партийный функционер,
член партии, чиновник. Применительно
к режиму осуществления государственной
власти лидеры могут быть избираемыми,
назначаемыми, наследственными. Исследователи
выделяют стиль политического лидерства
(отличия выражаются в степени влияния
субъективных качеств лидера на исполнение
им данных функций) - демократический,
командный, авторитарный и пр. (п.7)
К основным функциям политического лидерства относятся:
определение и формулирование
интересов социальных групп, целей социальной
и политической деятельности, выявление
способов и методов реализации интересов
и достижения целей (программная функция);
интеграция общества, объединение
народных масс (интегративная функция);
нахождение и принятие оптимальных
политических решений (управленческая
функция);
социальный арбитраж и патронаж,
защита масс от беззакония, самоуправства
бюрократии, поддержание порядка в обществе
(защитная функция);
коммуникация власти и масс,
предотвращение отчуждения граждан от
политического руководства (коммуникативная
функция);
11
инициирование обновления, генерирование
оптимизма и социальной энергии, мобилизация
масс на реализацию политических целей
(мобилизационная функция);
легитимация политического
строя (функция легитимации).
Теории политического лидерства.
Теория «личностных черт» (нравственная
зрелость, способность влиять на окружающих,
целостность характера, социальная смелость
и предприимчивость, проницательность,
независимость от сильных вредных влечений, сила
воли, отсутствие излишних переживаний),
(либо интеллект, приспосабливаемость,
способность влиять на людей, экстравертность,
восприимчивость и умение понимать других).
Ситуативная теория (в экстремальных условиях
функционирования общества политическому
лидеру национального масштаба понадобятся
такие качества как:
умение формулировать новые
творческие цели, эвристические программы
и идеологии в условиях, когда утеряны
старые ориентиры, общество расколото,
в нем царят апатия и анархия;
способность персонифицировать
фундаментальные национальные ценности
для конкретного исторического периода;
готовность выходить за рамки
бюрократических процедур при принятии
решений в экстремальной ситуации;
способность связывать базисные
актуальные интересы с историей страны,
традициями современного и предшествующих
поколений;
искусство создавать принципиально
новую модель поведения и мышления, которая
будет тиражироваться и распространяться
во всем обществе;
умение внушить нации веру и
оптимизм, помочь ей преодолеть неуверенность,
комплекс вины и неполноценности).
Теория конституентов (решающая роль последователей
лидера, «короля играет свита»).
Психологические теории лидерства (три
основных направления: психоаналитическое,
мотивационное и прикладное).
Лидерство
следует рассматривать как многомерное
понятие.
Джибб формулирует три типа лидеров:
- «патриарх», по отношению к которому члены
общества испытывают одновременно чувство любви и страха;
- «тиран», в отношении к которому доминирует чувство страха;
- «идеальный» лидер, к которому испытывают симпатии большинство социальных групп.
Стили лидерства — это совокупность приемов
и методов деятельности политического
лидера, характер взаимодействия с членами
групп и последователями. Традиционно
выделяются три стиля лидерства: авторитарный, демократический и невмешивающийся.
12
- В.В. Путин
– как политический лидер и его политическая
деятельность.
Президент В.В.Путин – самый популярный
на данный момент российский политик.
О своем положительном отношении к нему
заявляют 63% опрошенных.
У Путина есть все категории качеств :
он деловой, и нравственный, и патриот,
и сильная личность. Чаще всего отмечают
его работоспособность и активность. Много
высказываний об уме и грамотности Путина
и замечают россияне серьезность и ответственность
Президента. Ободрительно оцениваются
его ораторские и организаторские способности.
Эксперты (представители региональной
политической и информационной элит) тоже
охотнее всего рассуждают о позитивных
деловых качествах Президента. В их числе
упоминается следующее.
Умение создать
команду, мобилизовать мыслящих людей
для поддержки своих проектов.
Способность
стратегически мыслить, соотносить стратегию
и тактику.
Интеллектуальная
активность, энергичность.
Можно сказать, что с появлением Путина
был удовлетворен существующий в обществе
запрос на волевого, сильного и энергичного
лидера.
К мнению о том, что время и лидер нашли
друг друга, склоняется и большинство
экспертов : “Путин четко отреагировал
на то , что ждали государства, и четко
отвечает этим потребностям. Именно эти
обстоятельства создают лидера – человека,
который в данный момент необходим ”. (п.8)
За годы правления Путина реальные доходы
населения, по данным статистики, более
чем удвоились, уровень бедности снизился
- численность населения с доходами ниже
прожиточного минимума уменьшилась с
29% в 2000 году до менее 16% в 2007 г.
Бюджет профицитен, финансовые возможности
государства беспрецедентно высоки: в
январе 2008 года золотовалютные резервы
российского Центробанка составили около
480 млрд. долларов, будучи третьими в мире
после китайских (более полутора триллионов
долларов) и японских (980 млрд. долларов).
Российский Стабилизационный фонд достиг
157 млрд. долларов.
Первый "план Путина" - программа социально-экономических
реформ 2000 года: построение правового государства,
цивилизованного рынка, снижение бюрократических
барьеров, содействие частным инвестициям
в развитие экономики, развитию малого
и среднего бизнеса, проведение важных
социальных реформ . Тогда были приняты
важнейшие позитивные решения - проведены
налоговая, земельная реформы. С принятием
Земельного кодекса впервые в российской
истории начал решаться земельный вопрос
- земля, один из главных ресурсов нации,
перестала быть "ничьей", обрела правовой
статус и стоимость.
13
И если
анализировать не внешние атрибуты поведения,
то выясняется парадоксальная вещь: Путина,
в политическом плане, правильнее назвать
преемником даже не Ельцина, а Горбачева. В
точности, как и Горбачев, Путин пришел
к власти на фоне предыдущего надоевшего
всем, дряхлого «вождя». В точности, как
и Горбачев, Путин позиционировался как
новый, прогрессивный лидер. Правда, по
иронии судьбы, прогресс тогда ассоциировался
не с демократией и отказом от советского
строя, а скорее наоборот, с некоей реставрацией,
но именно реставрацией того лучшего,
что было в СССР, а не с возвращением в
полумертвую атмосферу позднего застоя.
Грубо говоря, Путин - это не «назад в СССР»,
каким в глазах миллионов людей был Зюганов,
а «вперед в СССР», причем под СССР подразумевался
не тот реальный, существовавший когда-то
СССР, а некий мифологизированный образ
великой державы, к которому лишь примешивались
элементы ностальгии. (п.9)
Выводы |
|