Политическая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 23:19, контрольная работа

Краткое описание

Положение о том, что политический процесс как феномен с необычайно сложной и многоуровневой структурой обусловливается в политической деятельности, является истиной. Именно в политической деятельности личности, группы, организации, объединения и движения проявляют свою политическую субъектность, способность и умение реально воздействовать на политическое развитие общества. В целях, способах и приемах политической деятельности, ее конкретных результатах обретает свое реальное бытие политический процесс.

Вложенные файлы: 1 файл

КР Политология.docx

— 49.92 Кб (Скачать файл)

 

8

    1. Цели и средства в политической деятельности

      Политика, как уже констатировалось, является целеполагающей формой деятельности. Она осуществляется для достижения определенных целей путем использования разнообразных средств. Цель, средства и результат – основные компоненты политической, как и любой иной деятельности. Еще Аристотель в работе «Политика» утверждал, что благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий – 1) правильного установления цели той или иной деятельности и 2) отыскания соответствующих средств, ведущих к данной цели. 
      Цель в политике – это идеальный желаемый результат, который служит побудительным мотивом предпринимаемых действий. Средства в политике представляют собой инструменты превращения мотивов в реальный результат: демонстрации, забастовки, пропагандистские кампании, выборы, референдумы, вооруженные действия, этические и правовые нормы, традиции и пр. 
       Одним из основных и действенных средств политики является политический язык. Благодаря этому средству осуществляется формирование политических идеалов, ценностей и норм, обеспечивается передача политической информации. 
        Различие между политическими целями и средствами относительно, условно. То, что является целью в одном измерении, может быть средством в другом, и наоборот. Так, власть выступает как основная цель политической деятельности, а средствами ее завоевания служат выборы, демонстрации, массовые вооруженные действия и т.д. Однако власть является в то же время средством обеспечения социально-экономических интересов субъектов политики, средством решения основных социальных, экономических и культурных проблем. 
        Цели политики многообразны и противоречивы. Основная ее цель в социальной системе - интеграция внутренне дифференцированного общества, сочетание конфликтующих частных устремлений групп и граждан с интересами общества как целостности. Эта цель труднодостижима ввиду сложности влияния на конкурирующие частные интересы и обуздания группового эгоизма. 
       Политические цели имеют сложную иерархическую структуру и различаются по значимости и масштабам (общие, частные), по содержанию политики (социальные, экономические, экологические, политико-юридические и пр.), по очередности (ближайшие, промежуточные, отдаленные, конечные), по сферам деятельности (внутренние и внешние). Возможна и более дробная классификация целей политики - по социальным, сословным, групповым, партийным, личным и прочим признакам. 
        В зависимости от применяемых средств - гуманных, умеренных или насильственных, репрессивных различаются типы политики и власти, типы общества, исторические эпохи. Существуют, например, демократические, тоталитарные и авторитарные политические системы, имели место эпохи преимущественно эволюционного развития и революционные.

9

 
           Близким к понятию «средство» является понятие «метод». Если средства - это конкретные формы влияния субъектов политики на объекты, то методы характеризуют воздействие различных средств на общество. К ним относятся прежде всего принуждение и убеждение, насилие и ненасилие. 
         Между целями и средствами политики (включая методы их реализации) существуют взаимосвязь и взаимодействие. С одной стороны, цель и условия ее достижения предопределяют использование соответствующих средств. С другой стороны, средства, воздействуя на достигнутый результат, выявляют реалистичность или утопичность цели, могут корректировать ее параметры и даже искажать. Так, например, гуманная цель коммунистического движения - ликвидация эксплуатации и достижение социальной справедливости - оказалась не только неосуществленной, но и во многом дискредитированной. 
        Соответствие между целями и средствами политики имеет две стороны - формально-техническую и моральную. Первая проявляется в умении при выборе средств достижения целей учесть их пригодность, достаточность, способность обеспечить оптимальный результат. Вторая сторона состоит в акцентировании нравственного аспекта используемых средств. 
          Выбор средств, неадекватных «благой» цели, возникает в политической практике по двум основным причинам: 1) из-за неспособности правильно проанализировать ситуацию и найти оптимальное решение; 2) из-за стремления достичь цель любыми, в том числе безнравственными средствами. 
         Мысль о возможности использования любых средств достижения целей впервые получила развернутое обоснование в идеологии и политической практике католического ордена иезуитов, созданного в 1534 г. и существующего поныне. Его основатель И.Лойола выразил суть этой позиции в формуле «Цель оправдывает средства». Вседозволенность и неразборчивость в средствах нередко связывают и с именем итальянского мыслителя Н.Макиавелли, который в целях создания сильного централизованного государства рекомендовал правителю для укрепления власти использовать такие средства, как обман, подкуп, шантаж, насилие и т.д. 
        Наука не может определить, какие именно средства являются эффективными и нравственными в конкретных случаях политической практики. Вместе с тем ею установлены гуманистические пределы в использовании средств для достижения определенных целей. Таковыми являются общечеловеческие ценности, которые предопределяют нравственную неприемлемость террора, политических убийств, геноцида, использования оружия массового уничтожения для решения международных проблем. 
         Искусство политики состоит в умении соотносить цели и средства их достижения, оптимально использовать избранные средства, учитывать нравственную значимость как целей, так и средств. В современном обществе критерием при выборе средств должны

10

 

быть основополагающие принципы гуманизма, утверждающие общечеловеческие ценности - право на жизнь, безопасность и свободу, развитие человеческой личности. (п.6)

    1. Политическое лидерство.

      Это политический феномен, представляющий один из субъектов осуществления властных функций в государстве и обществе. Лидерство принадлежит к числу наиболее древних и универсальных институтов человечества, связанных с присущими ему стремлениями сообразовывать стандарты социального поведения индивидов с заданными авторитетными (авторитарными) образцами.

      Поэтому политическое лидерство, как специфическое преломление данного феномена в политическом процессе, есть тип политического взаимодействия, когда одна личность организует и направляет других людей, с целью их организации на совместную деятельность и ее осуществление, причем векторная цель указанной деятельности получает в результате черты общезначимости, какие бы на самом деле мотивации не определяли реальный интерес лидера в этом процессе.

      Политическое лидерство обладает широким спектром социальных образов ("масок"): борец, новатор, "отец нации", рутинер, справедливый защитник "униженных и оскорбленных", рубаха-парень. В зависимости от уровня существования института политического лидерства лидер может функционировать как лидер-руководитель, государственный деятель, партийный лидер, партийный функционер, член партии, чиновник. Применительно к режиму осуществления государственной власти лидеры могут быть избираемыми, назначаемыми, наследственными. Исследователи выделяют стиль политического лидерства (отличия выражаются в степени влияния субъективных качеств лидера на исполнение им данных функций) - демократический, командный, авторитарный и пр. (п.7)

      К основным функциям политического лидерства относятся:

 определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция);

 интеграция общества, объединение народных масс (интегративная функция);

 нахождение и принятие оптимальных политических решений (управленческая функция);

 социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание порядка в обществе (защитная функция);

 коммуникация власти и масс, предотвращение отчуждения граждан от политического руководства (коммуникативная функция);

 

11

 инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей (мобилизационная функция);

 легитимация политического строя (функция легитимации).

     Теории политического лидерства.

       Теория «личностных черт» (нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, целостность характера, социальная смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, сила воли, отсутствие излишних переживаний), (либо интеллект,  приспосабливаемость,  способность влиять на людей, экстравертность, восприимчивость и умение понимать других).

       Ситуативная теория (в экстремальных условиях функционирования общества политическому лидеру национального масштаба понадобятся такие качества как:

 умение формулировать новые творческие цели, эвристические программы и идеологии в условиях, когда утеряны старые ориентиры, общество расколото, в нем царят апатия и анархия;

 способность персонифицировать фундаментальные национальные ценности для конкретного исторического периода;

 готовность выходить за рамки бюрократических процедур при принятии решений в экстремальной ситуации;

 способность связывать базисные актуальные интересы с историей страны, традициями современного и предшествующих поколений;

 искусство создавать принципиально новую модель поведения и мышления, которая будет тиражироваться и распространяться во всем обществе;

 умение внушить нации веру и оптимизм, помочь ей преодолеть неуверенность, комплекс вины и неполноценности).

      Теория конституентов (решающая роль последователей лидера, «короля играет свита»).

       Психологические теории лидерства (три основных направления: психоаналитическое, мотивационное и прикладное).

Лидерство следует рассматривать как многомерное понятие.

      Джибб формулирует три типа лидеров:

  1. «патриарх», по отношению к которому члены общества испытывают одновременно чувство любви и страха;
  2. «тиран», в отношении к которому доминирует чувство страха;
  3. «идеальный» лидер, к которому испытывают симпатии большинство социальных групп.

Стили лидерства — это совокупность приемов и методов деятельности политического лидера, характер взаимодействия с членами групп и последователями. Традиционно

выделяются три стиля лидерства: авторитарный, демократический и невмешивающийся.

 

12

    1. В.В. Путин – как политический лидер и его политическая деятельность.

 

        Президент В.В.Путин – самый популярный на данный момент российский политик. О своем положительном отношении к нему заявляют 63% опрошенных.

       У Путина есть все категории качеств : он деловой, и нравственный, и патриот, и сильная личность. Чаще всего отмечают его работоспособность и активность. Много высказываний об уме и грамотности Путина и замечают россияне серьезность и ответственность Президента. Ободрительно оцениваются его ораторские и организаторские способности.

       Эксперты (представители региональной политической и информационной элит) тоже охотнее всего рассуждают о позитивных деловых качествах Президента. В их числе упоминается следующее.

  • Умение создать команду, мобилизовать мыслящих людей для поддержки своих проектов.

  • Способность стратегически мыслить, соотносить стратегию и тактику.

  • Интеллектуальная активность, энергичность.

        Можно сказать, что с появлением Путина был удовлетворен существующий в обществе запрос на волевого, сильного и энергичного лидера.

         К мнению о том, что время и лидер нашли друг друга, склоняется и большинство экспертов : “Путин четко отреагировал на то , что ждали государства, и четко отвечает этим потребностям. Именно эти обстоятельства создают лидера – человека, который в данный момент необходим ”. (п.8)

        За годы правления Путина реальные доходы населения, по данным статистики, более чем удвоились, уровень бедности снизился - численность населения с доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась с 29% в 2000 году до менее 16% в 2007 г.     Бюджет профицитен, финансовые возможности государства беспрецедентно высоки: в январе 2008 года золотовалютные резервы российского Центробанка составили около 480 млрд. долларов, будучи третьими в мире после китайских (более полутора триллионов долларов) и японских (980 млрд. долларов). Российский Стабилизационный фонд достиг 157 млрд. долларов.  

 

 Первый "план Путина" - программа социально-экономических реформ  2000 года: построение правового государства, цивилизованного рынка, снижение бюрократических барьеров, содействие частным инвестициям в развитие экономики, развитию малого и среднего бизнеса, проведение важных социальных реформ . Тогда были приняты важнейшие позитивные решения - проведены налоговая, земельная реформы. С принятием Земельного кодекса впервые в российской истории начал решаться земельный вопрос - земля, один из главных ресурсов нации, перестала быть "ничьей", обрела правовой статус и стоимость.   

 

13 

 

        И если анализировать не внешние атрибуты поведения, то выясняется парадоксальная вещь:      Путина, в политическом плане, правильнее назвать преемником даже не Ельцина, а Горбачева.  В точности, как и Горбачев, Путин пришел к власти на фоне предыдущего надоевшего всем, дряхлого «вождя». В точности, как и Горбачев, Путин позиционировался как новый, прогрессивный лидер. Правда, по иронии судьбы, прогресс тогда ассоциировался не с демократией и отказом от советского строя, а скорее наоборот, с некоей реставрацией, но именно реставрацией того лучшего, что было в СССР, а не с возвращением в полумертвую атмосферу позднего застоя. Грубо говоря, Путин - это не «назад в СССР», каким в глазах миллионов людей был Зюганов, а «вперед в СССР», причем под СССР подразумевался не тот реальный, существовавший когда-то СССР, а некий мифологизированный образ великой державы, к которому лишь примешивались элементы ностальгии. (п.9)

 

 

Выводы


Информация о работе Политическая деятельность