Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:00, контрольная работа
Разработанная Монтескье политико-правовая доктрина оказала огромнейшее влияние на все историческое развитие Франции, выдвинула автора в ряд наиболее выдающихся мыслителей XVIII в. Важнейшим вкладом Монтескье в политико-правовую теорию стала его идея о разделении властей и детально разработанная теория законов. Работы: • Персидские письма, 1721. • Монтескьё. «Размышления о причинах величия и падения римлян», 1734 • Монтескьё. «О духе законов», 1748 • Монтескьё. «Опыт о вкусе», 1753 • Монтескьё. О Духе законов, 1748 В работе «О духе законов» (1748 г.) Монтескье жестко критикует и отвергает все теологические и абсолютистские концепции государства и права, отождествляя существующую абсолютистскую монархию Франции с деспотичной властью.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Политико-правовые взгляды Ш. Монтескье…………………………..5
Глава 2. Политические и правовые взгляды Ж.-Ж. Руссо…………………….10
Заключение…………………………………………………………………….....23
Список используемой литературы……………………………………………..25
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Политико-правовые взгляды Ш. Монтескье…………………………..5
Глава 2. Политические и правовые взгляды Ж.-Ж. Руссо…………………….10
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………..
Введение
Эпохой Просвещения
называют период, начавшийся в
Западной Европе и Северной
Америке с середины XVII в. и продолжавшийся
до конца XVIII в. Просвещение выражало
требования, интересы и идеалы
передовой для той эпохи
Глава 1. Политико-правовые взгляды Ш. Монтескье
Просвещение — влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Специфику содержания Просвещения характеризуют два момента: во-первых, его социальный и нравственный идеал, во-вторых, план осуществления этого идеала. Деятели Просвещения желали утвердить на земле «царство разума», в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни.
Шарль Луи Монтескье (1689—1755 гг.)
— выдающийся политический мыслитель,
философ, «вождь законодательной Европы»,
наряду с Вольтером - родоначальник французского
Просвещения. Революционно-демократические
идеи французских просветителей оказали
серьезнейшее влияние на подготовку сил
революции во Франции, их использовали
вожди американской революции, они нашли
отражение в статьях Декларации прав человека
и гражданина 1789 г., и в Конституции Америки
1787 г.1
Монтескье стал родоначальником современной
политико-правовой теории, отразившей
интересы не только утверждающейся буржуазии,
идейное наследие этого мыслителя стало
важной частью мировой сокровищницы юридической
науки.
Идейно-теоретическое наследие
Монтескье довольно противоречиво (как
и вся эпоха буржуазно-демократических
революций конца XVIII—начала XIX вв.), содержит
немало компромиссов, но последовательно,
антифеодально, антимонархично, демократично
и гуманистично. Эти идеи отразили разворачивающуюся
во Франции к середине XVIII века острую
политическую борьбу между сторонниками
монархии и поднимающимся революционно-демократическим
движением, между официальной идеологией
феодально-абсолютистского строя, теологией
и церковью, с одной стороны, и идеями свободы
и равенства философии Просвещения, с
другой. Разработанная Монтескье политико-правовая
доктрина оказала огромнейшее влияние
на все историческое развитие Франции,
выдвинула автора в ряд наиболее выдающихся
мыслителей XVIII в.
Важнейшим вкладом Монтескье в политико-правовую
теорию стала его идея о разделении властей
и детально разработанная теория законов.
В работе «О духе законов» (1748 г.) Монтескье
жестко критикует и отвергает все теологические
и абсолютистские концепции государства
и права, отождествляя существующую абсолютистскую
монархию Франции с деспотичной властью.
В работах «Персидские письма» (1721 г.), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734 г.) сформулирован принцип закономерности общественно-политического развития народов, четко разделены государство и общество, выдвинута идея о влиянии условий географической среды (климат, почва, рельеф, территория) на облик народа и его законодательство. Поэтому правитель, законодатель обязан учитывать и конкретные условия среды, особенности народа и сумму политических факторов («географический детерминизм»).2
Политическая свобода ускоряет развитие экономики, промышленности и торговли, что, в свою очередь, укрепляет и обогащает общество. Политическая стабильность достигается за счет четкого разделения властей, что гарантирует законность, дальнейшее развитие политических свобод исключает злоупотребление властью и утверждает право основного регулятора взаимоотношений «человек — общество — государство». Монтескье решительно выступал за всеобщее равенство людей, за всеобщее избирательное право.
Монтескье связывал идеи политической свободы с принципом гражданской свободы человека («безопасность граждан»). Под свободой понимается «право делать все, что дозволено законом». Для обеспечения и осуществления свободы и предотвращения переворотов, тирании необходимо строгое соблюдение законов, утверждение в обществе «принципа законности» (идея правления закона). По Монтескье, законы общества имеют объективные принципы, «это необходимые отношения»; законы очень тесно связаны с теми способами, которыми различные народы добывают себе средства к жизни. Мир в обществе и между государствами, народами — первый естественный закон человечества.
Важной частью учения Монтескье о законах являются его суждения о различных типах законов. Люди, отмечает он, управляются различными законами: естественным правом, божественным правом (правом религии), церковным (каноническим) правом, международным правом, вселенским гражданским правом (по которому каждый народ — гражданин вселенной), общим гражданским правом, относящимся ко всем обществам, частным государственным правом, имеющим в виду отдельное общество, правом завоевания, гражданским правом отдельных обществ, семейным правом. Специальное внимание Монтескье уделяет способам составления законов, законодательной технике.
Плодотворной для политической теории стала идея устранения имущественного неравенства в обществе, о долге государства обеспечить каждого гражданина средствами к существованию.3
К теории общественного договора в целом относится и учение Монтескье о происхождении государства, его сущности. Государство — это результат сознательной деятельности людей, это исторический продукт развития общества, переход от естественного состояния («мирной жизни в большой семье, когда человек в природном состоянии»). «Государство есть общество, где есть законы». Поэтому задачи государства — насильно заставлять отдельных граждан выполнять законы, служащие общему благу, устранять социальные противоречия, войны, вражду между людьми.
В работе «О духе законов» Монтескье
выделяет три формы правления: республику,
монархию и деспотию. Каждой соответствует
и свой принцип правления: добродетель,
честь и страх, произвол. Мыслитель подчеркивал
историческую закономерность двух форм
— монархии (особенно конституционной)
и республики. Симпатии Монтескье на стороне
республиканцев, ибо республика утверждает
новые жизненные принципы — равенство,
свободу, любовь, патриотизм. Она дает
народу и его представителям верховную
власть. Еще в начале XVIII в. Монтескье призывал
к созданию органов народного представительства,
ограничивающих полномочия монархии (в
виде сословного парламента).
Выделяя, соответственно, причину разделения
труда в государстве на три направления
власти (законодательную, исполнительную
и судебную), Монтескье выдвигает идею
распределения власти пропорционально
слоям общества. Основная цель разделения
власти — избежать злоупотребления властью.
Взаимное сдерживание властей — необходимое
условие их правомерного и согласованного
функционирования в законно очерченных
границах.
Разделение и взаимное сдерживание властей
является, по Монтескье, главным условием
обеспечения политической свободы в ее
отношении к государственному устройству.
Он различает два вида законов о политической
свободе:
1) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к государственному устройству;
2) законы, устанавливающие
политическую свободу в ее
отношении к гражданину.
Монтескье замечает, что может так быть,
что «при свободном государственном строе
гражданин не будет свободен, или при свободе
гражданина строй все-таки нельзя будет
назвать свободным».
Актуальной для современного мирового
развития является гипотеза Монтескье
о зависимости формы государственного
правления от размера территории страны:
небольшие государства имеют, в основном,
республиканскую форму правления, средние
— монархический режим, а большие государства
— деспотию. Он выступал и против унификации
правления, копирования чужих форм и законов,
ведь «каждое государство есть выражение
духа нации».
Как последовательный гуманист
и демократ, Монтескье развивает идеи
демократического правления, когда «верховная
власть в республике принадлежит всему
народу». Демократия является «умеренной
формой правления», ее основные учреждения
формируются на основе волеизъявления
масс (народное собрание, институт судей,
сенат). Принципы демократии — политическая
добродетель, баланс властей, умеренность
и сдерживание власти через народное представительство.
Учение Монтескье о «духе законов» и разделении
властей оказало существенное влияние
на всю последующую политико-правовую
мысль, особенно на развитие теории и практики
правовой государственности.4
Глава 2. Политические
и правовые взгляды Ж.-Ж.
Жан-Жак Руссо (1712 –1778) – один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений.
Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета. Распространенные в то время представления о естественном состоянии Руссо использует как гипотезу для изложения своих, во многом новых, взглядов на весь процесс становления и развития духовной, социальной и политико-правовой жизни человечества.
В естественном состоянии, по Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. Вслед за уничтожением равенства последовали, по словам Руссо, «ужаснейшие смуты - несправедливые захваты богатых, разбои бедных», «постоянные столкновения права сильного с правом того, кто пришел первым». Характеризуя это предгосударственное состояние, Руссо пишет: «Нарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже ни вернуться назад, ни отказаться от злосчастных приобретений, им сделанных».5
Выход из таких условий, инспирированный «хитроумными» доводами богатых и вместе с тем обусловленный жизненными интересами всех, состоял в соглашении о создании государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако, потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Созданные путем договора государство и законы «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, превратили ловкую узурпацию в незыблемое право и ради выгоды нескольких честолюбцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету».
Неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, согласно Руссо, в конечном счете, к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.6
В противовес такому ложному, порочному и пагубному для человечества направлению развития общества и государства Руссо развивает свою концепцию «создания Политического организма как подлинного договора между народами и правителями».
При этом основную задачу подлинного общественного договора, кладущего начало обществу и государству и знаменующего превращение скопления людей в суверенный народ, а каждого человека – в гражданина, он видит в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде».
Каждый, передавая в общее достояние и ставя под единое высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, превращается в нераздельную часть целого. Последствия общественного договора, по Руссо, таковы: «Немедленно вместо отдельных лиц, вступающих в договорные отношения, этот акт ассоциации создает условное коллективное Целое, состоящее из стольких членов, сколько голосов насчитывает общее собрание. Это Целое получает в результате такого акта свое единство, свое общее я, свою жизнь и волю. Это лицо юридическое, образующееся, следовательно, в результате объединения всех других, некогда именовалось Гражданскою общиной, ныне же именуется Республикою, или Политическим организмом: его члены называют этот Политический организм Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою – при сопоставлении его с ему подобными. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся законам Государства».
Информация о работе Политическая идеология Французского просвещения