Политическая идеология Французского просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:00, контрольная работа

Краткое описание

Разработанная Монтескье политико-правовая доктрина оказала огромнейшее влияние на все историческое развитие Франции, выдвинула автора в ряд наиболее выдающихся мыслителей XVIII в. Важнейшим вкладом Монтескье в политико-правовую теорию стала его идея о разделении властей и детально разработанная теория законов. Работы: • Персидские письма, 1721. • Монтескьё. «Размышления о причинах величия и падения римлян», 1734 • Монтескьё. «О духе законов», 1748 • Монтескьё. «Опыт о вкусе», 1753 • Монтескьё. О Духе законов, 1748 В работе «О духе законов» (1748 г.) Монтескье жестко критикует и отвергает все теологические и абсолютистские концепции государства и права, отождествляя существующую абсолютистскую монархию Франции с деспотичной властью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Политико-правовые взгляды Ш. Монтескье…………………………..5
Глава 2. Политические и правовые взгляды Ж.-Ж. Руссо…………………….10
Заключение…………………………………………………………………….....23
Список используемой литературы……………………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 45.39 Кб (Скачать файл)

Применительно к этим политическим (основным) законам  Руссо отмечает, что в них всеобщий характер воли сочетается со всеобщностью предмета, поэтому такой закон рассматривает подданных как целое (а не как индивидов), а действия как отвлеченные (но не как отдельные поступки).  

Цель  всякой системы законов – свобода и равенство. Свобода, подчеркивает Руссо, вообще не может существовать без равенства. «Именно потому, что сила вещей всегда стремится уничтожить равенство, сила законов всегда и должна стремиться сохранять его».  

В духе Монтескье и других авторов Руссо говорит о необходимости учета в законах своеобразия географических факторов страны, занятий и нравов народа и т.д. «Кроме правил, общих для всех, каждый народ в себе самом заключает некое начало, которое располагает их особым образом и делает его законы пригодными для него одного». И следует дождаться поры зрелости народа, прежде чем подчинять его законам: «Если же ввести законы преждевременно, то весь труд пропал». С этих позиций он критикует Петра I за то, что он подверг свой народ «цивилизации чересчур рано», когда тот «еще не созрел для уставов гражданского общества»; Петр «хотел сначала создать немцев, англичан, когда надо было начать с того, чтобы создавать русских».  

Законы – необходимые условия гражданской ассоциации и общежития. Но создание системы законов – дело великое и трудное, требующее больших знаний и проницательности для достижения союза разума и воли в общественном организме. Это «порождает нужду в Законодателе», под которым имеются в виду учредители государств, реформаторы в области политики, права и морали.  

Великого  законодателя Руссо сравнивает с  механиком - изобретателем машины и создателем образца, а великого правителя – с рабочим, который лишь собирает и пускает в ход машину. «Тот, кто берет на себя смелость дать установления какому-либо народу, – поясняет Руссо задачи и роль великого законодателя, – должен чувствовать себя способным изменить, так сказать, человеческую природу, превратить каждого индивидуума, который сам по себе есть некое замкнутое и изолированное целое, в часть более крупного целого, от которого этот индивидуум в известном смысле получает свою жизнь и свое бытие; переиначить организм человека, дабы его укрепить; должен поставить на место физического и самостоятельного существования, которое нам всем дано природой, существование частичное и моральное».   

Но  такой великий законодатель, поясняет Руссо, это учредитель государства, а не магистратура или суверен. Деятельность такого необыкновенного законодателя просвещает народ и подготавливает необходимую почву для его собственного выступления в качестве законодателя.  

Законодательную власть Руссо характеризует как  «сердце Государства». «Не законами живо Государство, – пишет он, – а законодательной властью. Закон, принятый вчера, не имеет обязательной силы сегодня; но молчание подразумевает молчаливое согласие, и считается, что суверен непрестанно подтверждает законы, если он их не отменяет, имея возможность это сделать».  

В случаях крайней опасности, когда речь идет о спасении государственного строя и отечества, «можно приостанавливать священную силу законов» и особым актом возложить заботу об общественной безопасности на «достойнейшего», т.е. учредить диктатуру и избрать диктатора. При этом Руссо подчеркивал краткосрочный характер такой диктатуры, которая ни в коем случае не должна быть продлена.  Своим учением о законе как выражении  общей воли и о законодательной  власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов организации государства Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой мысли и социально-политической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения французской буржуазной революции, особенно на ее якобинском этапе.12

Заключение

Век Просвещения, как часто называют XVIII в., был временем наивысшего развития гуманистических и рационалистических начал, существовавших в буржуазной политико-правовой идеологии. Острый кризис феодализма, неизбежность и близость революционных преобразований в наиболее развитых странах, союз буржуазии с народом в общей борьбе против феодализма обусловили широкое распространение идеалистического убеждения в том, что после уничтожения феодального неравенства и деспотизма грядет эпоха всеобщего счастья, мира и благоденствия.

Основным методом обоснования политических и правовых доктрин был рационализм. Просвещение освобождало политико-правовую идеологию от теологии. Рационалистическое понимание государства и права, сопряженное с верой во всесилие разумного закона, в ряде доктрин уже соединялось с началами историзма, с поиском объективных факторов, влияющих на государство и право.

Буржуазная политико-правовая идеология Франции XVIII в. в целом продолжила философско-теоретическую работу теоретиков предшествующих веков. Более глубокую разработку получили уже известные варианты преодоления политического отчуждения, свойственного феодализму. В трудах Руссо была по существу впервые четко определена сама проблема политического отчуждения. Особенность Просвещения состоит в том, что эту проблему предполагалось решить политическими же способами: через всевластие народа, всесилие закона, всемогущество разумного государства, политические преобразования.

В этот период было завершено развитие ряда предшествующих политико-правовых концепций, им были приданы классические формы. Таковы доктрина прав человека и гражданина, теория общественного договора, концепция всесилия разумного закона, доктрина разделения властей, теория представительной и непосредственной  демократии и ряд других, исооенносгь соотношения содержания политико-правовых доктрин того времени и их программных положений состояла в том, что теоретические проблемы рассматривались чаще всего в связи с близкой перспективой их непосредственного претворения в практику.

 

Развитость и острота классовых противоречий в предреволюционной Франции обусловили многообразие политико- правовых доктрин.

Главной и общей идеей Просвещения было низвержение сословно-феодального строя и учреждение общества, основанного на равенстве людей, их правах и свободах. В процессе обсуждения принципов организации будущего общества постоянно обсуждался вопрос о связи отношений собственности со степенью осуществимости прав и свобод личности. Буржуазной стала та политико-правовая идеология, которая либо признавала неустранимость имущественного неравенства (Монтескье и др.), либо предлагала смягчить крайности богатства и нищеты, в какой-то мере уравнять имущества людей, оставив собственность частной (Руссо и др.). От буржуазной отличалась социалистическая идеология, основная идея которой состояла в замене частной собственности общностью имуществ. Важным коррективом к программе создания гражданского общества было представление теоретиков- социалистов о необходимости материальных, экономических гарантий прав и свобод личности.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.Азаркин Н.Н и др. История политических учений.  Вып. 4.  М., 2005

2.Алексеев-Попов В.С. О социальных и политических идеях Жан-Жака Руссо // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1998

3.Бернардинер Б.М. Социально-политическая философия Жан-Жака Руссо. Воронеж, 1997.

4.Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976.

5.Гуревич П.С., Столяров  В.И. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. –  М.: Политиздат, 2003.

6.Монтескье Ш. О духе  законов // Избр. произведения.  М., 2005.

7.История политических и правовых учений / Под общ.ред. В.С. Нерсесянца.  М., 2003.

8.История политических и правовых учений: Хрестоматия / Сост. Е.А. Воротилин, И.Ф. Мачин.  М., 2006.

 

 

 

1 Азаркин Н.Н и др. История политических учений. Вып. 4. М., 2005 С 155. 

 2 История политических и правовых учений / Под общ.ред. В.С. Нерсесянца.  М., 2003. С 98

3 История политических и правовых учений: Хрестоматия / Сост. Е.А. Воротилин, И.Ф. Мачин.  М., 2006. С 203

4 Монтескье Ш. О духе законов // Избр. произведения.  М., 2005. С 95 

5  Алексеев-Попов В.С. О социальных и политических идеях Жан-Жака Руссо // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1998.С 235

6 Гуревич П.С., Столяров В.И. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. – М.: Политиздат, 2003. С 422

7 Бернардинер Б.М. Социально-политическая философия Жан-Жака Руссо. Воронеж, 1997.  С 247.

 

8  Гуревич П.С., Столяров В.И. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. – М.: Политиздат, 2003. С 450

 

9 Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976. С 350

10  Бернардинер Б.М. Социально-политическая философия Жан-Жака Руссо. Воронеж, 1997.  С 260.

 

11 Алексеев-Попов В.С. О социальных и политических идеях Жан-Жака Руссо // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1998.С 250

 

12 Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976. С 370


Информация о работе Политическая идеология Французского просвещения