Политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:22, доклад

Краткое описание

Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентации и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни.

Содержание

Введение
1. Политическая культура: понятие, структура, функции
2. Содержание политической культуры
3. Политическая культура и характер власти в обществе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства РФ.docx

— 31.09 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Доклад по дисциплине Политология:

«Политическая культура»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань 2011

 

План:

 

Введение

1. Политическая культура: понятие, структура, функции

2. Содержание политической культуры

3. Политическая культура  и характер власти в обществе

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

Вовлечение социальных групп  и индивидов в политику обусловлено  их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако существующие у них интересы реализуются  не прямо, а опосредуются теми значениями и смыслами, в которых выражено отношение субъектов политики к  власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т. д. Сами же смыслы и  значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т. е. нормативно-ценностной системой, которой придерживается большинство  населения. Ценностно-нормативная система  существует в виде общераспространенных и общепринятых фундаментальных  поведенческих, политических ценностей  и идеалов.

С момента своего возникновения  политика как одна из главных публичных  сфер жизни имела ценностно-нормативное  измерение, в котором выражались представления людей об общественном благе, о наиболее справедливом устройстве общества. Все возникающие политические институты, их социальное предназначение, формы взаимодействия власти и личности определяются существующей политической культурой общества.

Впервые термин "политическая культура" употребил в XVIII веке немецкий просветитель И. Гердер. Естественно, он не предполагал, что концепция политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику.

Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентации и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни.

Таким образом, политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического  поведения, взаимодействия власти, индивида и общества.

 

 

1. Политическая  культура: понятие, структура, функции

Политическая культура (от лат. cultura — «возделывание», «воспитание», «образование»): 1) составная часть общей культуры человечества, формирующаяся и непосредственно проявляющаяся в процессе политической жизни; 2) ценностно-нормативная система исторически сложившихся политических традиций, идей, ценностей, ориентации, установок, навыков, стиля массового политического поведения и функционирования субъектов политики, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества.

Политическая культура —  это обширная сфера общей культуры человечества, которая непосредственно  связана с политикой. Она выражается в достигнутом уровне, качестве и  направленности политического бытия  человека, политической жизни общества и, соответственно, в характере политических процессов, политической деятельности людей, функционирования и развития политических институтов и режимов, доминирующих политических ценностей  и образцов поведения, теорий и идеологии, политической социализации граждан  и коммуникационной системы модернизации общественных отношений. Политическая культура в широком смысле выступает  как совокупный показатель политического  опыта, уровня политических знаний и  чувств, образцов поведения и функционирования политических субъектов, как интегральная характеристика образа жизни страны, класса, нации, социальной группы, индивидов. Она представляет собой исторический опыт, историческую память социальных общностей и отдельных людей  в сфере политики, их ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение. Этот опыт содержит в обобщенном, преобразованном виде впечатления  и предпочтения в сфере как  международных, так и внутренних отношений.

Политическая культура неотделима от уровня и качества развития человека. Она представляет собой комплекс тех элементов и феноменов  общественного сознания, которые  в значительной мере влияют на формирование, функционирование и совершенствование  политических институтов, придают значимость и направление политическому  процессу в целом, политической деятельности и поведению широких масс населения.

В своем реальном движении политическая культура существует в  трех основных деятельных формах: духовной (духовно-практической), включающей политический опыт, традиции, нравы, роли, ценности, ориентации и установки, способы выражения политических чувств и эмоций, осуществления политического мышления; предметной, охватывающей определенные способы и образцы организации политических институтов, средств политической деятельности, которые материализуют достижения научной мысли, и функциональной, определяющей способы, стиль, приемы, средства политической деятельности, характер политического процесса.

Эти формы тесно взаимосвязаны  друг с другом и представляют конкретно-исторический уровень политической свободы людей, выражающий меру их господства над  властью собственного объединения, своего рода «степень отчуждения власти». Чем демократичнее принципы властвования, чем разнообразнее и гибче  способы контроля за политической властью, тем выше уровень политической культуры. Следовательно, в политической культуре выражается совокупность служащих определенным интересам образцов, форм, ценностей  политического сознания, которые  возникают в ходе политической деятельности, опосредуют процесс политического  властвования и политического участия  и являются наиболее типичными для  политической системы, социальной группы или индивида способами выражения  и реализации политической свободы.

 

2. Содержание политической культуры

Политическая культура общества может быть проанализирована как  по суммарным показателям уровней  политических культур его членов — граждан, их социальных групп и  слоев, классов, так и по показателям, характеризующим только общество как  единый и неделимый организм. К  числу последних следует отнести  характер существующей политической организации  общества, формы и методы функционирования политических институтов, степень и  способы участия граждан в  политической жизни общества, накопленный  социально-политический опыт, существующие политические традиции и обычаи, систему  политических идей, знаний, принципов, используемых в общественном развитии.

Политическая культура —  это многоаспектное явление, имеющее  глубокие исторические и психосоциальные  корни. Наряду с рациональными позициями  и целевыми действиями в ее рамках существуют феномены, обусловленные  нерациональными и в силу этого  не поддающиеся простому причинно-следственному  объяснению факторами.

Различные элементы политической культуры обладают неодинаковой степенью устойчивости и функциональной значимости и при этом находятся в определенном соподчинении. Можно выделить компоненты ядра политической культуры, т.е. такие  ее элементы и феномены, которые  играют основополагающую роль в формировании «политического порядка нации». Это  ориентации в отношении правительственных  структур; ориентации в отношении  других политических систем; ориентации в отношении собственной политической деятельности.

Первая группа включает «ориентации  режима», т.е. оценку основных правящих институтов, их символов, официальных  лиц и «ответ» на них, а также  «ориентации в отношении правительственных "входов" и "выходов"», имея в  виду, что требования в сфере публичной  политики — это «вход» в политическую систему принятия решений, а сами решения, принимаемые правительством (режимом), — это «выход».

Вторая группа ориентации представляет «политические идентификации», т.е. самоотождествление субъекта с  определенной нацией, народом, племенем, государством, городом, деревней, географическим регионом, историческими символами, группами людей (семья, коллектив, друзья), к которым он испытывает чувство  привязанности, обязанности, долга, лояльности, дружбы, любви; «политическое доверие» к тем, с кем приходится взаимодействовать  в ходе политического процесса, а  также «правила игры», которыми должен руководствоваться субъект политических отношений и процессов.

Третья группа ориентации охватывает «политическую компетентность», участие граждан в политической жизни и использование ими  доступных средств обеспечения  этого участия, а также «политическую  эффективность», ощущение возможности  оказания влияния на политический процесс.

Определяя ареал политической культуры, следует исходить из того, что применительно к сфере  политических отношений она характеризуется  всеобщностью присутствия. Политическая культура как бы растворена по всей совокупности отношений, складывающихся между участниками политического  процесса.

Нетрудно заметить, что  в большинстве обществ в рамках политического процесса существует несколько групп субъектно-объектных  отношений, рождаемых самим содержанием  этого процесса.

Первая группа — отношения  социального субъекта (индивид, группа, класс, нация) к политическим институтам, а также к международному сообществу. Имея в виду структурный характер институционального объекта, следует  учитывать отношения социального  субъекта не только к институциональному объекту как целому, но и отдельным  его составным частям и элементам. Анализируя идеальный аспект отношений  социального субъекта к институциональному объекту и рассматривая эти отношения  под разными углами и в разном масштабе, исследователь получает возможность  выявить распространенные в обществе различные виды политических ориентации (когнитивных, аффективных, оценочных), культуру политического поведения.

Вторая группа — отношения  между институтами политической системы. Выступая в качестве объекта  по отношению к социальному субъекту, институты политической системы  общества сами оказываются в роли субъекта, когда взаимодействуют  друг с другом. Так происходит, например, с политическими партиями, в отношениях между которыми с течением времени устанавливаются определенные правила и традиции. В этом же блоке можно рассматривать и отношения, складывающиеся между институтами данной политической системы и международным сообществом.

Третья группа — отношения  институционального субъекта к социальному  объекту. Они позволяют выявить  традиционные способы воздействия  различных партий и организаций  на электорат, определить типичность ориентации государства и его структур на те или иные характерные социально-политические ситуация.

При рассмотрении субъектно-объектных  отношений целесообразно обращать внимание на характер и направленность политических интересов. Известно, что  у людей с различными интересами политическое поведение может значительно  отличаться. В то же время объективный  политический интерес не всегда выражается индивидом адекватным образом, поскольку  он преломляется через различные  формы социальных, этнических и иных отношений, потоков информации. Изучение политической культуры помогает понять характер мотивов и целей участия  людей в политике, их политических установок, определяемых объективными и субъективными интересами, преломляющимися  через систему ценностей и  социокультурных традиций, норм политических взаимоотношений, политических знаний и воплощающихся в определенных типах и образцах политической деятельности и поведения. В этом смысле политическая культура является проявлением в  агрегатной форме психологических  и субъективных измерений политики.

Политическая культура является составной частью общественно-исторической почвы, в состав которой входят традиция, национальное наследие, геополитический  фактор, исторически сформированная социальная и этническая структура, вероисповедание и т.д. Все они  выступают как доминанты, некие  основания. Известно, что, в конечном счете, люди выступают творцами своей  политической истории, однако они не творят ее произвольно, а только в  таких условиях, в каких они  непосредственно находятся, какие  им достались и наследованы. Традиции предшествовавших поколений довлеют  над мыслями и деятельностью  живущих. «Даже там, где люди обольщаются  факторами революционных преобразований, где происходят существенные институциональные  изменения, писал украинский политолог, академик Б.В. Шиндеров, — возникший  новый уклад обусловлен укладом  предшествующим и продолжают также  существовать исторические традиции общества. Ценности и примеры прогрессирования, складывающиеся в политической культуре общества в изменяющихся условиях, могут стать выражением нового содержания».

Важное место в развитии и функционировании политической культуры играют устойчивые общекультурные социально-психологические  феномены, которые или входят в  структуру политической культуры, или  соответствующим образом отражаются и преломляются в ней. К ним  относятся: традиции, обряды, ритуалы, менталитет, накопленный опыт, стереотипы, мифы, религия и другие факторы.

Информация о работе Политическая культура