Политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:22, доклад

Краткое описание

Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентации и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни.

Содержание

Введение
1. Политическая культура: понятие, структура, функции
2. Содержание политической культуры
3. Политическая культура и характер власти в обществе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства РФ.docx

— 31.09 Кб (Скачать файл)

 

3. Политическая  культура и характер власти  в обществе

В соответствии с классификацией общественных явлений по характеру  власти оно может трактоваться как  демократическое, авторитарное, тоталитарное или переходное между этими основными  состояниями. Соответственно, и политическая культура может классифицироваться как авторитарная, тоталитарная, демократическая  или переходная между ними. Основы такого подхода были заложены еще  Платоном и Аристотелем, выделившими  основные формы политического правления: монархию и тиранию, аристократию и  олигархию, демократию, охлократию и  республику («политик»» — по Аристотелю).

Для демократической политической культуры характерны ориентация на подлинно демократические ценности и идеалы, правовое государство и гражданское общество, свободное участие в политике, идеологический, политический и экономический плюрализм, приоритет прав человека и гражданина, богатый политический язык. Основным «носителем» демократической политической культуры является средний класс.

Авторитарная политическая культура ориентирована на определяющую роль государства и одной партии в обществе, соответствующие формы и методы правления и контроляза политической жизнью и участия в ней. Политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, государством. В соответствии с ними государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп. К основным ценностям относятся: «единая идеология», «политический порядок», «поддержка государственной политики», «политическое единство». Политический язык стандартизирован.

Тоталитарная политическая культура предполагает государственно направляемые и контролируемые формы участия людей в политике, жестко идеологизированные стереотипы поведения, лояльную ориентированность на официальные институты и символы, полный контроль за деятельностью средств массовой информации и коммуникации, наличие разветвленной системы слежения и контроля за идеологией, публичными выступления и частными беседами о политике. Политический язык формализован и идеологически жестко определен. Историческими примерами такой культуры выступали политическая культура фашизма, сталинизма и др.

Существуют и переходные модели политической культуры. Одна из распространенных — переходная политическая культура: от авторитарной к демократической. На наш взгляд, российскую политическую культуру можно отнести именно к  переходному типу культуры.

Возможна также типологизация  политической культуры общества как  «либерально-демократической», «авторитарно-тоталитарной»  и других «смешанных» разновидностей политической культуры.

Рассматриваемый подход решает те задачи, на решение которых он, собственно, и нацелен. При его  использовании определяется уровень  «демократизации» соответствующей  политической культуры. В то же время  он не предполагает анализ цивилизационных  и национальных особенностей политической культуры.

Другим его «узким местом»  является то, что «переходные» модели политической культуры заведомо выставляются «низшими» по сравнению с «демократической»  политической культурой. И если это  верно с точки зрения «идеальных моделей политической культуры», то на практике может означать недооценку авторитарно-мобилизующих моделей  политической культуры, которые обеспечивают единство общества и власти, а также  высокие темпы развития производства (Китай, новые индустриальные страны Дальнего Востока и др.).

Каждой общественно-политической системе соответствует базисная модель политической культуры. Она  проявляется в национально-специфических  фор мах. Ни одна политическая система  ни в одной стране не будет стабильной, если она не рождена в самой  этой стране, на ее почве в качестве результата развития собственной политической культуры.

С точки зрения отношения  к преобразованиям можно выделить два типа культуры: замкнутый, нацеленный на воссоздание по образцу, установленному традициями, и открытый, ориентированный  на изменения, легко усваивающий  новые элементы. Можно типологизировать политические культуры как рыночные и статистические. Первые рассматриваются  в качестве разновидности свободного обмена политико-культурной деятельности граждан, вторые — характеризуются  главенствующей ролью государственных  институтов и организации политической жизни, а также определения условий  политического участия индивида.

 

 

Заключение

политика культура власть

Гуманизм, нравственность в  политике - стержневая идея политической культуры, источник ее формирования и  развития, а демократизация - ее реальное основание, так как в конечном итоге она служит утверждению  принципов реального гуманизма, составляющих критерий социальной эффективности  общества.

Эти выводы имеют принципиальное значение для формирования новых  подходов к типологии политической культуры. Поскольку в обществе политическая культура выступает, прежде всего, как  культура политической власти на всех уровнях, уровень реальной демократии, гуманности человеческих отношений, нравственности политической культуры, власти - главные  критерии политических культур.

Существует много типологических схем политической культуры, построенных  на различных подходах к ней. На пересечении  характеристик субъекта и объекта  политической культуры вырисовывается личный профиль политических ориентаций опрашиваемого человека. Теоретики  школы Амионда и Вербы убеждены в том, что империческое исследование этих профилей, психологически соответствующих  разным политическим системам, дает основания  для типологии национальных политических культур, для их сравнительного анализа.

Опыт типологии политических культур конкретизирует ее теория. Политическую культуру можно классифицировать по формационному и классовому признакам, по идеологическим основаниям, по отношению  к социальному процессу, к демократии с точки зрения международных  отношений. С точки зрения масштабов  и характера влияния политической культуры на общество в целом или  на политическую власть ее можно квалифицировать  как господствующую и маргинальную, ортодоксальную и альтернативную. Типологию  политической культуры можно построить  также по ее субъектам, исходя не только из их социального статуса, но и из их демократических характеристик: пола, возраста, образования, доходов, религиозности. Подлинный облик  национальной политической культуре придает  ее конкретизация на примере реального  общества.

Думается, что в условиях демократического процесса развития складывается новый тип политической культуры, представляющий синтез исторического  опыта развития политических отношений. Он формируется на месте декларировавшейся "демократической", "единой и  единственной" политической культуры социализма, а на деле - авторитарной, статической и внутренне разнородной, фрагментарной, корпоративной, хотя и  являющейся предметом нормативного описания. Сегодня в нашей стране существует ряд конкурирующих политических субкультур. В ходе их взаимодействия в условиях демократического обновления общества и включения его в русло развития мировой цивилизации должна сформироваться политическая культура нового типа, основанная на демократической культуре достоинства.

Вместе с тем политическая борьба в условиях демократии неизбежна. Но ее надо вести в рамках законности, сопоставления позиций, мирного  разрешения возникающих конфликтов, взаимодействия различных политических сил. Основная функция новой политической культуры - культуры согласия - поддержание  развития на основе использования конфликта, противоречия как главного метода социально-политического  развития.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Мухаев Р.Т Политология: учебник  для вузов. Издание второе. –  М.: «Издательство ПРИОР», 2001. - 432 с.

2. Ирхин Ю.В. Политология: учебник  / Ю.В. Ирхин.- М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 686с. 

3. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник М.: Юристъ, 2002. – 511 с.

 

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Политическая культура