Политическая культура США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:24, реферат

Краткое описание

Цель: Исследование политической культуры США.
Общая цель конкретизируется рядом задач:
рассмотреть политическую культуру США, её становление и развитие;
- изучить политическую культуру этой страны в конце XIX в.
- рассмотреть «американизм» и политические изменения в XXв.
-проследить политическую культуру в послевоенный период и в преддверие XXI в

Содержание

Введение
.Развитие политической культуры США
.Политическая культура США середины - конца XIX в
. «Американизм» XX в.
.Послевоенный период и преддверие XXI в.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

сша.docx

— 44.62 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

.Развитие политической  культуры США

.Политическая культура  США середины - конца XIX в

. «Американизм» XX в.

.Послевоенный период  и преддверие XXI в.

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Цель: Исследование политической культуры США.

Общая цель конкретизируется рядом задач:

рассмотреть политическую культуру США, её становление и развитие;

- изучить политическую культуру этой страны в конце XIX в.

- рассмотреть «американизм» и политические изменения в XXв.

-проследить политическую культуру в послевоенный период и в преддверие XXI в.

 

1.Развитие политической  культуры США

Образование и развитие политической культуры оказали прямое воздействие  на формирование национального менталитета  и специфику внутрисоциальных отношений  в современных Соединенных Штатах, продолжая оформлять отдельные  черты внутренней и внешней политики. Внутренние культурные предпосылки  определяют содержание ценностей, транслируемых  вовне.

Культурная политика американского  правительства на ранних этапах была достаточно сложной и разноплановой, но в одном она была практически  всегда одинаково последовательной - в подавлении культурного разнообразия. Как ни парадоксально это звучит, но известное своей мультикультурной спецификой современное американское общество прошло на пути своего исторического  формирования ряд неоднозначных  этапов, первым из которых стало  уничтожение коренного населения  и создание резерваций для выживших. Немаловажную роль в формировании политической культуры этой страны сыграл колониальный период, сопровождавшийся давлением метрополий. В результате географического положения и политики властей в американских колониях среднего побережья сложился неоднородный состав населения в религиозном и этническом отношении. При обсуждении теологических вопросов необходимо было вести себя сдержанно во избежание конфликтов.

Провинциальная эра и  характерные для неё усиление роли ассамблей и подъём религиозного сознания; Гражданская война, Первая и Вторая Мировые Войны; Мировой  экономический кризис.

К началу войны за независимость  были заложены основы политической культуры США. События революционных лет  привели к резкому росту политического  самосознания населения, расширению политического  участия, демократизации политических институтов. Итог - создание единого  самостоятельного государства. Завоевавшая  независимость республика была легитимизирована посредством харизмы. Роль некоего  харизматического лидера сыграл Дж. Вашингтон, сумев обеспечить себе поддержку  всех слоёв населения и став символом единства. Первый президент США был  последовательным приверженцем конституционных  принципов, на основе которых создавалась  система государственных органов  молодой республики. За время его  пребывания у власти сложились политические партии, ставшие неотъемлемой частью политического механизма демократии. Основными аспектами Политической культуры Штатов считаются народный суверенитет, индивидуальные права, политическое участие и индивидуализм.

Народный суверенитет. Американцы верят в то, что народ является источником правительственной власти. Каждый американский школьник знает слова А. Линкольна, что правительство его страны - это «правительство народа, из народа и для народа». Пройдя нелёгкий путь, народ США пришёл к пониманию того, что весь американский народ - единственный источник суверенитета. Его воля - превалирующая. Хорошо выверенный баланс между самостоятельностью и прочной интегрированностью является важнейшим фактором экономического процветания и политической стабильности.

Политическое  участие. Политическое участие является очень важным для большинства американцев. Они считают федеральное правительство и правительство штатов «близкими к народу» в основном из-за своего активного участия в политической жизни. Президентская власть должна быть сильной, чтоб избежать возможного влияния демагогических лидеров.

Индивидуальные  права. Почти все американцы свято верят в свои индивидуальные права. Законы США гарантируют гражданину беспрепятственное распоряжение собой и своим имуществом. Эксплуатация, бедность, преступность вызывают недовольство со стороны граждан, и они борются со всем этим. В то же время, разделяя мысль, что каждый волен жить так, насколько он свободен.

Право собственности в  Америке даёт широкие права хозяевам по управлению своими предприятиями, что  позволяет использовать недемократические  методы управления. Нигде в мире люди не защищают частную собственность  столь яро, как в США. И капитализм там, пожалуй, более прочен, чем в  любой другой стране[13, С. 76].

Индивидуализм. Многие исследователи считают, что индивидуализм - базисная часть политической культуры США. Ценность отдельной личности, вера в её силы и возможности получили отражение в произведениях Г. Мельвилля, Г. Торо, У Уитмена. Они критиковали конформистов. Другие же считают, что современный гражданин должен быть просвещённым и образованным, а не строгим индивидуалом.

Политический  плюрализм. Американское общество в условиях рыночной демократии по-настоящему плюралистично. Под плюрализмом понимается множественность механизмов разделения государственной власти. Общество воспринимается как совокупность групп, объединенных тем или иным интересом. Между группами осуществляется конкурентное взаимодействие по совместному решению политических проблем. Необходимо обеспечить равенство этих групп в доступе к ресурсам, информации, связи. Баланс интересов, к которому в конечном итоге приходят "заинтересованные группы", обеспечивает равновесие всей политической системы общества.

Роль государства в  таких условиях сводится к тому, чтобы выступать в качестве незаинтересованного  арбитра и фиксировать в своих  решениях достигнутый баланс интересов. Эта политическая теория получила название "теории фракций".

Политические  партии. Играют ключевую роль в политической жизни страны. Партии выполняют роль посредника между народом и властью, вовлекая активистов и претендентов в избирательный процесс и предлагая электорату различные программы.

Общенациональные политические партии представляют собой довольно свободные конфедерации местных  партийных организаций, которые  объединяются с целью поддержки  своего кандидата на президентских  выборах или для завоевания большинства  мест в Конгрессе. Система федерализма  способствует усилению партийных организаций  в штатах (ценой ослабления общенациональной партии) ввиду распределения многих выборных должностей на уровне штатов и обеспечения поддержки на местах.

Важнейшей чертой партийной  системы США является существование  двух основных политических партий.

Современный облик Республиканской  и Демократической партий оформился, во многом, в 1930-е гг. Их поддерживают разные слои американского общества. Республиканская партия считается  более консервативной, в ней большим  влиянием пользуются представители  милитаристских кругов, ВПК, крупного капитала, руководства привилегированных университетов, религиозная элита преимущественно протестантских конфессий и т.д. Демократическую партию в значительной степени поддерживают представители национальных и религиозных меньшинств (например, афроамериканцы и католики), демократически настроенные интеллектуалы (интеллигенция) и т.д.

На протяжении всей американской истории размежевание интересов  никогда не было четким, за исключением  периода Гражданской войны, и  внутри обеих партий всегда проявлялись  различные, подчас противоположные, интересы. Поэтому возникла необходимость  идти на компромиссы при выработке  политических платформ разных партий, что отражалось в их программах. Нередко итог голосования определялся  отношением скорее к личности кандидата, чем к его политической программе.

Также у большинства американцев  отсутствует интерес к «большой»  политике. Активисты партий и политических движений принадлежат к «среднему» и «высшему среднему» классам. Они  образованные, обеспеченные, со сравнительно высоким социальным статусом. В США  преобладает психологическая установка  на доверие к согражданам. Долгое время обращалось внимание на характеристики, которые свидетельствовали о  высокой степени однородности ПК США[11].

Американцы гордятся политическими  институтами, традициями своей страны, демократией. Убеждённость в избранности  Америки стала неотъемлемым элементом  того сплава идей, чувств, символов, который принято называть «американизмом».

 

2. Политическая  культура США середины - конца  XIX столетия

 

Сложные политические процессы, происходящие в американском обществе в 1828-1849 гг., вели к расширению и укреплению демократии, политических прав и свобод для белого мужского населения. Но ограничения, касающиеся женщин, свободных цветных, рабов-негров, свидетельствовали о  теневых сторонах и недостатках  «джексоновской демократии». Также  не следует забывать об острых социальных и классовых проблемах, порождаемых  экономическими кризисами, усилением  капиталистической эксплуатации, хотя и носившей смягченный характер, чем в Старом Свете. Развитие рабочего движения, возникновение рабочих партий, рост профсоюзов, борьба за общенациональную аграрную реформу, за 10-часовой рабочий день становятся характерными чертами данного периода. Не менее серьезными были проблемы иммигрантов и этно-конфессиональные конфликты, что также находило свое отражение в общественном мнении и активно использовалось различными политическими силами в стране.

В 1820-1830-х гг. в США происходит рост секционализма, обусловленный  как экономическими, так и политическими  причинами. Столкновение интересов  Севера и Юга открыто проявило себя в нуллификационном кризисе 1828-1833 гг., поводом к которому стала неприятие южанами политики протекционизма, который отвечал экономическим интересам промышленников Севера. В общественном мнении Юга укоренялись представления о том, что северяне благоденствуют за его счет. Это питало сепаратистские тенденции. Южные плантаторы, представлявшие правящую элиту, серьезно опасались конкуренции за власть в Союзе со стороны торгово-промышленных кругов Севера. Нуллификационный кризис вызвал обострение противостояния двух секций и стал своеобразным прологом будущей Гражданской войны. Общественное мнение в северных штатах в этот период оказалось довольно сплоченным в стремлении защитить единство страны и поддержать президента Джексона. Север объединился, забыв на время даже о своих партийных разногласиях.

Еще одной важной проблемой  в 1828-1849 гг. становится рост экспансионизма, стремление США к присоединению  новых территорий. Большинство населения страны одобряло политику территориальных присоединений, несмотря на то, что существовало оппозиционное движение, главным образом в среде интеллектуалов Севера. Не подлежит сомнению, что поддержка общественным мнением действий президента Дж. Полка сыграла чрезвычайно важную роль в развитии экспансионизма и дальнейшем территориальном росте страны.

Нараставшее противостояние Севера и Юга усиливало изоляционистские тенденции и дивергентные процессы в рамках сложившейся американской цивилизации, вело к формированию двух социокультурных систем, к поиску их самоидентификации. В сложившейся  оппозиции «плантаторский Юг» - «промышленный  Север» основная борьба развернулась между либеральными и консервативными  идеями, которые были не столько связаны с существующими партиями, сколько носили именно региональный характер. В 1850-е гг. усиливаются дискуссии и споры между Севером и Югом, но в целом общественное мнение двух секций стоит за сохранение единства страны, что вызывает необходимость поиска взаимоприемлемых компромиссов.

Анализ состояния мнений американцев, сложившихся вокруг происходящей в стране партийно-политической перегруппировки  сил, показывает весьма пеструю и  неоднозначную картину. Усиливается  раскол по секциональному признаку. Между  северными и южными штатами возрастают враждебность и противостояние по главному вопросу о дальнейшем существовании  рабства. Основная часть политической элиты страны продолжает сохранять  определенный консерватизм и оказывает  предпочтение более опытной демократической  партии, давно выверенной политике компромиссов, оказывая соответствующее  воздействие на умы американцев. Новой республиканской партии приходится вести упорную борьбу за привлечение  на свою сторону общественного мнения большинства американцев.

И все-таки самая кровопролитная и жестокая в американской истории  война привела к восстановлению целостности государства, к решению  назревших социально-экономических  и политических проблем: отмене рабства  и принятию гомстед- акта. Это обусловливалось в конечном итоге и тем, что общественное мнение большей части северян оказалось на стороне революции и прогресса.

Вопрос об иммиграции на территорию США приобретал остроту  далеко не только в расово-этническом плане. Так, с середины 1840-х гг. началось обострение проблемы белой иммиграции: в течение десяти лет в страну прибыли 3 млн. переселенцев из Европы, что составляло 15% от всего американского  населения. Новые иммигранты (в основном представители бедных слоев населения  Ирландии и Германии) резко обострили  конкуренцию на рынке труда. Кроме  того, в отличие от прежней миграции (преимущественно протестантской и  англосакской) новая волна была католической, в связи с чем возникал новый конфликт, 1852 г. набравшее силу антикатолическое и антииммигрантское движение создало имевшую миллионный электорат Американскую партию, которую в 1854-1856 гг. вытеснила Республиканская партия[12, С. 138].

Официальная политика дискриминации  этнических меньшинств стимулировалась и усиливалась постоянными акциями, направленными на защиту прав т.н. "настоящих американцев". Появление известного ку-клукс-клана было спровоцировано стремлением белых южан сохранить расовый порядок, существовавший до гражданской войны, который был временно нарушен послевоенной политикой реконструкции. Позже клан начал направлять свои действия против еврейских иммигрантов и католиков.

Начало форсированного строительства  железных дорог после Гражданской  войны привело к возрастанию  иммиграции из Китая, и поскольку  вслед за китайскими рабочими на территорию Штатов устремились и китайские  проститутки в 1875 г. был принят первый закон об ограничении иммиграции, запретивший впускать в страну преступников и проституток. В 1882 г. народные волнения в Калифорнии и других штатах привели  к принятию Акта о выселении китайцев, временно приостановившего китайскую  иммиграцию. На рубеже XIX-ХХ веков возникла проблема и с японской иммиграцией - в 1908 г. президент Теодор Рузвельт заключил с Японией "джентельменское  соглашение", по которому Япония обязывалась  остановить миграцию своих граждан  в США[15, С. 100].

Информация о работе Политическая культура США