Политическая культура Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 02:23, реферат

Краткое описание

Таким образом, актуальность данной работы в том, что в ней описываются некоторые моменты политической культуры Японии, которые могут служить примером и для других стран. В реферате рассматриваются такие вопросы как:
1) что такое традиционная политическая культура Японии;
2) трансформация политической культуры под влиянием политических и социальных изменений.
Главной целью работы было выявить, могут ли другие страны следовать по стопам Японии для их успешного процветания.

Содержание

Введение
Традиционная политическая культура Японии.
Влияние политических и социальных изменений на политическую культуру.
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

реферат япония.docx

— 36.66 Кб (Скачать файл)

 

Белорусский национальный технический университет

Факультет технологий управления и гуманитаризации

Кафедра политологии, социологии и социального управления

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Политология»

 

на тему: «Политическая культура Японии»

 

 

 

 

 

 Подготовила                                студентка гр.108120

                                                                                        Загоровская Ю.А.

 Проверил                                                                      д.и.н., В.А.Бобков

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

Содержание

Введение 

  1. Традиционная политическая культура Японии. 
  2. Влияние политических и социальных изменений на политическую культуру. 
    Заключение  
    Список использованных источников 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Все мы знаем, что политика очень тесно взаимодействует  с культурой. Одно без другого  существовать не может. Поэтому политическая культура – одно из важнейших понятий  для понимания сущности функционирования системы любого государства.

В своём реферате  я  рассматривала политическую культуру Японии, различные проблемы, которые  могут быть актуальны для любой  из стран. 
Япония, бывшая в изоляции от мира 1500 лет, за последние 140-150 лет вышла на первые места по ряду позиций экономики, культуры и других категорий оценки статуса страны в современном обществе.  
Она может быть главным примером для всех стран в улучшении их статуса на мировой арене. Чтобы можно было воспользоваться примером этой страны, нужно лучше разобраться в политической культуре Японии, её политических и социальных изменениях.

Таким образом, актуальность данной работы в том, что в ней описываются некоторые моменты политической культуры Японии, которые могут служить примером и для других стран. В реферате рассматриваются такие вопросы как:  
1) что такое традиционная политическая культура Японии;  
2) трансформация политической культуры под влиянием политических и социальных изменений.

Главной целью работы было выявить, могут ли другие страны следовать  по стопам Японии для их успешного  процветания.

 

 

 

 

 

  1. Традиционная политическая культура 

В послевоенной истории Японии политическая культура выглядит как фактор, в наибольшей степени изменявшийся эволюционным путем и преодолевавший наиболее извилистый путь трансформации. Поражение во второй мировой войне, без сомнения, означало для страны огромный культурный шок, подрыв политических и идеологических стереотипов, господствовавших в течение почти столетия со времен революции Мэйдзи 1868 года. В первую очередь разрушенными оказались идеологические установки о "божественном предназначении японской нации", непобедимости ее вооруженных сил, "божественном происхождении" императорской семьи и так далее, то есть наиболее грубые и примитивные догматы авторитарно-милитаристского режима. Вместе с тем крушение даже этих мифов произошло не в силу эндогенных перемен в общественном сознании и политической ситуации, а исключительно благодаря военному поражению и капитуляции, новой политической линии на демократизацию страны, привнесенную американской оккупационной администрацией. 

Тем не менее, можно отметить, что культурно-политический шок капитуляции и оккупации затронул, прежде всего, наиболее поверхностные слои массового общественного сознания и политических ориентаций, не подорвав в целом базы пассивно-консервативного восприятия политических реалий. Крах потерпели конкретные политические институты, идейные и политические догматы, но не базисные принципы политического поведения, которые и составляют основу политической культуры. 

В традиционной японской политической культуре наблюдается ряд черт, способствовавших укоренению консерватизма и пассивного отношения к участию в политической жизни. По образному выражению японского  культуролога К.Накамура, это "культура тайфунного типа". Подобно климату зоны тайфунов она временно сталкивается с периодами бурь и ужасных разрушений, о после того как тайфун проходит, небо вновь становится чистым, и общество возвращается к своему исходному состоянию, как будто оно и не переживало столь бурных потрясений. Корни традиционных стереотипов политического поведения лежат глубоко в культурных принципах жизни деревенской общины, что позволило ряду японских исследователей определять этот тип культуры как культуру "деревенского общества". 

К важнейшим из этих принципов  следует отнести понятие "ва", довольно приблизительно переводимое на русский язык как "принцип гармонии". "Ва" ориентирует социальный организм на поддержание бесконфликтных отношений, неприятие оппозиционности, игнорирование и подавление мнения меньшинства. На практике такая установка реализуется через противопоставление общественно предписанных норм поведения и высказываемых взглядов ("татэмаэ") и личной позиции индивида ("хоннэ"). В жизни японского социального организма "хоннэ" значимо только для самооценки и самовосприятия личности, но в случае его расхождения с общественно признанным "татэмаэ" данной группы "хоннэ" индивидума невозможно не только отстаивать, но даже высказывать. 

Таким образом, предпочтение, отдаваемое "татэмаэ" ради поддержания  общественной гармонии "ва" в традиционной японской культуре, фактически ставит вне закона любое появление альтернативной позиции в конкретном социальном организме. На практике же этот принцип  приводит к доминированию даже не точки зрения большинства, а к конформизму или с устоявшимися взглядами и нормами поведения или с точкой зрения лидеров данной группы, имеющих возможность формировать желательный для себя "татэмаэ". Поскольку подобная система исключает оправданность даже выражения неортодоксального "хоннэ", в ней отсутствует и механизм выявления взглядов большинства. За позицию большинства автоматически принимается или существовавший ранее "татэмаэ" или идеи, которые можно представить как "татэмаэ" через каналы формальных, а чаще неформальных властных структур. 

Вторым существенным механизмом "ва" следует считать систему  отношений "оябун-кабун", описываемую в европейских терминах как отношения "патрон-клиент". Описывая это явление в целом, американский автор С.Фарр отмечает: "Немногие вещи так согревают сердца японцев, как успешные отношения между старшими и младшими (в том числе и по социальному и политическому статусу). В таких отношениях младшие проявляют лояльность, идущую от сердца, выходящую за рамки чувства обязанности выполнять любую работу, которую от них требуют. Таким образом, они обретают смысл и цель своего существования. Взамен они приобретают любовь, защиту и заботу о тех, кто принимает их интересы близко к сердцу". 

Нарисованная картина  выглядит достаточно идеалистично. В  реальных правилах политической игры она означает почти абсолютное неприятие  индивидуализма в становлении политической карьеры. Серьезный политик просто обязан принадлежать определенной группе и начинать свою карьеру как младший член этой группы, подчиненный одному из ее патронов. Преданное и успешное служение в этих нормах обязательно должно вознаграждаться политическим ростом, и иные пути становления политической карьеры рассматриваются как нарушение освященных традицией принципов. В сущности, система выгодна и патрону, и клиенту: патрон получает послушного исполнителя, постепенно приобщающегося к сложной внутренней политической кухне; клиент получает и необходимый опыт, и гарантии постепенного восхождения своего статуса в политической иерархии. Однако эта система отбора политической элиты способствует и консервации традиционных основ и механизмов политической деятельности. 

Юридическим путем преодолеть консерватизм принципа "ва" практически невозможно. В данном случае действует более глубокий культурный механизм, предопределяющий неизбежную подстройку практики применения законодательства к жестким императивам политической культуры. В этом смысле демократический пафос первых послевоенных реформ, привнесенный в политическую жизнь Японии американскими оккупационными властями, во многом оставался чисто формальным и поверхностным, новая демократическая фразеология успешно абсорбировалась традиционными по своей сути нормами политического поведения. 

В условиях жестко ограниченных возможностей культурно-политических инноваций внутри достаточно интегрированной  и иерархизированной группы. Реальный механизм возникновения новых политических норм в японском обществе традиционно определялся становлением принципиально новых политических, или скорее даже социально-политических объединений, в целом более подверженных влиянию процессов модернизации и возглавлявшихся личностями, провозглашавшими альтернативные политико-культурные ценности. В ходе революции Мэйдзи такую роль в первую очередь играли полунезависимые южные и юго-западные княжества, оппозиционные центральному правительству Токугава, а в эпоху Мэйдзи - партии, сформировавшиеся на волне движения за свободу и народные права. В начальный период послевоенной истории аналогичную миссию выполнили левые партии и профсоюзы, укрепившие на первых порах свои позиции в японской политической системе, благодаря курсу американских оккупационных властей на демократизацию страны. 

Механизм внесения изменений в политическую культуру через появление и рост модернистских социально-политических объединений при длительном сохранении консервативной ориентации старыми группами порождает продолжительный период сосуществования и борьбы противоположных субкультур в японском обществе. На уровне политических организаций он получил отражение в длительном идеологическом противостоянии консервативных партий, объединившихся в 1955 году в Либерально-Демократическую партию (ЛДП) и Социалистической партии (СПЯ, с 1991 - СДПЯ), изначально выступавшей как ведущая сила оппозиции. Внешне идейная сторона этого противостояния могла бы быть описана как противоборство устремлений консерваторов к максимальному сохранению основ довоенного политического режима и провозглашенной социал-демократами цели достижения социализма реформаторским путем. Но на практике СПЯ редко воспринималась как партия "социалистического выбора", да и сама она не делала на этом серьезного акцента. Реально политическое противостояние консерваторов-социалистов скорее проходило по оси реставрация-модернизация и вокруг военных вопросов (СПЯ традиционно известна своей пацифистской позицией). 

Таким образом, традиционная политическая культура представляет собой строго иерархизированную структуру, которая основана на использовании психологии большинства и расслоении общества на элиту и не-элиту. 

 

 
2. Влияние политических  и социальных изменений на  политическую культуру. 

Существенной трансформации  политической культуры Японии в послевоенное время способствовали также изменение акцентов в политической деятельности единственной с 1955 года консервативной партии ЛДП и быстрый процесс изменения социальной структуры общества. 

В деятельности ЛДП как  правящей партии прежде всего необходимо отметить перенесение акцентов с  охраны политических ценностей довоенного периода на стимулирование экономического развития страны. Объединение всех консервативных партий в 1955 году положило конец постоянному соперничеству политиков этого направления в ходе парламентских выборов. Соперничество это осталось как таковое, но местом политической борьбы между консерваторами стала уже не национальная политическая сцена, а внутрипартийные сферы, где главную роль стали играть фракции, первоначально образовавшиеся на базе партий, создававших ЛДП. Новые условия исключили важнейшие источники нестабильности правления консерваторов в 1945-55 годы: 1) существование ряда консервативных парламентских фракций, противостоящих по сути единой левой оппозиции в лице СПЯ, что иногда выводило ее на роль первой политической силы в стране (выборы 1947 года); 2) противоборство между консервативными партиями, когда некоторые из них стремились к установлению парламентского альянса с СПЯ, что повышало влияние левых сил на национальную политику. 

При существовании же объединенной ЛДП вопрос о борьбе за власть как  борьбе за парламентские места практически  отпадал. Однозначное доминирование консервативных настроений в стране не оставляло сомнений в победе ЛДП на любых выборах в конце 50-х и в 60-е годы. Это и позволило ей перенести акценты в своей деятельности с идеологизированных тезисов на форсирование политики экономического развития. В итоге основной политический конфликт первого десятилетия послевоенной Японии оказался снятым: опасения интеллектуалов по поводу реставрационных политических целей консервативных политиков постепенно размывались, и хотя ЛДП не теряла имиджа консервативной силы, ее облик все больше ассоциировался в глазах избирателя не столько с задачами восстановления довоенных политических ценностей, сколько с прагматичной экономической политикой и повышением общего благосостояния народа. 

С другой стороны, в условиях фактического ослабления идеологизированного конфликта в обществе оппозиция постепенно теряла статус единственной силы, способной защищать японскую демократию. Верее, вопрос о защите этой демократии становился уже неактуальным. В этой ситуации настойчиво муссирующая военную проблематику оппозиция оказывалась на периферии реальных общественных интересов. Неспособная выработать эффективную альтернативу экономической политике ЛДП, она все больше ассоциировалась с организованным рабочим движением - ее основной социальной базой, и маргинальными недовольными слоями. Понижение же уровня маргинализации общества и было одним из важнейших следствий экономической политики консерваторов. 

Информация о работе Политическая культура Японии