Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 02:23, реферат
Таким образом, актуальность данной работы в том, что в ней описываются некоторые моменты политической культуры Японии, которые могут служить примером и для других стран. В реферате рассматриваются такие вопросы как:
1) что такое традиционная политическая культура Японии;
2) трансформация политической культуры под влиянием политических и социальных изменений.
Главной целью работы было выявить, могут ли другие страны следовать по стопам Японии для их успешного процветания.
Введение
Традиционная политическая культура Японии.
Влияние политических и социальных изменений на политическую культуру.
Заключение
Список использованных источников
Белорусский национальный технический университет
Факультет технологий управления и гуманитаризации
Кафедра политологии, социологии и социального управления
Реферат
по дисциплине «Политология»
на тему: «Политическая культура Японии»
Подготовила студентка гр.108120
Проверил
Минск 2012
Содержание
Введение
Введение
Все мы знаем, что политика очень тесно взаимодействует с культурой. Одно без другого существовать не может. Поэтому политическая культура – одно из важнейших понятий для понимания сущности функционирования системы любого государства.
В своём реферате я
рассматривала политическую культуру
Японии, различные проблемы, которые
могут быть актуальны для любой
из стран.
Япония, бывшая в изоляции от мира 1500 лет,
за последние 140-150 лет вышла на первые
места по ряду позиций экономики, культуры
и других категорий оценки статуса страны
в современном обществе.
Она может быть главным примером для всех
стран в улучшении их статуса на мировой
арене. Чтобы можно было воспользоваться
примером этой страны, нужно лучше разобраться
в политической культуре Японии, её политических и социальных
изменениях.
Таким образом, актуальность
данной работы в том, что в ней описываются
некоторые моменты политической культуры
Японии, которые могут служить примером
и для других стран. В реферате рассматриваются
такие вопросы как:
1) что такое традиционная политическая
культура Японии;
2) трансформация политической культуры
под влиянием политических и социальных
изменений.
Главной целью работы было выявить, могут ли другие страны следовать по стопам Японии для их успешного процветания.
В послевоенной истории Японии политическая культура выглядит как фактор, в наибольшей степени изменявшийся эволюционным путем и преодолевавший наиболее извилистый путь трансформации. Поражение во второй мировой войне, без сомнения, означало для страны огромный культурный шок, подрыв политических и идеологических стереотипов, господствовавших в течение почти столетия со времен революции Мэйдзи 1868 года. В первую очередь разрушенными оказались идеологические установки о "божественном предназначении японской нации", непобедимости ее вооруженных сил, "божественном происхождении" императорской семьи и так далее, то есть наиболее грубые и примитивные догматы авторитарно-милитаристского режима. Вместе с тем крушение даже этих мифов произошло не в силу эндогенных перемен в общественном сознании и политической ситуации, а исключительно благодаря военному поражению и капитуляции, новой политической линии на демократизацию страны, привнесенную американской оккупационной администрацией.
Тем не менее, можно отметить, что культурно-политический шок капитуляции и оккупации затронул, прежде всего, наиболее поверхностные слои массового общественного сознания и политических ориентаций, не подорвав в целом базы пассивно-консервативного восприятия политических реалий. Крах потерпели конкретные политические институты, идейные и политические догматы, но не базисные принципы политического поведения, которые и составляют основу политической культуры.
В традиционной японской политической
культуре наблюдается ряд черт, способствовавших
укоренению консерватизма и пассивного
отношения к участию в
К важнейшим из этих принципов следует отнести понятие "ва", довольно приблизительно переводимое на русский язык как "принцип гармонии". "Ва" ориентирует социальный организм на поддержание бесконфликтных отношений, неприятие оппозиционности, игнорирование и подавление мнения меньшинства. На практике такая установка реализуется через противопоставление общественно предписанных норм поведения и высказываемых взглядов ("татэмаэ") и личной позиции индивида ("хоннэ"). В жизни японского социального организма "хоннэ" значимо только для самооценки и самовосприятия личности, но в случае его расхождения с общественно признанным "татэмаэ" данной группы "хоннэ" индивидума невозможно не только отстаивать, но даже высказывать.
Таким образом, предпочтение, отдаваемое "татэмаэ" ради поддержания общественной гармонии "ва" в традиционной японской культуре, фактически ставит вне закона любое появление альтернативной позиции в конкретном социальном организме. На практике же этот принцип приводит к доминированию даже не точки зрения большинства, а к конформизму или с устоявшимися взглядами и нормами поведения или с точкой зрения лидеров данной группы, имеющих возможность формировать желательный для себя "татэмаэ". Поскольку подобная система исключает оправданность даже выражения неортодоксального "хоннэ", в ней отсутствует и механизм выявления взглядов большинства. За позицию большинства автоматически принимается или существовавший ранее "татэмаэ" или идеи, которые можно представить как "татэмаэ" через каналы формальных, а чаще неформальных властных структур.
Вторым существенным механизмом "ва" следует считать систему отношений "оябун-кабун", описываемую в европейских терминах как отношения "патрон-клиент". Описывая это явление в целом, американский автор С.Фарр отмечает: "Немногие вещи так согревают сердца японцев, как успешные отношения между старшими и младшими (в том числе и по социальному и политическому статусу). В таких отношениях младшие проявляют лояльность, идущую от сердца, выходящую за рамки чувства обязанности выполнять любую работу, которую от них требуют. Таким образом, они обретают смысл и цель своего существования. Взамен они приобретают любовь, защиту и заботу о тех, кто принимает их интересы близко к сердцу".
Нарисованная картина выглядит достаточно идеалистично. В реальных правилах политической игры она означает почти абсолютное неприятие индивидуализма в становлении политической карьеры. Серьезный политик просто обязан принадлежать определенной группе и начинать свою карьеру как младший член этой группы, подчиненный одному из ее патронов. Преданное и успешное служение в этих нормах обязательно должно вознаграждаться политическим ростом, и иные пути становления политической карьеры рассматриваются как нарушение освященных традицией принципов. В сущности, система выгодна и патрону, и клиенту: патрон получает послушного исполнителя, постепенно приобщающегося к сложной внутренней политической кухне; клиент получает и необходимый опыт, и гарантии постепенного восхождения своего статуса в политической иерархии. Однако эта система отбора политической элиты способствует и консервации традиционных основ и механизмов политической деятельности.
Юридическим путем преодолеть консерватизм принципа "ва" практически невозможно. В данном случае действует более глубокий культурный механизм, предопределяющий неизбежную подстройку практики применения законодательства к жестким императивам политической культуры. В этом смысле демократический пафос первых послевоенных реформ, привнесенный в политическую жизнь Японии американскими оккупационными властями, во многом оставался чисто формальным и поверхностным, новая демократическая фразеология успешно абсорбировалась традиционными по своей сути нормами политического поведения.
В условиях жестко ограниченных возможностей культурно-политических инноваций внутри достаточно интегрированной и иерархизированной группы. Реальный механизм возникновения новых политических норм в японском обществе традиционно определялся становлением принципиально новых политических, или скорее даже социально-политических объединений, в целом более подверженных влиянию процессов модернизации и возглавлявшихся личностями, провозглашавшими альтернативные политико-культурные ценности. В ходе революции Мэйдзи такую роль в первую очередь играли полунезависимые южные и юго-западные княжества, оппозиционные центральному правительству Токугава, а в эпоху Мэйдзи - партии, сформировавшиеся на волне движения за свободу и народные права. В начальный период послевоенной истории аналогичную миссию выполнили левые партии и профсоюзы, укрепившие на первых порах свои позиции в японской политической системе, благодаря курсу американских оккупационных властей на демократизацию страны.
Механизм внесения изменений в политическую культуру через появление и рост модернистских социально-политических объединений при длительном сохранении консервативной ориентации старыми группами порождает продолжительный период сосуществования и борьбы противоположных субкультур в японском обществе. На уровне политических организаций он получил отражение в длительном идеологическом противостоянии консервативных партий, объединившихся в 1955 году в Либерально-Демократическую партию (ЛДП) и Социалистической партии (СПЯ, с 1991 - СДПЯ), изначально выступавшей как ведущая сила оппозиции. Внешне идейная сторона этого противостояния могла бы быть описана как противоборство устремлений консерваторов к максимальному сохранению основ довоенного политического режима и провозглашенной социал-демократами цели достижения социализма реформаторским путем. Но на практике СПЯ редко воспринималась как партия "социалистического выбора", да и сама она не делала на этом серьезного акцента. Реально политическое противостояние консерваторов-социалистов скорее проходило по оси реставрация-модернизация и вокруг военных вопросов (СПЯ традиционно известна своей пацифистской позицией).
Таким образом, традиционная политическая культура представляет собой строго иерархизированную структуру, которая основана на использовании психологии большинства и расслоении общества на элиту и не-элиту.
2. Влияние политических
и социальных изменений на
политическую культуру.
Существенной трансформации политической культуры Японии в послевоенное время способствовали также изменение акцентов в политической деятельности единственной с 1955 года консервативной партии ЛДП и быстрый процесс изменения социальной структуры общества.
В деятельности ЛДП как правящей партии прежде всего необходимо отметить перенесение акцентов с охраны политических ценностей довоенного периода на стимулирование экономического развития страны. Объединение всех консервативных партий в 1955 году положило конец постоянному соперничеству политиков этого направления в ходе парламентских выборов. Соперничество это осталось как таковое, но местом политической борьбы между консерваторами стала уже не национальная политическая сцена, а внутрипартийные сферы, где главную роль стали играть фракции, первоначально образовавшиеся на базе партий, создававших ЛДП. Новые условия исключили важнейшие источники нестабильности правления консерваторов в 1945-55 годы: 1) существование ряда консервативных парламентских фракций, противостоящих по сути единой левой оппозиции в лице СПЯ, что иногда выводило ее на роль первой политической силы в стране (выборы 1947 года); 2) противоборство между консервативными партиями, когда некоторые из них стремились к установлению парламентского альянса с СПЯ, что повышало влияние левых сил на национальную политику.
При существовании же объединенной
ЛДП вопрос о борьбе за власть как
борьбе за парламентские места
С другой стороны, в условиях фактического ослабления идеологизированного конфликта в обществе оппозиция постепенно теряла статус единственной силы, способной защищать японскую демократию. Верее, вопрос о защите этой демократии становился уже неактуальным. В этой ситуации настойчиво муссирующая военную проблематику оппозиция оказывалась на периферии реальных общественных интересов. Неспособная выработать эффективную альтернативу экономической политике ЛДП, она все больше ассоциировалась с организованным рабочим движением - ее основной социальной базой, и маргинальными недовольными слоями. Понижение же уровня маргинализации общества и было одним из важнейших следствий экономической политики консерваторов.