Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 02:23, реферат
Таким образом, актуальность данной работы в том, что в ней описываются некоторые моменты политической культуры Японии, которые могут служить примером и для других стран. В реферате рассматриваются такие вопросы как:
1) что такое традиционная политическая культура Японии;
2) трансформация политической культуры под влиянием политических и социальных изменений.
Главной целью работы было выявить, могут ли другие страны следовать по стопам Японии для их успешного процветания.
Введение
Традиционная политическая культура Японии.
Влияние политических и социальных изменений на политическую культуру.
Заключение
Список использованных источников
Таким образом, собственно политические
факторы послевоенного развития
японского общества стимулировали ослабление
идеологического противостояния и уменьшали
привлекательность оппозиции как главного
защитника демократических ценностей.
Напротив, появление в программных документах
СПЯ лозунгов "мировой социалистической
революции" (у КПЯ этот тезис присутствовал
всегда, правда на ряде этапов установка
была и на насильственные действия) придавало
оппозиции и облик деструктивно-
Социальные изменения, явившиеся следствием высоких темпов экономического роста, порождали и противоположные стимулы эволюции политической культуры. В первую очередь это относится к размыванию важнейшей социальной опоры и японского консерватизма, и политических ценностей культуры "ва" - сельского населения.
Быстрый рост населения крупных городов подрывал традиционные механизмы мобилизации консервативного сельского электората - сплоченную сельскую общину, политическое волеизъявление которой легко контролировалось местной элитой. При том, что формы соседского взаимодействия населения существуют и в городах, его политическая роль, особенно в крупных мегалополисах, значительно слабее, чем в деревне, и традиционный механизм консолидации консервативных избирателей оказался здесь куда менее эффективным.
Еще более очевидна эта
тенденция при анализе
Следует учитывать и существенно
возраставший, параллельно высоким
темпам экономического роста, уровень
образования японского
Наиболее детальная схема
полевения японского электората
в годы высоких темпов экономического
роста, основанная на математическом анализе
многочисленных данных опросов общественного
мнения, принадлежит С.Фланнагану. Она
опирается на четыре элемента:
1. Занятость в современных сферах экономики
ведет к организации групп недовольных
(членство в профсоюзах), что в свою очередь
увеличивает долю голосующих за оппозицию.
Поскольку урбанизация тесно связана
с занятостью в современных сферах экономики,
выявляется связка факторов: плотность
населения - организованность профсоюзного
движения - голосование за оппозицию.
2. Урбанизация, занятость в современных
сферах экономики и современные культурные
ценности - каждый из этих факторов способствует
повышению мобильности населения, а высокая
мобильность населения напрямую связана
с падением поддержки ведущей партии.
3. Существует непосредственная связь
между современными культурными ценностями,
современными политическими ценностями
и голосованием за оппозицию.
4. Современные культурные ценности и политические
ценности, членство в профсоюзах порождают
более высокий интерес и внимание к политике.
Более высокий интерес к политике тесно
связан с развитием более идеологизированного
классового сознания. Занятость в современных
сферах экономики также поощряет ориентацию
на классовую идеологию, которая сама
по себе способствует голосованию за оппозицию
и (это еще более важно) изменяет критерии
предпочтения кандидата, что тесно связано
с поддержкой оппозиции.
Дополнительным эффектом
быстрого экономического роста, оказавшим
к концу 60-х годов огромное воздействие
на политическую психологию городского
населения, стала проблема загрязнения
окружающей среды.
Т.Мак-Дугалл отмечает: "Экономический
рост содействовал потере консерваторами
голосов на выборах в городах, потому что
он ослаблял важнейшую основу поддержки
консерваторов - солидарность местных
сообществ жителей, и создавал новые проблемы
городов, которые не могли быть адекватно
решены в традиционной модели представительства
регионов в парламенте. В 1958-1972 годах проблемы
строительства дорог, безработицы, обеспечения
учебными заведениями утратили прежнюю
актуальность. Напротив, возникли новые
проблемы напряженного дорожного движения,
качества потребительских товаров, загрязнения
окружающей среды. По-новому встали вопросы
социального обеспечения. Большинство
проблем, значение которых уменьшилось,
могли быть решены в партикуляристской
модели представительства, характерной
для политического стиля консерваторов
- модели обеспечения определенных благ
населению конкретного ограниченного
района. Проблемы, ставшие более значимыми,
- это структурные проблемы общества и
экономики, и они не могут быть решены
просто расширением и переделом общественного
пирога".
Структурные проблемы японского общества конца 60-х - начала 70-х годов дали старт многочисленным "неформальным" гражданским движениям, озабоченным в первую очередь проблемой охраны окружающей среды в своем конкретном регионе и крайне критически настроенным по отношению к консервативной администрации. Поддержка гражданскими движениями оппозиционных партий привела в начале 70-х годов к появлению в большинстве наиболее урбанизированных префектур (Канагава, Осака, Фукуока и другие) "прогрессивных" муниципалитетов и префектуральных администраций - местной администрации во главе с независимыми мэрами и губернаторами, опиравшимися на оппозиционное большинство в местных законодательных органах.
Активизация гражданских движений имела двоякое значение для политической культуры и политического сознания в Японии. Во-первых, как отмечает М.Мак-Кин, "гражданские движения расширяли круг политически активных граждан, мобилизуя "изоляционистов", которые не обращали до сих пор большого внимания на политику, и превращая их во временных политических активистов. Опыт активной деятельности "изоляционистов" становился еще более существенным фактором, заставлявшим их задумываться над политическими вопросами. Эмоционально этот опыт наиболее сильно расшатывал их политическое сознание, порождая недовольство существующим политическим истеблишментом".
Во-вторых, гражданские движения создавали принципиально новую модель общественной поддержки оппозиционных партий. Большинство сторонников оппозиции в гражданских движениях не были сторонниками марксизма или каких-либо еще форм левой идеологии. Они поддерживали левые партии, несмотря на идеологические и философские разногласия с левыми, поскольку были убеждены, что СПЯ и КПЯ обратят внимание на их проблемы, тогда как ЛДП проигнорирует их.
Таким образом, быстрые темпы
экономического роста породили в
японской политике модель, в которой неуклонно
шло сокращение электоральной поддержки
консерваторов и набирали силу оппозиционные
партии. Вместе с тем, в отличие от периода
конца 40-х - начала 50-х годов, оппозиция
уже не могла рассчитывать на идеологическую
привлекательность своей политической
программы. Главными источниками ее социальной
базы становились рабочее движение, стремившееся
к расширению своего политического представительства
для более эффективной защиты экономических
интересов членов профсоюзов, а также
слабоидеологизированная группа гражданских
движений, интересы которых ограничивались
решением нараставших новых местных проблем,
в первую очередь проблем экологии, не
учитываемых в деятельности ЛДП.
.
Заключение
Таким образом, можно сказать, что в Японии традиционная политическая культура представляет собой строго иерархизированную структуру, которая основана на использовании психологии большинства и расслоении общества на элиту и не-элиту, с учетом исключения возможных случайных лиц "наверху".
Быстрые темпы экономического роста породили в японской политике модель, в которой неуклонно шло сокращение электоральной поддержки консерваторов и набирали силу оппозиционные партии. Вместе с тем, в отличие от периода конца 40-х - начала 50-х годов, оппозиция уже не могла рассчитывать на идеологическую привлекательность своей политической программы. Главными источниками ее социальной базы становились рабочее движение, стремившееся к расширению своего политического представительства для более эффективной защиты экономических интересов членов профсоюзов, а также слабоидеологизированная группа гражданских движений, интересы которых ограничивались решением нараставших новых местных проблем, в первую очередь проблем экологии, не учитываемых в деятельности ЛДП.
Практически однозначное доминирование консерваторов на политической сцене отражает не явно выраженные идейные приоритеты большинства общества, а ситуацию партийной системы, не предлагавшей адекватного выбора.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для того, чтобы каждая страна могла быть успешна на мировой арене, нужно реально оценивать свои возможности, учитывать исторический уклад страны, его народность и развитие. Только после успешного анализа и систематизации каждая страна сможет понять, будет ли у них возможность развиваться так, как развивалась Япония.
Список использованных источников
1. Кузнецов Ю.Д. и др. История Японии: учеб.
Для студ. ВУЗов.- М:Высшая школа, 1998-432 с.
2. Политология. Учебно-методический комплекс.
Минск: Технопринт, 2002. – 464 с.
3. Япония.Карманная энциклопедия/сост.Кофман
и др.-М:ИД"Муравей-Гайд", 2000.-240 с.
4. Япония: полвека обновления /под.ред.В.Б.Рамзес.-М:Толк,
1995-575 с.
5. Макаров А.А,Политическая власть в Японии:
механизм функционирования на современном
этапе, М:1988
6. http://ru.wikipedia.org/