Политическая культура современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:33, контрольная работа

Краткое описание

Понятие политической культуры основывается на главных, привитых воспитанием представлениях человека о политической власти. Именно исходя из этих представлений, член общества взаимодействует с государством, это стиль его поведения в области политики, самые устойчивые и неизменчивые черты его характера.
И все же человек зачастую решает "сердцем, а не головой", и не всегда его намерения совпадают с его действиями. Эти противоречия, которые вносятся в ход политической жизни общества, придают политической культуре внутреннюю противоречивость. Но такая противоречивость помогает одновременному поддержанию как активных, так и пассивных форм политического участия каждого члена общества.

Содержание

Введение.......................................................................................................................2
1.Понятие, сущность и функции политической культуры.......................................4
2.Типология политических культур...........................................................................8
3.Особенности советской политической культуры.................................................11
4.Политическая культура современной России......................................................16
Заключение.................................................................................................................21
Список литературы...................................................................................................23

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение.......................................................................................................................2

1.Понятие,  сущность и функции политической  культуры.......................................4

2.Типология политических культур...........................................................................8

3.Особенности советской  политической культуры.................................................11

4.Политическая культура  современной России......................................................16

Заключение.................................................................................................................21

Список литературы...................................................................................................23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение.

 

Понятие политической культуры основывается на главных, привитых воспитанием  представлениях человека о политической власти. Именно исходя из этих представлений, член общества взаимодействует с  государством, это стиль его поведения в области политики, самые устойчивые и неизменчивые черты его характера.

И все же человек зачастую решает "сердцем, а не головой", и не всегда его намерения совпадают  с его действиями. Эти противоречия, которые вносятся в ход политической жизни общества, придают политической культуре внутреннюю противоречивость. Но такая противоречивость помогает одновременному поддержанию как активных, так и пассивных форм политического участия каждого члена общества.

В России индивид в  шкале политических влияний либо отсутствует, либо рассматривается, как нечто вспомогательное. Индивид - средство, но не цель.

В основных ветвях российской народности господство подобной этики  и политической культуры на протяжении абсолютного большинства столетий ее исторического существования безраздельно. Оппозиция "общество – личность" даже не возникала, и не потому, что была гармония и не было противоречий, а потому, что все противоречия разрешались в пользу целого. Система всегда имела превосходный инстинкт самосохранения. Любые возникавшие в России возможности вывести страну из деспотизма вступали в противоречие с национальными стереотипами политического поведения и моральными основами  социальных взаимоотношений.

Политическая культура в государстве сохраняется далеко не всегда. Ее нормы и правила поддерживаются  и принимаются не всеми группами общества. Там же, где основной формой взаимодействия становится насилие, несоблюдение основных прав человека, политическая культура гибнет вообще, уступая место иным взаимоотношениям граждан с властями. Один только XX

3

век дал богатую почву  фашистским, расистским, шовинистическим  движениям и терроризму. Нынешнее состояние политической культуры России также нельзя назвать удовлетворительным. Это, скорее, клиническая смерть, и это создает в политике культурный вакуум, порождает процессы разрушения человеческого сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

1. Понятие,  сущность и функции политической  культуры

 

Понятие политической культуры становится сегодня одним из самых  популярных и актуальных не только в политической науке, но и в повседневной лексике. Его употребляют и профессиональные политики, и журналисты, и люди от политики далекие. Данное понятие стало своего рода интегральной характеристикой политического сознания и политического поведения отдельных наций, народов, общества в целом.

В политической науке  нет единой концепции политической культуры. Об этом свидетельствуют  десятки определений этого явления. Термин «политическая культура»  ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г.Алмондом, его концепция политической культуры играет сегодня роль базовой, основополагающей.

В статье «Сравнительные политические системы», вышедшей в 1956г., Г.Алмонд называет политической культурой «определенный образец ориентации на политические действия», в который встроена всякая политическая система. Позднее в книге «Гражданская культура» (в соавторстве с С.Вербой) Г.Алмонд уточняет свои представления о политической культуре и рассматривает ее как совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций [2].

Классическое определение  политической культуры, сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, звучит следующим  образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов:

а) познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о  политических объектах и идеях;

5

б) аффективную ориентацию – чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении  политических объектов;

в) оценочную ориентацию – суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование применительно к политическим объектам и событиям неких оценочных критериев.

В данном определении  выделяются две характерные особенности. Во-первых, политическая культура понимается как совокупность ориентаций на политическую деятельность. Это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентации, в которую включены: знания о политической системе, ее функциях, решениях и действиях; чувства относительно политической системы и политических деятелей (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе (оценочные ориентации).

Данная концепция политической культуры призвана объяснить тот факт, что сходные по форме политические системы и их институты в разных странах функционируют по-разному. Кроме того, указанный подход задает общие объективные критерии для сравнительных исследований политического поведения в различных странах.

Итак, политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения [9].

Структура политической культуры может быть представлена совокупностью  следующих элементов:

 

 

 

6

Культура политического сознания

Культура политического поведения

Культура функционирования политических институтов

Политические представления и  убеждения

Культура политического участия

Культура электорального процесса

Политические ценности, традиции, обычаи и нормы

Культура политической деятельности

Культура принятия и реализации политических решений

Политические установки

 

Культура восприятия и регулирования  социально-политических конфликтов


 

Политическая культура, как и всякая иная, передается от поколения к поколению; самым  главным ее выражением является политическое поведение людей. Таким образом, политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения, а также культуру функционирования политических институтов. В политическую культуру включаются также политический опыт, стереотипы, политические мифы, идеология, политические символы, политическая социализация.

Характерные черты политической культуры состоят в том, что она:

фиксирует устойчивые, повторяющиеся  связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;

является продуктом  естественно-исторического развития общества;

имеет тотальный характер: политические отношения пронизаны, пропитаны политической культурой;

характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения [5].

Политическая культура выполняет в обществе определенные функции:

идентификации, реализуя потребность человека в принадлежности к сообществу, группе;

ориентации, объясняя смысл  политических явлений;

адаптации и социализации – через приобщение к навыкам политического

7

поведения;

интеграции, направленной на сохранение ценностей и объединение  вокруг них различных групп;

коммуникации, осуществляя  взаимодействие субъектов и институтов на основе стереотипов, мифов и символов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

2. Типология  политических культур

 

Самая распространенная и принятая многими политологами классификация политических культур  предложена Г.Алмондом и С.Вербой.

В зависимости от специфики  ориентации и степени участия  в политической жизни они выделили три основных типа:

1. «Патриархальная политическая  культура». На примере африканских  племен или местных автономных  общин авторы показывают, что  в них не существует специализированных  политических ролей, политическая  ориентация на племенных вождей не отделена от религиозных, социально-экономических и иных ориентаций. Представлений относительно политической системы (которой нет) и, соответственно, установок в отношении к ней просто не существует.

2. «Подданническая политическая  культура». Специализированные политические институты уже существуют, и на них ориентируются члены общества, проявляя при этом различные чувства: гордость, неприязнь, воспринимая их как законные или как незаконные. Но отношение к политической системе носит пассивный характер без стремления изменить что-либо своими силами или участвовать в процессе принятия политических решений, влиять на них. Этот тип культуры характеризуется низкой политической активностью субъектов.

3. «Активистская политическая  культура», или «политическая культура участия». Члены общества не только формируют свои требования политического характера, но и являются активными участниками политической системы в целом [1].

Американские авторы отмечают, что в реальной политической жизни эти типы в чистом виде не существуют. Взаимодействуя между собой, они образуют смешанные формы с доминированием того или иного компонента. Наряду с выделенными чистыми типами были предложены три типа смешанных

9

политических культур: патриархально-подданическая, подданически-активистская, патриархально-активистская.

Патриархально-подданическая  – большая часть населения  как бы не затронута политикой, а  относительно «продвинутое» меньшинство, располагая некоторыми знаниями о политической системе, не допускает ни малейших сомнений в авторитете государства и остается пассивным в плане попыток влияния на политические решения. Такой тип политической культуры характерен, к примеру, для средневековой Европы.

Подданически-активистская политическая культура предполагает, что подавляющее большинство населения в большей или меньшей степени осведомлено о политических институтах и процессах и о тех ограничениях, правилах, рамках поведения, которые накладываются на политическое поведение. Вместе с тем, одна часть населения ориентирована преимущественно на пассивное восприятие происходящего, а другая воспринимает существующую политическую систему не как нечто раз и навсегда заданное и от них не зависимое и стремится оказать влияние на принятие политических решений и протекание политических процессов.

Патриархально-активистская – смешанный тип политической культуры возникает там, где в  рамках одного общества сосуществуют традиционно-патриархальные группы с  их выключенностью из политического  процесса и политически активные группы элит с высоким политическим сознанием. Подобный тип культуры характерен для развивающихся стран [4].

Существует и другая известная классификация политической культуры, данная Д.Каванахом. В ее основе – распределение политических ориентации. Выделяются:

      1. гомогенная (однородная) политическая культура, которая характеризуется единством общества по основополагающим ценностям и толерантностью. Примером могут служить англо-американские демократии, в которых имеется согласие по поводу основных принципов сосуществования в

10

политическом сообществе, т.е. консенсус в отношении политического режима и политических ценностей, низкий уровень конфликтности, преобладание юридически-правовых способов разрешения политических противоречий, лояльность граждан по отношению к своей политической системе;

Информация о работе Политическая культура современной России