Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 17:59, контрольная работа
Цель работы: систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний о модернизации в политике; определить характер и сущность проблем, встающих перед Россией в ходе модернизации, выяснить пути и возможности их наиболее эффективного решения.
Введение______________________________________________2
Глава 1. Теория и этапы развития модернизации
§ 1. Возникновение термина модернизации_________________3-4
§ 2. Модернизация – часть исторического процесса__________4-5
Глава 2. Политическая модернизация в России
§ 1 Исторические этапы и особенности политической модернизации России_____________________________________________________6-10
§ 2. Перспективы политических преобразований в России____10-14
Заключение___________________________________________15
Список использованной литературы______________________16
Оглавление
Введение______________________
Глава 1. Теория и этапы развития модернизации
§ 1. Возникновение термина модернизации_________________
§ 2. Модернизация – часть исторического процесса__________4-5
Глава 2. Политическая модернизация в России
§ 1 Исторические этапы и особенности
политической модернизации России________________________
§ 2. Перспективы политических преобразований в России____10-14
Заключение____________________
Список использованной литературы____________________
Введение.
Все более или менее развитые страны в той или иной степени пребывают сейчас на пороге перехода к инновационному обществу, по своему значению сравнимого с промышленной революцией ХVIII–ХIХ вв. и научно-технической революцией ХХ в. Такой переход предполагает неизбежность качественных перемен во всех сферах общественного организма.
Конкурентоспособность любой страны связана не только с проводимыми государством на макроуровне реформами, но и со способностью населения на микроуровне поддерживать модернизационные инициативы.
Именно от того, насколько путь, по которому пойдет развитие модернизационных процессов, будет соответствовать ожиданиям и запросам населения, во многом зависят перспективы страны, связанные с возможностями её успешной интеграции в мировую экономику, и, в конечном счёте, само место в глобализирующемся мире.
Проблема модернизации России вряд ли вызывает сомнение в ее актуальности.
Если Россия намерена удержать за собой позиции державы, играющей заметную роль в мироустройстве, ей придется признать неизбежность движения в направлении, характерном для ядра мирового сообщества. В противном случае она пополнит круг государств, с полным основанием определяемых как слаборазвитые. Более того, не исключено, что под угрозой окажется ее существование как цельного, суверенного государства.
Цель работы: систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний о модернизации в политике; определить характер и сущность проблем, встающих перед Россией в ходе модернизации, выяснить пути и возможности их наиболее эффективного решения.
Глава 1. Теория и этапы развития модернизации
§ 1. Возникновение термина модернизации
МОДЕРНИЗАЦИЯ — процесс социальных изменений, за счет которых традиционные общества (их уклад жизни основан на вписывании всех инноваций в традицию и сохранение этой традиции) трансформируются в «современные» (уклад жизни основан на приветствии инноваций и постоянном переосмыслении традиции с позиций инноваций).
Возникшая в XVIII в. «теория прогресса», предшествовавшая теории модернизации, имеет в основе представление о том, что разные народы и культуры развиваются в соответствии с одними и теми же закономерностями, разница же между обществами определяется именно степенью их развития.
Теорию модернизации сформулировал М. Вебер, считавший объективной тенденцией исторического процесса и сущностной чертой современного мира возрастание рациональности, состоящее в постепенном распространении целерациональности на все сферы общественного бытия. В результате общество превращается из традиционного в современное, характеризующееся высвобождением профанной культуры, возрастанием роли науки, которая становится основой экономики и управления, развитием индустриального производства, рациональных форм власти, формированием рациональной бюрократии, гражданского общества, расширением политических прав участия, расширяющейся автономией индивидуума вследствие разрушения традиционных связей (религиозных, семейных, местных).
По мнению С. Блэка, автора основополагающего труда «Динамика модернизации» (1966), модернизация есть «процесс, посредством которого исторически эволюционировавшие институты адаптируются к быстро меняющимся функциям, что отражает беспрецедентное расширение человеческих знаний, позволяющее осуществлять контроль над своим окружением, которое сопровождало научную революцию». Роль модернизационных процессов в трансформации ментальных установок подчеркивали и другие ученые. Дж. О’Коннел видит сущность модернизации в утверждении креативной рациональности. Д. Лернер наибольшее внимание уделял росту мобильности населения, распространению грамотности и средств массовой информации. В. Цапф рассматривает модернизацию как реакцию общества на новые вызовы на пути инноваций и реформ. Модернизация напрямую влияет и на тип политической деятельности в разных обществах. Согласно С. Хантингтону, политическая модернизация предполагает утверждение внешнего суверенитета государства в отношении транснациональных влияний и внутреннего суверенитета правительства в отношении местных и региональных властей; дифференциацию новых политических функций и развитие специализированных структур для выполнения этих функций; все большее участие в политике самых различных общественных групп.
§ 2. Модернизация – часть исторического процесса
Политическая модернизация является составной частью исторического процесса модернизации - перехода от традиционного к современному обществу (модерну), т.е. обществу с индустриальной, рыночной (капиталистической) экономикой, правовым регулированием общественных отношений и политической системой либерально-демократического типа. Таким образом, понятие «политическая модернизация» обозначает становление политических систем современного типа, включающее институционализацию прав и свобод человека, свободных выборов органов власти, политического и идеологического плюрализма, разделения властей и др.
Исторически модернизация раньше всего началась в странах Запада, и современное общество раньше всего сформировалось здесь. Позже подобный процесс модернизации в разных формах (выборочной модернизации, вестернизации) охватил и многие страны за пределами Запада. Поскольку в основе этой модернизации лежала экономическая деятельность, основанная на частной собственности, а ее главным результатом было утверждение экономической, политической и культурной свободы, такой тип модернизации можно назвать либеральным.
Наряду с либеральной модернизацией в ХХ в. в ряде стран была осуществлена социалистическая модернизация, результатом которой стало создание современного общества социалистического типа с новым (по сравнению с либерально-демократическими системами) типом политических систем.
В конце ХХ в. в большинстве социалистических стран начался процесс постсоциалистической модернизации - переход от социалистического к либерально-рыночному обществу.
Глава 2. Политическая модернизация в России
§ 1 Исторические этапы и особенности политической модернизации России
В ходе процесса политической модернизации страна прошла три различных по продолжительности этапа, в рамках которых были реализованы все три вышеназванных типа модернизации: либеральный, социалистический и постсоциалистический, причем каждый был реализован с существенными особенностями по отношению к другим странам.
На путь либеральной (капиталистической) модернизации Россия встала еще в начале XIII в. Началом такой модернизации европейского типа стали реформы Петра I на основе использования опыта европейских стран в сфере индустриализации, государственного управления, организации экономической жизни, культуры. В значительной мере такая модернизация имела «догоняющий» характер по отношению к странам Запада. Модернизационные изменения осуществлялись в виде реформ «сверху», т.е. в решающей мере зависели не от процессов на уровне гражданского общества, а от власти в условиях абсолютной монархии.
При этом политическая модернизация происходила с сильным отставанием от экономической. С точки зрения развития гражданской и политической свободы, становления демократических институтов наиболее важное значение имеют освобождение дворян от обязательной государственной службы и превращение их в свободных землевладельцев, создание городского самоуправления, реформы Александра II (крестьянская, земская, судебная, военная), столыпинская аграрная реформа и особенно политическая реформа Николая II, открывшая путь развитию парламентаризма, политических свобод, многопартийности и института свободных выборов.
Таким образом, в конце имперского периода в России были заложены основы демократии, обеспечен высокий уровень политической свободы, соответствовавший в значительной мере уровню западных стран. В Российской империи начала ХХ в. были созданы предпосылки для дальнейшего демократического развития и превращения ее в конституционную парламентскую монархию. Вместе с тем и в этих условиях сохранялся моноцентрический и персоналистский политический режим, при котором главным центром, институтом власти оставался император, от личности которого в значительной мере зависела дальнейшая модернизация страны.
Заключительной фазой либерального этапа российской модернизации стала Февральская революция 1917 г., открывшая путь еще более радикальным либерально-демократическим преобразованиям в рамках парламентской республики с перспективой всеобщих выборов Учредительного собрания и принятия конституции. Однако этот процесс был прерван в результате социалистической революции, которая стала началом советского этапа социалистической модернизации. С точки зрения официальной советской идеологии содержанием этого этапа было строительство социализма и коммунизма, в ходе которого решались и типичные модернизационные задачи. Например, были осуществлены ускоренная индустриализация страны, урбанизация, ликвидация неграмотности, создание новой правовой системы и др.
С точки зрения политического строя социалистическая модернизация привела, во-первых, к уничтожению всех демократических институтов предшествующего периода и замене их качественно новой политической системой - «диктатурой городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства». Юридически эта диктатура была установлена первой советской конституцией в 1917 г. Таким образом, первая в истории России конституция легитимизировала первую в истории политическую систему диктатуры пролетариата, главной функцией которой было построение первого в мире социалистического общества.
Социалистическая демократия характеризовалась отсутствием всех важнейших, общепризнанных в то время атрибутов демократии: свободных выборов власти, политического и идеологического плюрализма, оппозиции, подлинной политической свободы, независимых средств массовой информации и т.д. Она воспроизводила в новых политических условиях моноцентрический характер власти, где главным ее центром («ядром политической системы») была Коммунистическая партия во главе с Генеральным секретарем.
Такая модель «социалистической демократии» просуществовала на протяжении всего советского этапа, хотя формы и методы осуществления власти при этом менялись: в послесталинский период политический режим приобрел более либеральный характер, хотя политическое инакомыслие и тем более оппозиционная деятельность по-прежнему не допускались.
Коренной перелом в развитии советского государства произошел в условиях перестройки, начавшейся во второй половине 1980-х гг. по инициативе нового руководителя правящей коммунистической партии М. С. Горбачева (моноцентризм и персонализм власти в очередной раз сыграли важнейшую роль в развитии страны). Перестройка предполагала реформирование общества с целью его демократизации. Эта модернизация социализма первоначально проявилась лишь в некоторой либерализации режима: гласности, осуждении репрессий 1930-х гг., критике «командно-бюрократической системы» и др. Однако перестройка привела к развитию нового гражданского общества - в частности, к возникновению демократического движения. В 1990 г. после отмены статьи конституции о руководящей роли КПСС начался этап радикальных институциональных перемен: становление многопартийной системы, введение конкурентных выборов органов государственной власти, передача властных функций от партийных советским органам, создание новых демократических институтов на уровне союзных республик, региональном и местном уровнях.
В этот же период (1990-1991 гг.) начался процесс реформирования государственного устройства СССР: подготовка нового союзного договора. В соответствии с окончательным проектом союзного договора речь шла о создании уникального государства, сочетающего элементы федерации (союзного государства) и конфедерации (союза государств).
Однако этот проект не удалось реализовать из-за политического кризиса в стране и борьбы внутри политической элиты. В конечном счете это привело к распаду единого государства и образованию на его месте Содружества Независимых Государств.
Распад СССР и начало радикальных рыночных реформ в России правительством, ее Президентом Б. Н. Ельциным фактически положили начало новому этапу - постсоциалистической модернизации. Эта модернизация была не классической модернизацией, переходом от традиционного к современному обществу, а трансформацией одного типа современного (модернизированного) общества - социалистического в другое - либерально-рыночное.
Конституция Российской Федерации 1993 г. определила новое качество российского государства, соответствующее современным политическим стандартам развитых европейских демократических государств: демократическое федеративное правовое и социальное государство.
В России сложился политический режим, сочетающий элементы демократии и авторитаризма, который можно назвать демократическим моноцентризмом. Здесь, с одной стороны, существует институт конкурентных свободных выборов как представительных органов власти, так и Президента. На этих выборах происходит реальная конкурентная борьба, существуют политический и идеологический плюрализм, системная и несистемная оппозиция. В России действует и соблюдается норма о возможности пребывания на посту президента не более двух сроков. С другой стороны, политическая система России изначально по конституции создавалась как президентская система, где президент не только является главой исполнительной власти, но и обладает значительными полномочиями в законодательной сфере. В 2000-е гг. были значительно расширены его полномочия в сфере федеративных отношений. Кроме того, при сохранении и соблюдении нормы о двух сроках пребывания на посту президента отработан механизм избрания на этот пост выбранного действующим президентом преемника, с 2012 г. сам срок пребывания на этом посту увеличен до 6 лет.