Политическая модернизация в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 17:59, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний о модернизации в политике; определить характер и сущность проблем, встающих перед Россией в ходе модернизации, выяснить пути и возможности их наиболее эффективного решения.

Содержание

Введение______________________________________________2
Глава 1. Теория и этапы развития модернизации
§ 1. Возникновение термина модернизации_________________3-4
§ 2. Модернизация – часть исторического процесса__________4-5
Глава 2. Политическая модернизация в России
§ 1 Исторические этапы и особенности политической модернизации России_____________________________________________________6-10
§ 2. Перспективы политических преобразований в России____10-14
Заключение___________________________________________15
Список использованной литературы______________________16

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 35.54 Кб (Скачать файл)

В сфере политического плюрализма также существуют свои особенности. В России был легализован один тип политических партий - массовая партия с высокими требованиями к ее численности. Это привело в 2000 г. к резкому сокращению количества партий в стране. Кроме того, была сформирована, по существу, партия власти - партия поддержки президента, которая в свою очередь, опираясь на его поддержку и всей «вертикали власти», смогла обеспечить себе и своим представителям доминирование в системе политической власти на всех ее уровнях.

Таким образом, в результате политической модернизации в России сложилась политическая система, в которой действуют современные демократические институты, но которая в то же время имеет ярко выраженный моноцентрический и персонализированный характер, где главную определяющую роль играют президент (как институт и как личность) и поддерживающая его партия.

Несмотря на то, что распад СССР повлек за собой существенные потери территории, населения, коммуникаций, экономического и военного потенциала, сфер влияния, системы безопасности, России удалось сохранить целый ряд важнейших факторов силы и влияния на международной арене. К ним относятся самая большая в мире территория, значительный природно-ресурсный потенциал, военная мощь, статус постоянного члена Совета Безопасности ООН, дающий возможность оказывать решающее воздействие на принятие важнейших решений этой организацией.

 

 

§ 2. Перспективы политических преобразований в России.

В основу Стратегии развития России до 2020 г. положена концепция инновационного развития. Это предполагает прежде всего соответствующий уровень развития человека, его творческих сил. Речь идет о формировании человеческого капитала, т. е. знаний, навыков и опыта, необходимых для участия возможно большего числа граждан в инновационных процессах, а также о том, что принято называть социальным капиталом, т. е. взаимосвязями между индивидами и группами индивидов, основанными на ценностях доверия, сотрудничества, ответственности, солидарности и т. п. Оба фактора, в свою очередь, зависят от состояния политической системы общества.

У современного поколения россиян иные приоритеты. Это, прежде всего, новое качество жизни и создание возможностей для личностной самореализации. Соответственно, модернизация политической системы должна быть ориентирована на идею общего блага и иметь следующие цели: во-первых, обеспечение подлинной законности и правопорядка, во-вторых, реализацию в полном объёме не только политических, но и социально-экономических прав граждан и, в-третьих, «разморозку» общественно-политической жизни страны.

В России жизненно важное условие формирования общественного запроса на модернизацию – наличие доверия. С реальным разнообразием социально-политической ситуации в регионах связаны проблемы и особенности формирования общего публичного пространства. Существуют и некоторые другие общие факторы, затрудняющие формирование публичной политики и публичного интереса. Их, по крайней мере, три, и они хорошо известны. Первый – принципиальная дефектность российской постсоветской партийно-политической   системы, обусловленой отсутствием связи политических партий с населением, с массовой социальной базой. Второй фактор – коррумпированная и неэффективная бюрократия. Наконец, третий фактор – это разрушение бюрократией и крупным бизнесом ростков самоорганизации и самоуправления снизу.

 

 

 

Проблемы развития инновационной сферы в России

Области

Условия и факторы

Конкретные последствия

Кадры

Дефицит предпринимателей-инноваторов

Мало историй успешного бизнеса

Страх банкротства,

негативное отношение общества к бизнесу

Отсутствие системы обучения

предпринимательству

Нет преподавателей-практиков

Демографический кризис.

Пониженный уровень мобильности внутри страны, отток кадров из страны

Миграционная политика не способствует привлечению квалифицированных кадров.

Структура экономики

Риски в сферах высоких технологий выше, чем в сырьевых отраслях, доходность не очевидна. Разрыв между образованием, наукой и производством.

Избыточность предприятий со значительными ресурсами и минимальными обязательствами (как следствие проведенной приватизации).

Налоговая система стимулирует производство с низкой добавленной стоимостью.

Нет внутреннего спроса на инновационную продукцию.

Воспроизводство

ресурсно-сырьевой ориентации хозяйства.

Монополизм

и недобросовестная конкуренция.

Позиция

элит

 

 

 

Российские элиты слабо связаны с Россией

Нежелание инвестировать внутри страны

Благосостояние элит зависит от сырьевых секторов.

Инновации в сфере государственного управления грозят дестабилизировать сложившуюся политическую и бюрократическую систему

Незаинтересованность в модернизации экономики и государства

Деловой

климат

Размытость прав собственности.

Неэффективная судебная система.

Налоговая служба склонна трактовать законы не в пользу инноваторов.

Высокие риски инвестирования

Информационная закрытость потенциальных деловых возможностей. Длительность принятия решений органами власти

Сложность выработки корпоративных стратегий инновационного развития.

Право

Отсутствие необходимых законов для развития инновационной сферы.

Противоречивость и нечеткость юридических норм. Отставание законодательства от новых форм предпринимательства

Неадекватные правовые формы венчурных фондов

Коррупция

Неравные условия для крупного и малого бизнеса

Выталкивание бизнеса в «тень»

Отчуждение власти и общества, невозможность принятия согласованной стратегии и заключения общественных договоров

Отсутствие защиты

от произвола

Институты

Изменчивость правил рыночного регулирования, излишнее администрирование. Отсутствие стратегического руководства модернизацией экономики и инновационным развитием, неэффективность инструментов государственной политики, слабое использование института госзаказа.

Нет инвестиционной среды

Слабость рыночных институтов регулирования. Нет развитого фондового рынка. Нет сети венчурных фондов

Имидж

России

Россия не ассоциируется с конкурентоспособным и высокотехнологичным производством, считается ненадежным и непредсказуемым партнером. Акцент на авторитарных тенденциях

Иностранный капитал не идет в Россию

Конкуренция со стороны других стран

Низкая производительность труда в экономике ведет к удорожанию даже эффективных производств

Высокие зарплаты менеджмента снижают конкурентоспособность

Российское государство слабо помогает отечественному бизнесу в международной конкуренции

Слабая поддержка

конкурентоспособных инноваций.


 

Заключение.

В настоящее время задачей первостепенной важности становится развитие разнообразных форм коллективной интеграции, самозащиты и самоорганизации граждан. Пока уровень реальной включённости россиян в различные сети социального взаимодействия, структуры гражданского общества невысок. Тем не менее, множество групп имеют свои собственные экономические, политические и культурные интересы, которые в состоянии оказывать влияние на положение дел, как в рамках локальных сообществ, так и в стране в целом. Именно базовые структуры гражданского общества могут стать основой для мобилизации демократических сил и их активного участия в процессе модернизации политической и общественной жизни, тем более что это соответствует ожиданиям и настроениям большинства населения страны.

Общая оценка состояния российского общества позволяет заключить, что исходные предпосылки для инновационного развития у нас налицо. Страна обладает энергетическими и сырьевыми ресурсами, вполне достаточными для обеспечения стабильного роста современной экономики. Сравнительно высокий уровень научного потенциала и образованности населения может служить стартовой площадкой для «экономики знаний» — высокотехнологичного производства с преобладанием интеллектуального труда. Имеются и перспективные заделы в ряде отраслей производства, главным образом вышедших из Военно-промышленного комплекса. Россия всегда была богата, богата и сегодня, талантами инновационного мышления и смелых инженерных задумок. И наконец, среди наиболее активной части населения и властной элиты укореняется понимание необходимости крупных инноваций, способных вывести развитие российского общества на принципиально новый уровень.

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Модернизация и политика в XXI веке / Отв. ред. Ю. С. Оганисьян; Ин-т социологии РАН. – М. : Российская политическая энциклопедия  (РОССПЭН),  2011.
  2. Вестник Института социологии. 2011. № 3.
  3. Большая актуальная политическая энциклопедия/ Под общ. ред. А. Белякова и О. Матвейчева.
  4. ДОЛЕНКО Д. В. Журнал Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки Выпуск № 1 / 2012 ФЕНОМЕН РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
  5. Курюкин А. Публичный интерес, публичная политика и системная модернизация общества: российские проблемы // Власть. 2011. № 2.
  6. Инновационная модернизация России. Политологические очерки / Под редакцией Ю.А. Красина. М.: Институт социологии РАН, 2011

 

 


Информация о работе Политическая модернизация в России