Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 16:56, реферат
Для достижения указанной цели реферата необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть политические учения Августина Аврелия и Фомы Аквинского в рамках периода средневековья.
Охарактеризовать изменения во взглядах с наступлением эпохи Возрождения путем изучения идей Никколо Макиавелли.
Разобрать теории Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, представителей утопическо-социалистического направления.
1.Введение ………………………………………………………………………...3
2. Политическая мысль Средневековья……………………………………………………………………..4
2.1 Учение Августина Аврелия…………………………………………………………………………….5
2.2 Политические идеи Фомы Аквинского………………………...……………7
2.3 Взгляды английского философа Уильяма Оккама…………………………………………………………………...…….....10
3. Эпоха Возрождения (Ренессанс)……………………………………………..12
3.1 Мировоззрение и идеи Н.Макиавелли……………………………………................................................13
3.2 Политические идеи Жана Бодена…………………………………………..16
3.3 Гуманизм эпохи Возрождения во взглядах Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы………………………………………………………………………18
4. Заключение…………………………………………………………………….20
5. Список литературы…………………………………………………………...21
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Костромской государ
Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения
Выполнила: студентка 2 курса
Факультета иностранных языков
Английского отделения, группы 21 А
Кострова Ксения Михайловна
2013
Содержание.
1.Введение …………………………………………………
2. Политическая мысль
Средневековья……………………………………………
2.1 Учение Августина Аврелия………………
2.2 Политические идеи Фомы Аквинского………………………...……………7
2.3 Взгляды английского
философа Уильяма Оккама…………………
3. Эпоха Возрождения (Ренессанс)……………………………………………..
3.1 Мировоззрение и идеи
Н.Макиавелли……………………………………....
3.2 Политические идеи Жана Бодена…………………………………………..16
3.3 Гуманизм эпохи Возрождения
во взглядах Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы……………………………………………………
4. Заключение……………………………………………………
5. Список литературы…………………………………
Введение.
Цель данного реферата – получение более полного и всестороннего представление о политических идеях, господствовавших в Средние века и абсолютно контрастирующую им эпоху Ренессанса, и философах, их выдвигающих. Я считаю, что тема реферата актуальна, так как именно в этот период наиболее ярко проявляется взаимодействие политики, государственной власти с религиозной сферой, что немаловажно и в настоящее время. Интересно и изменение взглядов на государственно-общественное устройство по сравнению с Древним миром и античностью, когда начался активный процесс рационализации политической мысли. Наряду с господствующими мифологическими представлениями о власти формировались такие системы взглядов, в которых зародились научные методы и приемы объяснения политических процессов.[2] Отличительная же черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).
Для достижения указанной цели реферата необходимо решить ряд задач:
Политическая мысль Средневековья.
Средние века в истории человечества, как известно, приходятся на становление и развитие феодализма. В это время на большей части Западной Европы сложилась своеобразная политическая структура, главная особенность которой проявилась в том, что значительная часть властных функций была передана на средние и нижние ступени социальной структуры при усилении власти церкви.
Средневековье обычно
ассоциируется с воцарением
Эпоху Средневековья обычно подразделяют на три периода: 1) раннефеодальный, 2) расцвет феодального строя и 3) позднее средневековье.
Для политической мысли
средних веков характерно
Учение Августина Аврелия.
В период раннего средневековья наиболее крупным мыслителем проявил себя Аврелий Августин (354—430), учение которого легло в основу католицизма.
Взгляды Августина
о политической жизни общества
изложены в его главном
По Августину, бог не только сотворил мир, но и творит его постоянно. Все в мире имеет божественное происхождение, а потому должно приниматься таким, каким оно есть. Необходимыми явлениями, по его мнению, являются рабство и бедность. Рабам и бедным надо правильно понять эту необходимость и терпеть ее. Свобода, по Августину — это не возможность выбора между добром и злом, а обреченность жить в грехе.
В ситуации разрыва политических связей, ранее скреплявших Римскую империю, и нарастания хаоса Августин ставит вопрос о соотношении двух властей (светской и церковной) и пытается доказать главенствующую роль божественной (церковной) власти, поставить государство под контроль христианской церкви.
Практическая реализация этой идеи наблюдалась в попытках утверждения в Европе папоцезаризма(стремление церкви к присвоению функций светской власти). В ранний период Средневековья папа Геласий I (492—496), опираясь на идеи Августина, четко разграничивал сферы церковной и светской власти, сформулировал принцип дуализма светской и церковной власти, показал связь этих двух начал. В религиозных вопросах император подчиняется верховному иерарху, а в мирских делах клир подчиняется императору. Эта «точка зрения о разделении властей и о взаимоотношениях между ними была общепринятой вплоть до ХI в.».[5]
Однако c ХI в. усилиями папы Григория VII принцип верховной власти пап начинает распространяться и на политическую жизнь. Принятый при Григории VII документ под названием «Диктат папы» (1075) содержит следующий пункт: «Папа вправе низлагать императоров». Согласно этому положению, папа должен особенно внимательно следить за правителями и князьями. Если король следует не за Богом и церковью, а руководствуется своей волей, то он теряет право на власть. Папа обладает полным правом наказывать и миловать, низлагать светских правителей или вновь давать им власть. Но требования вассальной верности не удалось распространить на все европейские княжества.
Вместе с тем важно подчеркнуть, что в борьбе с таким видением властного устройства начинают формироваться различные образы земной власти. Например, во Франции в этот период феодалы стали поддерживать идею независимой от папы, но зависимой от феодалов королевской власти.
За верное и ревностное служение интересам католической церкви Августин получил имя «Блаженный» и был причислен к лику святых.
Политические идеи Фомы Аквинского.
С наибольшей полнотой дух эпохи Средних веков получил отражение в политической доктрине Фомы Аквинского (1225—1274) — философа, теолога, явившегося основоположником томизма. Им написан ряд трудов, в которых он рассмотрел проблемы политики, государства. Наиболее важными из них для понимания политической идеологии Фомы Аквинского, а, стало быть, идеологии средневековья в Западной Европе, в странах католического мира являются: «О правлении государей», «Сумма теологии», «Сумма против язычников».
Исходный тезис всего
мировоззрения Фомы Аквинского
сформулирован им самим. Он гласит:
«Философия — служанка
Только благодаря
Государство, по Ф. Аквинскому,
— результат божественного
Фома Аквинский допускал
возможность сопротивления
За свои труды по
реализации интересов
Воспроизводя почти дословно аристотелевскую модель классификации форм правления, в качестве наилучшей и совершенной формы Фома Аквинский предлагает монархию, аргументируя свой выбор и фактами исторического опыта, и аналогиями с устройством всего мироздания и человеческого организма в частности, и наибольшей степенью воплощения в ней единства цели и воли по сравнению с другими формами, что способствует сохранению единства общества. Эти аргументы будут впоследствии использованы в Новое время теоретиками монархии.
В то же время главным итогом политического учения Фомы Аквината для своей эпохи явился вывод о необходимости подчинения светской власти владычеству церкви, основывающийся на теории конечной цели: власть светская должна быть дополнена надстраиваемой над ней властью духовной, ибо именно последней принадлежит забота о конечной цели – цели спасения.
Взгляды английского философа Уильяма Оккама.
В XIV в. власть церкви, достигшая своего расцвета в предыдущем столетии, стала ослабевать, а светская власть в лице королей усиливаться. В Европе начался процесс создания централизованных национальных государств. В этих условиях появились учения, оспаривавшие примат папства.
В противоположность Августину, утверждавшему, что светская власть -- от дьявола, они утверждали, что нет власти не от Бога. Папе действительно принадлежит меч, но этот меч символизирует духовную власть: нести свет истины, бороться с ересями. Меч светской власти находится в руках государей.
Сторонником самостоятельности светской власти был известный английский философ В. Оккам (1300--1350). Он считал, что в земных делах власть должна быть у государства, а в церковных - у церкви. Папство Оккам считал временным учреждением и полагал, что высшим духовным органом является община верующих и избранный ею Собор.
Его политические взгляды во многом предвосхитили идеи Реформации и те ключевые идеи, которые будут господствовать в политической мысли три - четыре века спустя. Так, например, Оккам писал, что в естественном состоянии все люди жили без собственности и власти, что обеспечивало их равенство. Государство должно быть учреждено с помощью общественного договора. Целью государства является общее благо, охраняемое законами.
В XIV в. широкое распространение получили демократические теории народного права. Как известно, господствующая во времена феодализма система вассальной зависимости устанавливала следующие отношения: суверен, получая права над вассалом, обязан был его охранять. Соответственно, и теории народного права утверждали, что между монархом и народом существует договор, и народ, принимая на себя обязанность подчинения, получает право требовать от монарха правления во благо народа.[6]
Если монархи нарушают договор, то народ вправе расценить такое правление как тиранию и сопротивляться ей. В данных теориях прозвучало не только положение о праве народа, но и идея права на борьбу с тиранией, которая отзовется позднее в учении так называемых монархомахов, или тираноборцев.
Но право народа оказывалось характерным для средневековья коллективным правом, народ рассматривался как целое, а не как совокупность индивидов, каждый из которых наделен личными правами. А идея индивидуализма и личных прав индивида - это уже идея новой эпохи.
Эпоха Возрождения (Ренессанс).
Поворотным пунктом в развитии политической мысли стала эпоха Возрождения. Это не случайно. Период с 40-х годов XIV века по первое десятилетие XVI иска характеризовался решительным отходом от церковно-теологической традиции средних веков. Эпоха Возрождения явила миру невиданные достижение во всех областях культуры, стала величайшим прогрессивным переворотом. В это время создавали бессмертные произведения Леонардо да Винчи, Мишель Монтень, Джордано Бруно.
Информация о работе Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения