Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 16:56, реферат
Для достижения указанной цели реферата необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть политические учения Августина Аврелия и Фомы Аквинского в рамках периода средневековья.
Охарактеризовать изменения во взглядах с наступлением эпохи Возрождения путем изучения идей Никколо Макиавелли.
Разобрать теории Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, представителей утопическо-социалистического направления.
1.Введение ………………………………………………………………………...3
2. Политическая мысль Средневековья……………………………………………………………………..4
2.1 Учение Августина Аврелия…………………………………………………………………………….5
2.2 Политические идеи Фомы Аквинского………………………...……………7
2.3 Взгляды английского философа Уильяма Оккама…………………………………………………………………...…….....10
3. Эпоха Возрождения (Ренессанс)……………………………………………..12
3.1 Мировоззрение и идеи Н.Макиавелли……………………………………................................................13
3.2 Политические идеи Жана Бодена…………………………………………..16
3.3 Гуманизм эпохи Возрождения во взглядах Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы………………………………………………………………………18
4. Заключение…………………………………………………………………….20
5. Список литературы…………………………………………………………...21
Эпоха Возрождения
вызволила человека из пут
средневековой схоластики и
Особенно интенсивно
в это время развивались
Мировоззрение и идеи Н.Макиавелли.
Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский политический мыслитель эпохи Возрождения. Работы: «Государь», «Размышления о первой декаде Тита Ливия» и др.
Во взглядах на политику и власть он стал активно проводить антитеократические идеи. Политика и власть зависят не от божественного предопределения, как это утверждали средневековые мыслители, а от земных условий, среди которых Макиавелли выделял так называемые «фортуну» и «доблесть». В контексте размышлений автора под фортуной имеется в виду совокупность объективных условий, в которых правит государь, под доблестью — личные способности и таланты (субъективный фактор) государя в решении политических задач.
Макиавелли отделяет сферу политики и власти от морали и религии, провозглашая первые автономной системой ценностей. Тем самым он открыл путь рассмотрения политики и власти как самостоятельной области человеческой деятельности и отдельного объекта научного анализа. И этот путь исследования политики оказался плодотворным. Однако при абсолютизации такого метода рассмотрения политики утрачивается полнота и системность общественных связей, разрывается целостность социокультурной ткани, обедняется и искажается понимание сути политики.
Макиавелли вводит в научный оборот понятие «государство» (от лат. status — «состояние») для обозначения политически организованного общества, главным вопросом которого является вопрос о приобретении и удержании политической власти. До Макиавелли для обозначения государства, как указывает известный современный исследователь творческого наследия итальянского мыслителя Е.И. Темнов, в литературе широко использовались понятия: царство, империя, республика, монархия, тирания, полис, цивитас, принципат, доминат, деспотия, султанат и др. Однако после работ Макиавелли во многих европейских языках утвердилось латинское «stato» (staat — в немецком, state — в английском, etat — во французском, estado — в испанском, stato — в итальянском).
Важной причиной политической динамики Макиавелли считал изменение соотношения сил между народом и знатью. Он обосновывал что для стабильных условий предпочтительно республиканское правление, а для осуществления важных преобразований или преодоления хаоса необходима монархия.
Если у мыслителей
прошлого главной была
Среди советов, которые он дает политикам, следующие:
Идеалом для Макиавелли выступает политик, сочетающий качества льва и лисицы: силу, умение внушить страх у подданных и одновременно хитрость, способность к интригам. Макиавелли открыто заявляет об утилитарном использовании религии. Для него религия - это средство влияния в руках государства. Он признает целесообразность и политических убийств. Не случайно прототипом для создания образа государя для него стал Чезаре Борджа, который прославился своей жестокостью и предательствами. Макиавелли вошел в историю политологии как мыслитель, который разграничил общество и государство.
Политические идеи Жана Бодена.
Развитие политический мысли в эпоху Возрождения не ограничилось Италией. Оно проявилось и в других странах. Заметным вкладом в сокровищницу политической мысли явились концепция «государственного суверенитета» французского политического мыслителя, социолога, юриста Жана Бодена (1530—1596). Эту концепцию, остающуюся до настоящего времени в центре политических, дискуссий и политической практики, он изложил в трактате «Шесть книг о государстве».
Ж- Боден полагал, что
государство обладает
Дальнейшее развитие политической мысли будет связано с обсуждением проблем: кто является носителем суверенной власти (одно лицо или народ), должен ли суверенитет быть единым. Сам Ж. Боден развивал идею единого и неделимого суверенитета, что, по его мнению, воплощается в монархии. Позже смысл абсолютной власти монарха выразит французский король Людовик XIV в знаменитой фразе: "Государство - это я".
Боден отверг утверждение
о том, что власть монарха происходит
от бога. Он считал, что народ
имеет право на убийство
Гуманизм эпохи Возрождения во взглядах Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.
В эпоху Возрождения наряду с политическими идеями, обосновывающими необходимость возникновения и утверждения буржуазного строя, имели место и учения, которые отрицали этот строй. Эпоха Возрождения — это время возникновения утопического социализма, представителями которого явились Т. Мюнцер, Т. Мор, Т. Кампанелла и другие.
Идеолог народного
течения в немецкой Реформации
Томас Мюнцер (1490—1525) в своих работах
«Обоснованная защитная речь», «Разоблачение
ложной веры» и других
Мыслитель, политический
деятель Томас Мор (1477—1525) был
лорд-канцлером Англии. В 1516 году
он издал труд «Золотая книга,
столь же полезная, как и забавная,
о наилучшем устройстве
В книге «Утопия»
Т. Мор описал бедствия народных
масс; впервые в истории показал,
что причиной этих бедствий
является частная
За свои убеждения
Томас Мор был казнен королем.
Политические идеи Т. Мора получили
развитие в трудах Томмазо
Кампанеллы (1568—1639) — итальянского
философа, мужественного борца против
средневековой схоластики и
Свои политические
идеи с наибольшей полнотой
Т. Кампанелла изложил в романе
«Город солнца». В этом произведении
он изобразил идеальный
По мнению Кампанеллы, все люди рано или поздно, но неминуемо придут к коммунистическим принципам организации общественной жизни соляриев. Это обязательно произойдет, полагал он, ибо человек по своей природе является общественным существом, коллективное начало в нем сильнее индивидуалистического.
Заключение.
Таким образом, последовательно рассмотрев самые распространенные идеи в эпоху Средневековья и Возрождения, мы можем прийти к выводу, что цель реферата достигнута, задачи решены. Философы раннего Средневековья отдавали приоритет церковной власти над государственной, но уже к окончанию данного периода можно отметить постепенный сдвиг теорий к акценту на права отдельной личности, что в конечном счете привело к антропоцентризму эпохи Ренессанса.
Возрождение и Реформация стали самыми знаменательными событиями позднего западноевропейского Средневековья, выступив одновременно в качестве своеобразного моста, по которому совершался переход от эпохи средневековья к периоду Нового времени. XVI в., завершая собой средневековое развитие, с другой стороны, открывал перспективу Нового времени, утверждая принципиально новые стандарты человеческого бытия в индивидуальном и общественном плане. В области политической мысли гуманистический идеал самодовлеющей личности выражался в решительном разрыве со средневековой традицией, в поиске новых принципов обоснования государственной власти и деятельности правителей. И они нашлись, причем в самых разнообразных формах: рассмотрение личности правителя в работах Макиавелли, его понимание государства как политического состояния общества или же утопический социализм Т.Мора и Т.Кампанеллы, предшествовавший марксизму.
Список литературы.
Информация о работе Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения