Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 09:07, реферат
Цель моей работы – выявление Политической мысли мусульманского Востока
Задачи:
1 . Коран и его влияние на политико-правовую мысль средневекового Востока.
2 . Концепция Ибн-Хальдуна.
Цель моей работы – выявление Политической мысли мусульманского Востока
В самом общем виде можно сказать, что предметом политической мысли мусульманского Востока являются политико-правовые теории, взятые в их генезисе, историческом развитии и связи с современностью.
В период создания арабского государства (VII в.) возникла религиозно-политическая идеология—«ислам», что значит «предание себя богу», покорность. Последователи этой идеологии получили название муслимов (мусульман), т. е. «предавших себя богу».
Ислам, впитавший в себя религиозно-политические представления ряда религий (иудаизма, христианства и др.), обосновывает идею теократии, превосходства духовной власти над светской, идею верховенства церкви. Теократизм — характернейшая черта политических идей, изложенных в коране—важнейшем источнике начального ислама. Аллах (единый бог) и его посланник, управляющий людьми по божественной воле, определяют, по корану, Положение власти и ее задачи. В угоду власть имущим коран обращается к верующим с требованием:
«Повинуйтесь аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас». Коран обосновывает необходимость общественного и политического неравенства, объясняя это «божественным предопределением». Рассматривая соотношение властвующих и подвластных, коран отмечает, что божество возвышает «одних степенями над другими, чтобы одни из них брали других в услужение».
Начальный ислам исходит из того, что вся светская и духовная власть принадлежит «пророку», а после его смерти—халифам (заместителям пророка). Однако, если при первых халифах верховная власть носила ярко выраженный чисто теократический характер, когда «божьим» называлось даже имущество государства, то после 945 г. действительная власть переходит к светским правителям—султанам, тогда как халифам, имамам и иным духовным владыкам оставляется лишь религиозный авторитет.
Идея богоустановленности царской власти—одна
из центральных в коране. «Аллах послал...
Талута (Саула.—Э. Р ) царем... Аллах его
избрал над вами и увеличил ему широту
в знании и теле Поистине, Аллах дарует
свою власть, кому пожелает». «Если бы,
— говорится в другом месте корана, —
не удерживание Аллахом людей друг от
друга, то пришла бы в расстройство земля».
Цари провозглашали себя непосредственными
выразителями божественной воли. В период
острой борьбы между духовной и светской
властью светские правители для обоснования
превосходства своей власти над духовной
выдвигают идею о том, что повиновение
им является религиозной обязанностью
мусульман. В связи с этим Мухаммеду было
приписано изречение: «Бог сдерживает
большее число людей посредством султана,
чем посредством корана». Это обоснование
превосходства светской власти над духовной
было выражением скрытые в самом коране,
начальном исламе, тенденций. Ведь уже
ранний ислам внушал необходимость подчинения
светской власти, без которой не, может
держаться религия. «Если бы,— говорится
в коране,—не защита Аллахом людей одних
другими, то разрушены были бы скиты, и
церкви, и места молитвы, и места поклонения».
Таким образом, положение ислама о необходимости
повиновения властям аналогично положению
христианской религии, вложенному в уста
апостола -Павла:, «Нет власти не от бога».
Политика исламских государств обусловлена главным образом следующими принципами веры:
Единобожие - это один из основных постулатов веры (равно как и признание пророчества и загробной жизни), на котором базируется жизнь мусульманской общины.
Принцип единобожия (ат-таухид) заложен в суре ал-Ихлас (Искренность), которая гласит: «Скажи: «Он — Бог Единый. Господь предвечный. Не родил Он и не был рожден, и нет никого, равного Ему»» (Коран, 112:1-4). Ат-таухид означает признание единого Бога, отрицание Его множественности и исключение возможности существования равного Ему. Пророк Мухаммед объединил исламское общество идеей единобожия. На основе этого принципа ислам проповедует единство и сплоченность мусульман, которые верят, что Бог един, и человечество, созданное по Его образу и подобию, должно быть единым. В основном, ат-таухид должен способствовать стремлению человеческого духа к «единому началу», к поиску Бога.
Идея единобожия призвана устранить рознь и вражду, этническое и расовое неравенство, объединить мусульман вокруг общей оси — веры в Бога и следования Его предписаниям.
Принцип равенства и отрицания родового превосходства - устранение языческих традиций и привилегированного положения правящей элиты, в частности привилегий по родовому и племенному признаку в среде язычников и идолопоклонников. Согласно преданию, Мухаммед наставлял: «О, люди! Внемлите моим словам и поймите. Знайте, мусульманин мусульманину — брат, все мусульмане — братья», «О люди, у вас один Бог, и отец у вас единый. Вы все начинаете свой род от Адама, а Адам сотворен из глины. Самый любимый перед Богом из вас тот, кто более богобоязнен и целомудрен. Нет превосходства у араба перед не арабом (и наоборот), разве что в уровне богобоязненности».
В исламском обществе были упразднены родоплеменные и классовые привилегии. Никакое племя не могло по каким-либо причинам притеснять другое племя или демонстрировать свое превосходство над ним. Естественно, на пути объединения были преодолены многочисленные трудности. Пророк, устранив традиции времен язычества создал исламское общество, основанное на принципах единобожия и добродетели.
Со времен Пророка по настоящее время многие религиозные ритуалы и обязанности (молитва, пост, паломничество, пожертвование в пользу нуждающихся) стимулируют единство исламской общины. Их выполнение обязательно для всех верующих, независимо от классовых, имущественных, этнических и других различий. Все это, в зависимости от степени проникновения исламских идей в государственные структуры и в общественные институты, в той или иной степени переносится на все аспекты жизни общества.
Принцип превосходства на основе религии и веры и богобоязненности - согласно Корану, ближайшими к Богу людьми провозглашаются самые праведные и богобоязненные из них.
Для мусульман религия — это образ жизни, как индивидуальной, так и общественной. Вера основывается на признании Бога создателем и абсолютным господином всего сущего и на следовании указанной Богом дорогой, ибо счастье обоих миров достается праведным последователям божественных предписаний.
Комментаторы шариата утверждают, что вера — это признание того, что передано Пророком, а ее столпами являются «словесное признание, убежденность в сердце и следование благочестивым деяниям».
Информация о работе Политическая мысль мусульманского Востока