Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:14, аттестационная работа
Цель работы – выявление особенностей политической мысли мусульманского Востока.
Задачи:
1. Рассмотреть политико-правовые теории арабо-мусульманского Востока,
2. их историческое развитие и связь с современностью,
3. выявить взаимосвязь политических и правовых явлений, о тесном единстве религии, политики и права.
Введение.......................................................................................................2
Коран и его влияние на политико-правовую мысль средневекового Востока..........................................................................................................4
Концепция Ибн-Хальдуна............................................................................8
Заключение.................................................................................................11
Литература..................................................................................................13
Поначалу носитель власти опирается на членов своего рода; затем склонность властителя к самообожествлению и стремление к единовластию ведут к отстранению от власти родственной правителю группы, к созданию искусственной группировки лиц, служащих ему за деньги.
Государство отрывается от основы, на которой возникло, правители отделяются от простого народа; происходит "закрытие двери перед массой из-за страха быть убитыми выступающими против власти и другими людьми". Стремление владыки опереться на чуждые народу элементы является хронической болезнью государства, ведущей к его гибели. С одной стороны, для содержания искусственной группы, на которую опирается владыка, он взимает все большие и большие налоги, изымая у подданных не только излишки, но и необходимое, вмешивается в торговлю, с помощью принуждения скупает товары по самым низким ценам и продает по самым высоким. Это ведет к упадку рынков, убивает надежды подданных, связанные с торговлей, подрывает стимулы к труду. Разрушение экономики ослабляет государство:
"Государство
– форма общества, с необходимостью
приходящая в упадок, если пришла
в упадок его материя". С
другой стороны, искусственная
группа – зыбкая опора власти:
"Незначительны те, которые за
денежное вознаграждение
Отсюда, Ибн-Хальдун делает вывод о неизбежности гибели любого государства, средний возраст которого он определяет в 120 лет соответственно смене трех поколений правящей династии: первому поколению свойственны простота нравов и относительное равенство; второе поколение уже изнежено роскошью, живет в условиях неравенства и взаимной враждебности, трусливо, неспособно к самозащите, нуждается в наемной армии и охране; при третьем поколении происходят окончательная деградация, разрушение государства, распад его на более мелкие или захват другим государством. Обычно конец одного и начало другого цикла наступают в результате захвата кочевниками цивилизованных областей. Ссылаясь на историю арабов, персов и берберов, Ибн-Хальдун пишет, что, создав новое государство, завоеватели "предаются самоизнурению" и истощают общество. "Рано или поздно неизбежно наступает дряхлость империй, которые, как и люди, растут, достигают зрелого возраста, а затем клонятся к упадку"
В течение
жизни трех поколений государство
проходит пять этапов- 1) возникновение
новой принудительной власти взамен
прежней; 2) расправа правителя с
теми, кто помог ему прийти к
власти, сосредоточение власти в одних
руках; 3) расцвет государства; утверждение
порядка, спокойствия и уверенности;
4) переход к насилию и
Ибн-Хальдун делит государства с учетом их политики, религии, отношений между правящим и управляемыми на три типа: 1) "естественная монархия" – это деспотическое государство, осуществляющее только интересы правителей, опирающееся на силу; 2) "политическая монархия", которая проводит разумную политику, защищает земные интересы подданных, но остается для подданных "чужой", поскольку не связана с ними общей религией; 3) "халифат" – государство, защищающее веру, поддерживающее земной порядок, мусульманская община со "своим" правителем.
В трудах Ибн-Хальдуна немало наблюдений и выводов о влиянии на общество, государство и право географической среды, разделения труда, экономики, культуры.
Заключение.
Общим для
политико-правовой идеологии стран
Арабского Востока и Западной
Европы было то, что та и другая строились
на основе господствующего религиозного
мировоззрения и в своих
Вместе с
тем политико-правовой идеологии
ислама присущи качества, способные
существенно замедлить
Сегодня практически во всех аспектах жизни современного общества, в быту, культуре, внутренней и внешней политике - присутствует "исламский фактор". Очевидна возрастающая социальная значимость мусульманской религии. Ислам восстанавливает некогда утраченные им функции - регулятивные, коммуникативные, интегративные, вновь превращаясь в образ жизни. Возрождение морально-этических, нравственных норм ислама может заметно оздоровить современное общество.
В то же время, исламская проблема имеет ярко выраженный политический аспект. Рост религиозности масс на фоне политизации ислама может превратить его в политическую силу. Это, в свою очередь, переводит проблему изучения ислама из научно-исторической, социо-демографической сферы в политологическую. В настоящее время общественность серьезно обеспокоена угрозой исламского фундаментализма.
Каковы в действительности политические перспективы ислама? Представляет ли ислам угрозу?
Хотелось бы действительно верить в то, что, мусульмане начнут акцентировать свое внимание на тех общих принципах, которые имеют значение для всех людей, затрагивающих их жизнь, честь и собственность.
Исходя из
«исламской самокритичности», можно
напомнить мусульманам, что они
должны соответствовать
Литература
Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997.
Информация о работе Политическая мысль мусульманского востока