Политическая партия: определение, типы, роль в механизме политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 21:26, реферат

Краткое описание

Слово “партия” латинского происхождения и переводится как “часть”, т.е. часть более крупной общности. Задолго до формирования современных политических партий этим термином обозначались группы, соперничающие между собой в сфере власти, либо во влиянии на власть. Упоминания о политических партиях встречаются у мыслителей древнего мира (например, Аристотель писал о борьбе между партиями жителей морского побережья, равнины и гор в Аттике в VI в. до н.э.), в средние века существовали группировки, носившие чаще всего временный характер и называвшиеся партиями (например, известна война между “партиями” Алой и Белой Розы в средневековой Англии).

Вложенные файлы: 1 файл

полит.docx

— 45.84 Кб (Скачать файл)

Соревновательные партии, которые  действуют в рамках плюралистической системы или же борясь за нее; и монопольные партии, осуществляющие в политической системе высшую власть, исключая любую другую партию.

Патронажные партии, деятельность которых  направлена на обеспечение предоставляемых  политической властью преимуществ  для лидера, его штаба и сторонников; сословные партии, нацеленные прежде всего на защиту интересов отдельных социальных групп; и идеологические партии, ориентированные прежде всего на реализацию неких абстрактных принципов, обозначенных в их программах.

Консервативные, реформистские и  революционные партии различаются  по их отношению к социальной действительности.

Парламентские партии, ориентирующиеся  на парламентскую работу, на функционирование в рамках парламентаризма, и антипарламентские - принципиально отказывающиеся работать в парламенте.

Социальная действительность конца XX в., характеризующаяся вступлением  западных обществ в стадию постиндустриального  развития, возрастающими объемами и  качеством профессионально-технических  знаний в управлении общественными процессами, переходом власти к техноструктурам, группам хорошо образованных профессионалов-управленцев, ставит серьезные проблемы перед политическими партиями, которые должны адаптироваться к новым условиям. Отмеченные выше особенности создают трудности на пути выполнения партиями своей роли.

На исход выборов зачастую влияют не электоральный опыт и искусство  партий, а расчетливые технологии, использующие “эффект больших денег” (в итоге представительные органы государственной власти сегодня  избираются с меньшим участием политических партий, чем это было 40-50 лет назад).

Отмечается тенденция изоляции партий от деятельности исполнительных органов государственной власти. Во многих странах произошла замена так называемой “системы добычи”, предполагавшей, что партия, выигравшая избирательную кампанию, возлагает на себя всю ответственность за государственную политику, берет все государственные дела в свои руки, на “систему заслуг”, основанную на первичных технократических должностях. Государственные должности в исполнительных органах занимают на постоянной основе чиновники-профессионалы, не обязанные своей карьерой какой-либо партии. Независимо от выборов и смены политического курса они остаются на своих местах, пока профессионально им соответствуют.

В современных западных обществах  теряет свое былое значение идеология, составлявшая мощное оружие политических партий. В условиях технократизации и информатизации появляется суперидеология рационализма, науки и знания.

Современные партии Запада столкнулись  с новыми условиями, требующими политического  риска. В ситуации ослабления идеологии, влияния на итоги выборов современных избирательных технологий, активных действий средств массовой информации и т.д. политические партии теряют свой стабильный электорат.

В этой связи в Западной Европе, по мнению ряда политологов, утверждается новый тип партий - электорально-профессиональные партии. Отличительные черты такой партии следующие: небольшие по численности объединения лиц, обладающих специальной подготовкой, умеющих профессионально работать с избирателями и выходящих в своей деятельности непосредственно на электорат; финансирование осуществляется через группы интересов и создаваемые особые фонды; имеет место персонализированное лидерство, когда каждый лидер знает, с кем и для кого он работает, с какой группой интересов он связан. Такая партия похожа на некий “информационно-технократический мутант”, “электоральный танк”, таранящий избирательную систему.

Необходимо отметить, что в целом  типология политических партий достаточно условна. В конкретной политической действительности партия может иметь  характерные черты разных типов  партий.

2. Сущность и разновидности  партийных систем 

Партийная система представляет собой  механизм взаимодействия и соперничества  партий в борьбе за власть и ее осуществление. Проводя классификацию партийных  систем, следует учитывать три  основных показателя:

1) число партий;

2) наличие или отсутствие доминирующей  партии или коалиции;

3) уровень соревновательности между партиями.

В политологии достаточно распространена схема, согласно которой существуют однопартийная, двухпартийная и  многопартийная системы.

Для характеристики партийной системы  в СССР до 1990 г. применялся термин “однопартийная система”. Хотя многие политологи считают, что в тех странах, где действует  только одна партия, партийная система  отсутствует как таковая. Однопартийная  система характерна лишь для тоталитарных и авторитарных режимов. При однопартийности происходит закрепление (фактическое или юридическое) правящего статуса за одной из разрешенных политических партий. Такого рода система существует в настоящее время в странах Африки (Заир, Того, Габон). Предназначение одной-единственной легальной партии заключается в демонстрации “всенародной” поддержки существующему режиму.

В политической науке выделяются: 1) однопартийные системы в строгом смысле этого слова, при которых исключается даже номинальное существование других партий; на деле такие партии являются частью государственного аппарата; 2) фактически однопартийные системы (“искусственная многопартийность”), замаскированные под многопартийность; в них осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль государственной партии; деятельность партий-сателлитов, интегрированных, как правило, в такие организации, как национальный и народный фронты, жестко регламентируется. Подобная система существовала во многих странах Восточной Европы до1989--1990 гг. Деятельность партий здесь регламентировалась

Двухпартийная система - это система, при которой реальную борьбу на выборах за власть в государстве ведут только две партии, причем одна из партий обеспечивает себе большинство голосов избирателей, а следовательно, парламентских мест. Использование понятия “двухпартийная система” (или “бипартизм”) вовсе не означает, что в данном обществе существуют только две политические партии. Дело в том, что при наличии большого количества партий реальными претендентами на власть являются две основные партии, а остальные не мешают этим двум главным партиям управлять попеременно.

Существуют следующие разновидности  двухпартийной системы:

1) классический вариант (США,  Великобритания), где две главные  партии собирают до 90% голосов  избирателей, в связи с чем остальные партии лишены доступа к власти;

2) система “двух с половиной  партий” или “две плюс одна  партия”, при которой рядом  с двумя основными партиями  появляется третья, менее сильная, но способная оказать влияние на исход борьбы за власть. Поддерживая одну из двух главных партий, эта третья партия влияет на конечный успех одной из сильных партии, таким образом, определяет контуры правительственной коалиции. Такие системы существуют в Канаде, Австрии, Австралии, ряде других стран, где ведущие партии собирают 75-80% голосов избирателей, ввиду чего должны учитывать влияние на электорат“третьей партии”.

Под многопартийной системой в политологии  понимается такая, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. В числе разновидностей многопартийных систем отмечаются трех-, четырех- и пятипартийные системы, атомизированные и т.п. Общим критерием для такой классификации является число влиятельных партий в государстве, получивших в результате выборов парламентское представительство.

Многопартийные системы подразделяются на следующие: партийные системы “поляризованного плюрализма”, для которых характерно наличие антисистемных партий, выступающих против существующего социально-экономического строя; двусторонних оппозиций (оппозиция правительству и слева, и справа);центральное положение одной или группы партий; поляризация как результат значительного идеологического размежевания; преобладание центробежных тенденций над центростремительными и, как следствие, ослабление центра; партийные системы “умеренного плюрализма”, где борьбу ведут от трех до пяти партий, и ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти, в результате формируются коалиционные правительства; в такой системе отсутствуют антисистемные партии и двусторонние оппозиции; идеологическое различие между партиями невелико; ведется центростремительная конкуренция; партии ориентированы на участие в правительстве. В многопартийных системах доминирует одна партия, служащая стержнем коалиционных правительств, либо доминирующая партия отсутствует.

Тип партийной системы зависит  от многих факторов, важнейшими из которых  являются следующие:

-форма государственного правления. В условиях президентской формы правления партии главным образом сосредоточены на борьбе за победу на президентских выборах. Поскольку в данном случае идет речь лишь об одном победителе, то постепенно избиратели приходят к пониманию необходимости поддерживать только серьезных участников борьбы, в связи с чем уменьшается число конкурирующих партий. При парламентской форме правления, когда борьба идет не за единственную должность, наблюдается большее количество партий, надеющихся одержать победу на выборах;

-избирательная система. Система пропорционального представительства, используемая в больших избирательных округах, позволяет даже небольшим партиям получить место в парламенте и открывает возможности существования многопартийной системы. Однако в условиях малых избирательных округов та же система приводит, как правило, к поддержке избирателями больших, хорошо организованных партий. Наличие определенного барьера, который должны преодолеть партии, претендующие на участие в выборах, также исключает из борьбы часть партий, оставляя наиболее сильные;

-наличие постоянного раскола в обществе. Деление общества по этническому, религиозному или иному признаку приводит к образованию партий, выражающих интересы той или иной части общества.

3. Общественно-политические  движения 

Понятие “общественно-политические движения” охватывает различные  объединения граждан, ассоциации, союзы, фронты и т.п., которые не входят непосредственно  в государственные и партийные  структуры, но являются в той или  иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции  сотрудничества, оппонирования и  критики, оппозиции и борьбы по отношению  к государственным институтам и  политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений - от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности, структурированности, до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра. Это многообразие составляет определенную трудность при типологизации движений, анализе причин их возникновения, идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью. Вместе с тем можно выделить наиболее общие признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий.

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и расплывчивее, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям с разными политическими взглядами, но поддерживающими конкретную политическую цель, ради решения которой создается и действует движение. Это обусловливает способность движений приобретать большой размах.

У движений, как правило, отсутствует  единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные  инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями  и автономными ассоциациями некоторых  партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.

Общественно-политические движения стремятся  воздействовать на власть, но сами, как  правило, не добиваются власти.

Существует множество типов  общественно-политических движений:

-с точки зрения отношения к существующему строю движения бывают консервативными, реформаторскими и революционными;

-по идеологической основе - либерально-демократические, консервативные, социалистические;

-по национальному признаку - национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;

-по демографическому признаку - молодежные, студенческие и др.;

-по степени организации - стихийные, разрозненные, слабоорганизованные, высокоорганизованные;

по масштабам - международные, региональные, в стране, штате, республике;

по методам и способам действия - легальные, нелегальные, формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

-конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения;

-выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения;

-создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;

-руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.

Вторая половина и особенно конец XX в. характеризуются ростом и усилением роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику.

Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями.

Независимые общественно-политические движения не вступают в какие-либо отношения  с партиями. Это происходит в том  случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены  деятельностью партий (скажем, партии не успевают или не умеют выразить их интересы, не способны найти общий  язык с участниками движений и  привлечь их на свою сторону). Многие участники  движений вообще не хотят связывать  себя с партийностью.

Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью  вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.

Информация о работе Политическая партия: определение, типы, роль в механизме политической власти