Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 21:26, реферат
Слово “партия” латинского происхождения и переводится как “часть”, т.е. часть более крупной общности. Задолго до формирования современных политических партий этим термином обозначались группы, соперничающие между собой в сфере власти, либо во влиянии на власть. Упоминания о политических партиях встречаются у мыслителей древнего мира (например, Аристотель писал о борьбе между партиями жителей морского побережья, равнины и гор в Аттике в VI в. до н.э.), в средние века существовали группировки, носившие чаще всего временный характер и называвшиеся партиями (например, известна война между “партиями” Алой и Белой Розы в средневековой Англии).
Партии могут брать под
Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (так произошло, например, сдвижением против размещения крылатых ракет в Европе и др.). Но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, их решение требует длительных усилий, доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло сдвижением “зеленых”). Таким образом, общественно-политические движения могут являться начальным этапом формирования партии, причем, став партией, они могут сохранять название “движения”. Однако это вовсе не обязательный результат эволюции движения. Политические движения не вытесняют партии, не превращаются в этап их формирования.
4. Становление многопартийной системы в России
Первые политические партии в России появились в конце XIX в. (социал-демократическая партия, партия социалистов-революционеров). Однако возникновение партийной системы в стране относится к началу XX в., когда Манифест 17 октября 1905 г. даровал населению гражданские свободы, в том числе свободу союзов (что подразумевало и свободу создания политических партий). До начала 20-х гг. в России существовала многопартийная система, в 20-80-е гг. - однопартийная, в конце 80-х гг. страна вернулась к многопартийной системе, о реальном существовании которой уместно говорить лишь с 1993 г., т.е. с момента первых соревновательных выборов.
Основные положения правового статуса политических партий, общественно-политических движений и иных общественных объединений России закреплены в Конституции Российской Федерации (1993) и в Федеральном законе “Об общественных объединениях” (апрель 1995 г.).
В качестве одной из основ конституционного строя в Конституции закреплена многопартийность (ст. 13, ч. 2), что означает не только возможность существования ряда партий с различными программами (идеологический плюрализм; ст. 13, ч. 1), но и равноправие всех созданных и действующих в соответствии с законом партий.
Согласно ст.ЗО Конституции РФ, политические партии создаются свободно, без каких-либо разрешений, на учредительном съезде или конференции партии. Членство в партии добровольное и никто не может быть принужден к вступлению в нее или лишен возможности выхода из нее. Свобода вступления в политическую партию ограничена законом для некоторых должностных лиц (судей, военнослужащих). Запрещены создание и деятельность партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности российской государственности, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, национальной, религиозной розни. Действующим законодательством не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах государственной власти (кроме представительных), в государственных учреждениях и на предприятиях, в вооруженных силах, органах госбезопасности и правоохранительных органах.
В 1993, 1995 и 1999 гг. проходили многопартийные
выборы в нижнюю палату российского
парламента. В результате выборов 993
г. по партийным спискам в
Процесс формирования многопартийной системы в России проходит сложно и противоречиво, сопровождается внезапным появлением и столь же внезапным исчезновением с политической арены большого числа партий, расколами и размежеваниями партийных рядов. Причины этого заключаются как в своеобразии самих российских политических партий, так и в особенности исторической ситуации, в которой партиям приходится действовать.
Прежде всего следует отметить взрывной характер формирования многопартийности в России. За несколько лет в стране возникло большое количество партий. Однако деятельность многих из них не затрагивает глубинные слои общества. По возможностям и способам влияния на принятие решений большинство ныне существующих российских партий ближе к группам давления, а по основным признакам к протопартиям, характеризующимся малочисленностью, организационной слабостью, аморфностью программ, популизмом.
Особенности формирования партий в России связаны также с их социальной базой, электоратом. Исторически партии появились, когда в обществе сформировались классы и слои, которые достаточно четко осознали свои интересы. Партийное же строительство в России опережает трансформацию ее социальной структуры. Что касается избирателей, то их электоральное поведение можно условно разделить на “патриархальный”, “советский”, “постсоветский” и “партийный” типы, среди которых последний (подразумевающий наличие устойчивых идейно-политических ориентации, мотивирующих электоральное самоопределение и участие) представлен весьма незначительно.
В основе процесса образования партий
в России часто лежит принцип
объединения вокруг лидера, вербующего
сторонников под ту или иную идею.
Многие рассматривают партию как
трамплин для проникновения в
высшие этажи государственной службы
со всеми вытекающими
Трудности процесса становления многопартийности в стране связаны и со сложностью конкретной исторической ситуации, когда перед обществом стоит проблема поиска и выбора нового пути развития, который соответствовал бы как культурным, историческим и иным особенностям России, так и стандартам, выработанным мировым сообществом В условиях поиска нового пути развития партии обращаются, не к отдельным слоям и группам населения, а к обществу в целом, отстаивая свою модель развития страны. Зачастую эти обращения носят общий и неопределенный характер.
Попытки ориентации на стандарты, выработанные мировым сообществом, в том числе попытки перенести многие элементы современного западного общества (либерализацию, политическую институализацию по западному типу) на российскую почву, обусловили формирование у российских политических партий черт, присущих новому типу электорально-профессиональных партий Запада, к которому последние пришли в процессе длительной эволюции.
Выделяют следующие политико-организационные типы российских политических партий (политико-организационный тип обобщенная характеристика типа партии с точки зрения ее внутренней структуры, территориальных масштабов политической деятельности, размеров, численности и политического представительства, характера внутрипартийных связей и особенностей межпартийного взаимодействия):
- массовые политические партии
с развитыми региональными
-относительно крупные по численности кадровые партии с развитой региональной инфраструктурой, как правило, внушительным политическим представительством в органах законодательной власти, высокой профессионализацией партийной деятельности, наличием развитого партийного аппарата и “мозгового центра”. В своей деятельности партии этого типа ориентированы прежде всего на участие в выборах, результаты которых во многом определяют их политические возможности (Либерально-демократическая партия России, Российская социал-демократическая народная партия);
-малочисленные политические партии, не получившие организационного развития. Для них характерна фракционная раздробленность, низкий уровень организационной культуры, перебои с финансированием;
- карликовые партии-аутсайдеры, фактически
не состоявшиеся как
Конец 1980-х - начало 1990-х гг. (до 1993 г.) -'период подготовки к созданию партийной системы в строгом смысле этого слова (исходя из того, что необходимым условием существования партийной системы являются соревновательные выборы). В этот период обнаруживаются коллективные (связанные с индивидуальными потребностями в идентичности и солидарности, с потребностями найти себе подобных) и селективные (связанные со стремлением извлечь для себя из участия в работе партии материальные выгоды, причем не столько денежные выгоды, сколько возможность сделать политическую карьеру, занять государственную должность) стимулы партийного активизма. Так, на основе коллективных стимулов возникли Социал-демократическая партия России (СДПР) и Республиканская партия Российской Федерации (РПРФ). Для массы членов этих партий идентичность была важнее любых выгод, сопряженных с партийным активизмом. Коллективные стимулы к членству в СДПР и РПРФ при их образовании строились на противостоянии коммунистическому режиму. Вслед за партиями, в генезисе которых ведущую роль играли коллективные стимулы, возникают партии, в которых доминирующая роль принадлежит селективным стимулам. Активистов партий, так называемых политических предпринимателей, интересует прежде всего власть (хотя для того чтобы создать свою социальную базу, эти партии должны были определить “набор идентичностей”, привлекательных для какой-то части населения). “Политические предприниматели” воссоздавали партии, которые действовали в стране ранее, и использовали их былой авторитет в своих целях (по этому пути пошли создатели Союза конституционных демократов и Партии конституционных демократов), создавали новые партии, по аналогии с какой-либо широко представленной в мире тенденцией (Российское христианско-демократическое движение). Наиболее ярким примером партии, сочетающей коллективные и селективные стимулы, явилась Демократическая партия России (ДПР), которая мыслилась, как противостоящая и идеологии, и организации правящей партии (КПСС).
В рассматриваемый период (до 1993 г.)
создаются и “партии-преемницы”
(таковыми называют партии, которые
наследуют ресурсы партий, правивших
ранее; они возникают путем
К выборам в Государственную
Думу 1993 г. выявилось поле идеологических
альтернатив, включавшее в себя “демократов”,
“коммунистов” и “
Период между выборами 1993 и 1995 г. был временем, когда ряд партий проводили большую работу по укреплению своих позиций. Партии, серьезно готовившиеся к новым выборам, сосредоточили усилия на двух моментах: идеологическом маневрировании и организационном укреплении своих рядов. Так, КПРФ уделила основное внимание идеологическому маневрированию (идеологическая эволюция партии за 1994- -1995 гг. включала в себя признание целесообразности строительства в России многоукладной экономики, было пересмотрено отношение к церкви и т.д.). ЛДПР сделала акцент на организационном строительстве и укреплении своей партии. В 1993--1995 гг. появились также новые организации, претендовавшие занять выгодные идеологические позиции (Конгресс русских общин, “Держава”, “Власть - народу”, др.).
Итоги выборов в Государственную
Думу в 1995 г. показали, что выбранная
стратегия оказалась
Сравнение результатов выборов в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг. позволяет отметить ряд моментов, говорящих в пользу пока еще не очень ярко выраженной, но имевшей место тенденции усиления роли партий, формирования партийной системы страны. Во-первых, если на выборах 1993 г. почти две трети кандидатов, прошедших по одномандатным округам, были из числа независимых кандидатов, то в 1995 г. таковых оказалось только 78 из 225 (т.е. партийная принадлежность кандидатов на выборах 1995 г. сыграла значительную роль не только в общефедеральном округе, где это и было предусмотрено, но и в одномандатных округах). Во-вторых, партии, уже имевшие представительство в Государственной Думе прежнего созыва, получили в 1995 г. серьезное преимущество перед остальными: из 4 победителей избирательной кампании 1995 г. представители 3 политических сил уже заседали ранее в Государственной Думе, а из 8 политических объединений, победивших на выборах 1993 г., 6 вошли в первую десятку, вместе собрав большинство голосов.
Однако процесс формирования партийной
системы страны проходит сложно и
противоречиво, о чем ярко свидетельствуют
результаты выборов в Государственную
Думу в 1999 г. Обращают на себя внимание
два факта. Во-первых, в Думу избрано
большее число независимых
Информация о работе Политическая партия: определение, типы, роль в механизме политической власти