Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 00:40, курсовая работа
Политическая деятельность есть деятельность речевая, а всякий политик не может не осознавать, что его практика соединена со словом. Слово – главное орудие политика. Побеждает тот, кто говорит или выражает мысли удачно, убедительно, увлекательно; и, напротив, проигрывает тот, кто что-то «не так сказал», «не так выразился».
Глава 1. Введение. Современная политика как искусство речи. 3
Глава 2. Риторика – ораторство – красноречие и политика 22
Глава 3. Эволюция риторики в составе речевых наук. 42
Глава 4. История русской риторики в свете русской истории 58
Глава 5. Политик как ритор. Образ ритора в политике 68
Глава 6. Изобретение идей 87
Глава 7. Расположение частей речи 122
Глава 8. Стиль речи 151
Глава 9. Произношение и телодвижение.180
Глава 10. Обучение и воспитание ритора 197
Глава 11. Образ политика-ритора в истории и современности 203
Так называемое школьно-педагогическое направление в современной риторике представлено трудами группы учёных, работающих на кафедре риторики и культуры речи Московского государственного педагогического университета под руководством проф. Т.А.Ладыженской. Благодаря усилиям учёных и педагогов этого направления риторика была восстановлена и развита как школьная дисциплина, создан ряд учебников по педагогической риторике с целью подготовки учителей-риторов. Основная заслуга данного научного коллектива состоит в создании комплекса учебников по риторике для 1-11 классов. Коллективом авторов написана монография «Риторика» [Ипполитова, Князева, Савова: 2004].
Из современных учебников, обобщающих и анализирующих опыт развития риторики, следует назвать книги А.К.Михальской «Основы риторики: мысль и слово», Л.К.Граудиной, Г.И.Кочетковой «Русская риторика» (хрестоматия и учебник), С.Ф.Ивановой («Введение во храм Слова», «Говори!.. Уроки развивающей риторики», интересна последняя книга педагога-ритора «Зерно и плевелы», написанная в последний год жизни и посвящённая проблемам воспитания российской образовательной и общественно-политической элиты).
Краткий перечень современных риторических школ России с именами ученых, возглавляющих эти школы, выглядит так:
В сущности, сегодня трудно назвать город или вуз, куда бы ни проникли в той или иной форме идеи риторического образования. Они находят отражение в учебных программах всех вузах России, где обязателен предмет «Русский язык и культура речи». Тем не менее, трудностей с риторическим образованием как населения России вообще, так и конкретных специалистов (например, политиков и политологов) более чем достаточно. Так, если поинтересоваться, что же написано у нас о политической риторике, то увидим довольно бедный состав авторов. Сделаем краткий обзор известных нам ученых и педагогов, специально занимающихся политической риторикой:
Чтобы не быть голословным, приведу пример:
старший научный сотрудник отдела культуры
речи Института русского языка РАН им. В.В.Виноградова О.Грунченко, отвечая
на вопрос «Как происходило обучение ритора?
Через устную практику?», говорит: «Однозначно.
Обучение ритора по-другому в принципе
происходить н6е может. И оценивать ритора
можно только через устную практику» (http://www.polit.ru/
В данном случае ответ специалиста верен лишь отчасти. Действительно, только практика шлифует мастерство ритора, и последнее проявляется, конечно, в устной речи. Без письменной речи можно научиться хорошо «болтать» - и существует эдакий тип народного «говоруна», который ловко и искусно говорит на любые темы. Но серьёзная устная речь (а политическая и судебная речь такова) требует и серьёзной подготовки, опоры на значимые культурные контексты, которые зафиксированы именно в книжно-литературной или письменной речи. Весь опыт риторического обучения (от Демосфена до современных риторов), говорит о том, что «перо – наилучший наставник красноречия» (Цицерон). Демосфен обрил голову и три месяца провёл в келье, где при свете лампады писал речи, выучивал наизусть, а затем вытренировывал их произношение. Н.Ф.Кошанский, учитель Пушкина, пишет в «Общей реторике»: «тот не сможет произнести и десяти строк кряду, кто не будет писать ежедневно по несколько страниц». Авторский опыт прослушивания сотен речей в риторическом классе говорит о том, что при оценке устной речи путём прослушивания можно лишь выразить «общее впечатление», но разбор с точки зрения эффективности стиля или ошибок лучше вести через письменный или печатный текст. И, кстати, именно письменная речь позволяет ритору учиться «разворачивать» текстовую мысль во всей стилистической красоте. Другое дело, что письменный текст не должен сковывать оратора: хочешь говорить – говори! Говори – и не бойся!
Итак, будем размышлять о достоинствах и недостатках и той, и другой формы речи: устная речь обеспечивает непосредственный контакт со слушателем, она эмоциональна, действует всеми достоинствами произношения в момент речи. Но письменная речь даёт возможность подумать прежде, чем написать, развернуть повествование и только письменная речь создала для человечества литературный язык, т.е. язык, выраженный «литерами» (буквами). Ярко выраженное предпочтение в современной культуре (особенно массовой) устному слову опасно, ибо оно близко к умению «болтать» без опоры на культурно значимые тексты. Считаться с изменяющимся характером аудитории придётся, но зрелый оратор должен знать, что весь опыт риторического образования рекомендует чтение образцовых авторов, регулярную тренировку в письменной речи, которая только и оттачивает стиль речи оратора в целом.
В одном из вузовских учебников «Политологии» (автор А.А.Горелов) сказано: «Политика не сводится к деятельности, а есть скорее отношения между людьми» (Горелов 2002, 6), а отношения между людьми являются отношениями прежде всего речевыми, поскольку человек - существо «словесное» и социализация человека происходит прежде всего через языковое общение. Неслучайно А.А.Горелов пишет о том, что политика как искусство управления имеет веские исторические основания», а затем проводит аналогию с «риторикой как искусством красноречия» (там же, 7).
Филолог, академик РАО Ю.В.Рождественский определяет политику как «деятельность по текущему управлению жизнью общества в целом и его частей, а также деятельность различных общественных групп (больших или малых, вплоть до отдельного человека), определяющая их участие (прямое или косвенное, непосредственное или опосредственное) в управлении обществом» [Рождественский 2002: 70]. Очевидно, что управление обществом осуществляется прежде всего речевыми и, шире, семиотическими (т.е. другими знаковыми) средствами. Поэтому целью политической риторики является изучение способов и приемов речевого управления обществом.
Итак, если политика определяется обычно как искусство управления государством, то целью политики следует признать благоденствие гражданского общества, и средством к достижению становится разумное управление, осуществляемое с помощью речи. Политическая деятельность происходит в обстановке столкновения идей, борьбы мнений и взглядов, столкновения человеческих характеров, интересов разных групп людей. При том, что целью политики является «единение народа», реально политик существует в условиях жесткой политической борьбы. Политическая борьба, как определяет ее Ю.В.Рождественский, есть «общественная деятельность по распространению своих и опровержению чужих идей; ведется словесными и всеми иными семиотическими средствами» [Рождественский 2002: 70].
Современное общество отличается исключительно разветвленной системой форм политической борьбы и, следовательно, политической речи. Мы вступили в эпоху постиндустриального информационного общества, в котором необходимо владеть не только формой устного публичного выступления, традиционной для античного общества и едва ли не единственно описанной, но всеми формами устного политического диалога, письменно-документальной пропаганды, рекламных кампаний в СМИ и т.д. Современная политическая риторика достаточно близка к тому, что названо «связями с общественностью» (только в политической сфере), поскольку связи с общественностью ставят целью продвижение в обществе собственных идей, проектов, популяризации кандидатов и проч.
В условиях политической борьбы цель любого политика – добиться влияния в обществе, утверждения своих принципов управления государством, которые являются отражением определенных идеологическо-философских взглядов данного человека. Если цель политика только власть, очевидно, что, получив желаемое, он не будет размышлять над категориями общественного блага, хотя для общественности и может создаваться видимость такого размышления. Существенен вопрос о том, этична ли фигура политика сама по себе. Только изуверившись в нравственности современного человека, можно давать на этот вопрос отрицательный ответ.
Какими бы отрицательными примерами ни была наполнена политическая история человечества, всегда находятся альтернативные положительные примеры. И дело как в научной объективности взгляда на деятельность политика, так и в умонастроении данной эпохи. Существуют нравственно-этические аспекты политики. На обывательско-вульгарном уровне они выражаются отрицательным тезисом: «политика – грязное дело». Однако очевидно, что и без альтернативной точки зрения («политика может и должна быть чистым делом и честным словом») вовсе не имеет смысла говорить об этом предмете и им заниматься. Данный спор может быть разрешен и с позиции риторики. Это решение состоит в следующем.
В политической риторике учитываются интересы сторон, поскольку политический мир разделен интересами государств, партий, классов, сословий, конкретных людей. «Нравственно» оправданной считается та позиция, которая полезна данной стороне. Известно, что обоснование позиций совершается часто эристическими средствами, но проверку эти аргументы проходят все-таки в исторической оценке общечеловеческими законами этики и нравственности. Задача корректного политика состоит в том, чтобы, защищая и отстаивая свои интересы, не нарушить законов общечеловеческой морали. Так, на политика не может не распространяться золотое правило духовной морали: «не желай другому (государству, партии, сословию, человеку) того, чего ты не желаешь самому себе». Если политик способен соединить отстаивание собственных интересов с общечеловеческими нравственными ценностями, то такой политик получает одобрение потомков.
Существует ли идеал политика в действительности, как и политик, идеально владеющий речью? Скорее нет, чем да, поскольку, кроме того, что всякий политик получает разнообразные оценки, следует сказать о том, что всякий человек ошибается и в деятельности любого политика можно найти к чему «прицепиться». Иначе говоря, вследствие конфликта сторон реальный политик всегда будет судим с противоположных позиций. Но если политик целями своей деятельности оказался способен «объединить весь народ» (И.А.Ильин) для решения исторических задач, то он может стать образцом или положительным историческим примером, прецедентом деятельности для будущих поколений. Таким образом, идеала нет, но существуют образцы, примеры, прецеденты деятельности, к опыту которых и следует обращаться для того, чтобы приготовить себя к политической жизни (борьбе, работе), которая ведётся речевыми средствами.
Информация о работе Политическая риторика современной России: наука – искусство – практика