Политическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 10:14, реферат

Краткое описание

Партии бывают правые, левые, центристские. Одни защищают интересы какого-то класса или классов, другие являются защитниками наций и народов, есть партии верхушечные, есть партии низовые. Рассмотрев все известные партии, мы сможем сделать вывод, что демократические партии созданы для защиты интересов буржуазии, богачей и собственников. Все эти партии являются проводниками идей капитализма и выражают, как правило, интересы международных финансовых групп, так как в России большинство крупных капиталов было создано при помощи зарубежья.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 36.74 Кб (Скачать файл)

В Конституциях государств статьи о партиях  появились лишь в ХХ в. Исторически  процесс Формирования партий начался  в новое время, с утверждением буржуазных общественных отношений.

Первые  политические партии появились в  конце XVI в. в Голландии в период, последовавший за буржуазной революцией, и были связаны с борьбой за власть между республиканцами и  оранжистами. В период английской буржуазной революции в середине XVII в. оформление политических партий сопровождалось борьбой  умеренных (О. Кромвель) и левеллеров (Лильберн). Эти политические группировки  имели программные документы, позволявшие  рассматривать их в качестве политических партий.

Интенсивной партийной борьбой отличалась политическая жизнь Франции конца ХVIП в., в которой активно участвовали  монархисты, жирондисты, якобинцы, эберисты, положившие начало политической терминологии нового времени - левые, правые, центр. Часть политических организаций  Франции конца ХVПI в. выходила за рамки буржуазной идеологии и  отстаивала утопические коммунистические идеи.

В США первые политические партии появились  как фракции Конгресса (федералисты  и республиканцы) в конце XVIII - нач. XIX вв. К 30-м годам XIX В., в США формируется  двухпартийная система, составившая  впоследствии основу буржуазной демократии, механизма политического регулирования - перераспределения власти в пользу то одной, то другой группировки господствующего  класса. Тем самым с самого возникновения  ведущих политических партий США  были заложены высокий уровень партийной  конкуренции и ориентация партий на массового избирателя. Правящие партии США представляют собой партии традиционной буржуазной демократии, имеющие богатый опыт политической борьбы.

Существует  много критериев классификации  политических партий.

С точки зрения социального характера  партии различаются по тому, интересы каких социальных групп они выражают. Это могут быть: рабочие, буржуазные, крестьянские, национальные партии и  др.

В зависимости от идеологического  облика партии делят на: идейно-политические (их деятельность базируется на более  или менее четко оформленной  идеологии); прагматические, или другими  словами, избирательные, которые используют те или иные идеи, лозунги, которые  наиболее привлекательны и актуальны  в период выборов; харизматическо-вождистские, объединяющие своих членов не столько  вокруг какой-то определенной идеи, сколько  вокруг очень популярной личности вождя 

Существует  также типология, разделяющая партии на:

- представительные, которые выражают взгляды своих  последователей, с изменением которых  меняется и политика партии;

- мобилизующие, которые нацелены на изменение  сознания населения, особый упор  делают на пропаганде, препятствуя  контрпропаганде. 

По  месту, которое партии занимают в  системе власти, они делятся на:

- легальные,  деятельность которых узаконена  государством.

Среди них можно выделить организации, которые играют существенную роль в  политической системе, а также те, которые имеют незначительное влияние;

- нелегальные,  деятельность которых запрещена  законом. По типу организационной  структуры выделяются;

массовые  партии, они включают в свои ряды большое число членов, основным источником финансирования являются уплачиваемые ими взносы, между членами партии существует тесная и постоянная связь. Большую роль в них играет идеологическая деятельность. Руководство в них  принадлежит пpoфессиональным политикам;

кадровые  партии, в них существует строго определенное и постоянное членство, в них не уплачиваются членские взносы, эти партии немногочисленные по составу, основную свою деятельность они осуществляют в период проведения выборов, руководство  ими осу-ществляется небольшим  числом профессиональных политиков, и  соответственно власть находится в  руках тех, кто от имени партии участвует в правительстве.

По  таким признакам, как характер внутрипартийных  отношений, отношение партии к обществу, тем или иным элементам политической жизни, принято выделять партии демократические  и тоталитарные.

Демократическими  считаются партии, конкурирующие  с другими партиями, представительные, стремящиеся учитывать различные  взгляды с тем, чтобы завоевать  на свою сторону широкий круг последователей. Демократические партии подчиняют  свою деятельность конституционным  нормам. Во внутрипартийной жизни  для них характерен широкий плюрализм, наличие фракций и т. д.

Тоталитарные  партии именуются еще монополистическими, поскольку они ставят цель устранить  с политической арены другие партии. Находясь у власти, они стремятся  подчинить своим интересам все  классы и слои общества, поставить  законы на службу партийным целям. Во внутрипартийных отношениях для  тоталитарных партий характерны жесткий  централизм, строгая дисциплина, отсутствие фракций. Перечисленные типы партий не исключают друг друга, наоборот, они часто совмещают различные  характеристики.

Типология партий представляет собой не более  чем абстрактную схему, служащую для упорядочения крайнего разнообразия партийных организаций. В конкретной политической действительности партия может иметь xapaктерныe черты различных  типов организации. Она может  быть одновременно массовой, харизматической  и идеологической, либо кадровой, прагматической и т. д.).

Классификация политических систем отличается большим  многообразием, основана на значительном числе различных критериев. Рассмотрим основные черты общепризнанных политических систем.

 

Г.Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в современном мире. Это англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная система. Данная типология  опирается на различные политические культуры.

 

1. Англо-американская система характеризуется  гомогенной политической культурой.  Она гомогенная в том смысле, что политические цели и средства  их достижения разделяют практически  все. Для данной политической  культуры свойственна специализация  политических отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнении  особых функций. Власть и влияние  внутри политической системы  разделены, структура ролей в  этой группе политических систем  глубоко дифференцирована, четко  выражена, организована и бюрократизирована.

 

2. Континенталъно-европейские системы  отличаются фрагментарностью политической  культуры, имеющей в целом общие  корни и общее наследие. Для  них характерно сосуществование  старых и новых культур. Политические  системы такого типа существуют  прежде всего во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и  Бенилюкса занимают промежуточные  позиции между континентально-европейской  и англо-американской системами.

 

3. Доиндустриальные и частично  индустриальные политические системы  имеют смешанную политическую  культуру. Трудности коммуникации  и координации, резко расходящиеся  политические ориентации, слабая  степень диверсификации ролей  всех звеньев системы порождают  необходимость в применении насилия.

 

4. Политические системы тоталитарного  типа. Тоталитарная политическая  культура создает принудительный  тип политической активности. В  ней отсутствуют добровольные  объединения, а политическая коммуникация  контролируется монолитной партией.

 

Ж.Блондель делит политические системы мира на пять категорий:

 

1) либеральные демократии с опорой  на либерализм в принятии решений;

 

2) коммунистические системы с приоритетом  равенства социальных благ и  пренебрежением к либеральным  средствам его достижения;

 

3) традиционное государство, обычно  управляемое олигархией и консервативное  по своему характеру, поскольку  распределение социальных и экономических  благ, как правило, весьма неравномерно;

 

4) популистские системы, сложившиеся  в развивающихся странах в  послевоенные годы и стремящиеся  к большему равенству в области  экономических и социальных благ. Они в известной степени авторитарны,  так как для достижения большего  равенства порой требуются авторитарные  средства;

 

5) авторитарно-консервативная система,  характерной чертой которой является  проведение активной политики  по сохранению сложившегося неравенства,  противостоящая углублению равенства  и политического участия.

 

Достаточно  распространено деление систем на тоталитарные, автократические и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим как совокупность средств и методов осуществления  политической власти на основе характера  и способа взаимоотношений власти, общества (народа) и личности (граждан).1

 

Сравнение характеристик политических систем в различных странах и их отображение  в развитии экономических отношений  позволяют осуществить классификацию  политических режимов на тоталитарные, авторитарные и демократические  и их проецирование на экономические  отношения, проявляющиеся через  соответственно монополию, монополистическую  конкуренцию и совершенную конкуренцию. Таким образом, институциональные  аспекты политики являются адекватным раскрытием существующих экономических отношений между государством и прочими субъектами экономики.

Структура и функции политической системы. Роль средств информации и Церкви в политике

 

В структуре политической системы  учеными выделяются такие ее подсистемы, как институциональная (организации, учреждения), нормативная (нормы правовые и моральные, политические традиции), функциональная (формы и направления  политической деятельности, различные  политические процессы, способ и методы осуществления власти), коммуникативная (объединяющие связи, формы взаимодействия, например, между партиями и государством, между политической и экономической  подсистемами), идеологическая (взгляды).

Список  литературы

 

1. Сравнительная политология. Голосов  Г.В. изд-во НГУ, 1995

 

2. Введение в политологию К.С.  Гаджиева М, Просвещение, 1994

 

3. Основы политологии, Дорофеев  В.И., Родионов В.А., СГУ, 1993г


Информация о работе Политическая система