Политическая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 22:28, контрольная работа

Краткое описание

Современная политическая система России - сложнейший комплекс элементов, структур, норм, традиций, образов национально-историческом, социально-психологической природы.

Содержание

Введение
Понятие политической системы как инструмента исследования
Структура и функции политической системы
Типология современных политических систем
Особенности политической системы современной России
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

политология.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

5. Этакратическая, демократическая,  где основой типологизации является  место и роль государства в  политической системе, авторы: В. В. Радаев, О. Н. Шкартан.

 Из изложенного выше  видно, что политические системы  можно исследовать с разных  позиций. Типологизация политических  систем несет на себе методологическую  и прикладную нагрузку. Так, первая  теория утверждает, что политические системы существуют и функционируют лишь в рамках классового общества, а с отмиранием классов теряют политический характер. Если вторая часть этой теории сегодня полностью отвергается, то первая остается в силе.

Однако предпочтение классовому подходу, при анализе современной политической системы, существенно ограничивает представления о ней в целом, так как в политической системе, наряду с классовыми признаками и чертами, отражаются также межклассовые, общесоциальные, национальные, групповые и общечеловеческие.

 Основное различие  между политическими системами  заключается в том, как распределяется  политическая власть в процессе  управления: рассредоточена ли она  между несколькими самостоятельными  субъектами власти или концентрируется  в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек ("диктатор"), законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, то система классифицируется как автократическая.

 В отечественной философской  и политической литературе длительное  время считалось, что критерием,  в соответствии с которым следует  классифицировать типы политических систем, является общественно-экономическая формация, экономический базис общества. Соответственно с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Алмонд и Пауэлл предлагают классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные политические системы.

 Примитивные системы  обладают минимум структурной  дифференциации, национальное целое для них остается без внимания; преобладает "приходская культура".

 

 Традиционные системы  имеют развитую дифференцированную  политическую структуру и в  плане политических позиций характеризуются  "культурой подчинения". Люди  знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т.п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях. Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические и феодальные политические системы.

 Современные системы  знаменуют собой дальнейший прогресс  и в структурном, и в культурном  плане. Они обладают и развитыми  политическими структурами, и политическими инфраструктурами. При такой системе функционирует уже не "культура подчинения", а "культура участия". Граждане из "подданных" становятся "участниками". Раньше они были жертвами решений, поступавших на "выход" системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс артикуляции, агрегирования требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поправлять ее действия. Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства и на мобилизационные системы. Сюда относятся: демократические системы, авторитарные системы.

 Французский политолог  Ж. Блондэль различает политические  системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:

1) либеральные демократии  с опорой на либерализм в  принятии государственных решений;

2) коммунистические системы  с приоритетом равенства социальных  благ и пренебрежением к либеральным  средствам его достижения;

3) традиционные политические  системы, управляемые олигархиями  с весьма неравномерным распределением  социальных и экономических благ;

4) становящиеся политические  системы в развивающихся странах  с авторитарными средствами управления;

5) авторитарно-консервативные системы, цель которых - сохранение социального и экономического неравенства, но более действенными средст­вами.

 Большинство западных  политологов выделяют следующие типы политических систем.

 Политические  системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

 Политические  системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.

 

 

 

 Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

 Классификация политических  систем необходима, так как политическая  наука изучает не одну систему,  а проводит сравнительный политический  анализ нескольких систем, выявляет  общее и особенное в их структуре,  функциях и механизмах функционирования.

 Доиндустриальные и  частично индустриальные политические  системы имеют смешанную политическую  культуру. Трудности коммуникации  и координации, резко расходящиеся  политические ориентации, слабая  степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия.

 Достаточно распространено  деление систем на тоталитарные, автократические и демократические.  Критерием их разграничения служит  политический режим как совокупность  средств и методов осуществления политической власти на основе характера и способа взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан).

 Понятые  «тоталитаризм» происходит от  латинского слова «totalis» (весь  – полный - целый) и означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан.

 

 

 Характерные черты тоталитаризма:

1. Всеобщая  политизация и идеологизация  общества. Законодательная, исполнительная  и судебная системы контролируются  из одного центра — политического и идеологического института — партии.

2. Политические  свободы и права граждан зафиксированы  формально, но реально отсутствуют.  Законы защищают только интересы  государства. Действует принцип  «запрещено все, что не приказано».

3. Легальная  политическая оппозиция отсутствует.  Оппозиционные взгляды проявляются  преимущественно в форме диссидентства.

4. В стране  признается право на существование  только одной правящей партии. Подавляются всякие попытки создания  альтернативных политических и общественных объединений.

5. Существует  строгая цензура над всеми  средствами массовой информации, запрещено критиковать представителей власти.

6. Полиция, армия,  спецслужбы наряду с функциями  обеспечения правопорядка выполняют  функции карательных органов государства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий.

7. В обществе  функционирует только официальная  идеология, жестокому преследованию  подвергаются все иные идейные течения.

8. Власть держится  преимущественно на насилии. Вместе  с тем правящая партия прилагает большие усилия для внедрения государственной идеологии. Это обеспечивает поддержку власти со стороны абсолютного большинства населения. Религия и церковь формально отделены от государства, но находятся под его жестким контролем.

9. Экономика  находится под жестким контролем государственных органов.

10. Несмотря  на жесткий контроль, государством  всех сфер общественной жизни  в обществе развито взяточничество  и коррупция. Люди живут по  нормам двойной морали: «говорим одно, думаем по-другому».

11. Свойственны  унитарные формы государства  с жесткой централизацией власти.

12. Формально  права национальных меньшинств  провозглашены, на деле существенно ограничены.

 

 Авторитаризм  по своим характерным чертам  занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.

 Характерные черты авторитаризма:

1. Наиболее  влиятельная политическая сила  общества - правящая группировка  (доминирующая), в ее руках прежде  всего исполнительная власть, чьи  полномочия при авторитаризме  превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.

2. Политические  права и свободы граждан в  значительной степени ограничены. Законы преимущественно на стороне  государства, а не личности. Действует  принцип: «все, что не разрешено - запрещено».

3. Государство едва терпит легальную оппозицию и всемерно старается сузить возможность для ее действия. Зачастую оппозиция ставится в такие условия, что ее деятельность становится невозможной.

4. В стране  может быть несколько партий, но они, скорее всего, карликовые и играют несущественную роль, это в лучшем случае. В худшем случае, все партии, кроме правящей, запрещены и преследуются законом. В некоторых странах политические партии отсутствуют вовсе.

 

5. Существует  цензура над всеми средствами  массовой информации, которым разрешено критиковать отдельные недостатки государственной политики, но в целом, сохраняется лояльность по отношению к правящей системе.

6. Полиция, армия,  спецслужбы выполняют функции  не только обеспечения правопорядка, но и функции карательных органов государства. Они на страже правящего режима и часто используются на подавлении общественных сил, выступающих против властей. Но эти силы не проводят массовых репрессий.

7. В обществе  доминирует официальная идеология,  но допускаются и другие идейные течения, более или менее лояльно относящиеся к правящему режиму, но занимающие ряд самостоятельных позиций. Церковь формально отделена от государства, но фактически находится под контролем государства и в целом поддерживает правящие классы.

8. Устойчивая поддержка власти в обществе, которая основана не только на насилии, ион на разделяемой многими официальной идеологии. Большинство общества настроено к стране патриотично и в целом поддерживает правление. Меньшинство же выступает против авторитаризма и борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но сильно зависит от государства.

9. Обширный  государственный сектор достаточно  жестко регулируется государством. Многие авторитарные режимы вполне  уживаются со свободным частным предпринимательством и рыночной экономикой, при этом экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

10. При полной  регламентации всех сфер общественной  жизни в обществе может процветать  бесхозяйственность, коррупция, кумовство  при разделе официальных должностей. Нормы морали носят преимущественно консервативный характер.

 

11. Свойственны  унитарные формы государства  с жесткой централизацией власти.

12. Права национальных  меньшинств существенно урезаются, ограничиваются.

 Демократическая. Характерные черты:

1.Власть разделена  на независимые друг от друга  исполнительную и законодательную  и судебные власти. Верховный  законодательный орган - парламент.  Исполнительная высшая власть  действует в пределах своих  прерогатив. Судебная власть имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.

2. Граждане  обладают большим объемом прав  и свобод, которые не только  провозглашаются, но и юридически  закреплены за ними. Закон закрепляет, прежде всего, права личности. Главный принцип: «все, что не запрещено - разрешено».

3. Легальная  оппозиция пользуется всеми политическими  правами и свободами, как и  находящееся у власти большинство.  В демократическом обществе оппозиция  является неотъемлемым элементом политического процесса.

Информация о работе Политическая система России