5. Этакратическая, демократическая,
где основой типологизации является
место и роль государства в
политической системе, авторы: В.
В. Радаев, О. Н. Шкартан.
Из изложенного выше
видно, что политические системы
можно исследовать с разных
позиций. Типологизация политических
систем несет на себе методологическую
и прикладную нагрузку. Так, первая
теория утверждает, что политические
системы существуют и функционируют лишь
в рамках классового общества, а с отмиранием
классов теряют политический характер.
Если вторая часть этой теории сегодня
полностью отвергается, то первая остается
в силе.
Однако предпочтение классовому
подходу, при анализе современной политической
системы, существенно ограничивает представления
о ней в целом, так как в политической системе,
наряду с классовыми признаками и чертами,
отражаются также межклассовые, общесоциальные,
национальные, групповые и общечеловеческие.
Основное различие
между политическими системами
заключается в том, как распределяется
политическая власть в процессе
управления: рассредоточена ли она
между несколькими самостоятельными
субъектами власти или концентрируется
в руках одного субъекта (и монополизируется
им), будь то отдельный человек ("диктатор"),
законодательное собрание, комитет, хунта
или партия. Если политическая власть
разделена и рассредоточена, то политическая
система классифицируется как конституционная
или демократическая. Если же власть сосредоточена
в руках одного субъекта, то система классифицируется
как автократическая.
В отечественной философской
и политической литературе длительное
время считалось, что критерием,
в соответствии с которым следует
классифицировать типы политических
систем, является общественно-экономическая
формация, экономический базис общества.
Соответственно с этим критерием выделялись:
рабовладельческая, феодальная, буржуазная
и социалистическая политические системы.
Алмонд и Пауэлл предлагают классифицировать
политические системы по трем группам,
в зависимости от степени их культурной
дифференциации и культурной секуляризованности.
Это: примитивные, традиционные и современные
политические системы.
Примитивные системы
обладают минимум структурной
дифференциации, национальное целое для
них остается без внимания; преобладает
"приходская культура".
Традиционные системы
имеют развитую дифференцированную
политическую структуру и в
плане политических позиций характеризуются
"культурой подчинения". Люди
знают, что существуют политические институты,
нормы, традиции и т.п. Но для них политическая
система существует как бы рядом, она остается
вне их; они ждут от нее услуг, не мысля
себе, что могут принимать участие в ее
акциях. Традиционные структуры подразделяются
на патримониальные (политические элиты,
королевская семья), централизованные
бюрократические и феодальные политические
системы.
Современные системы
знаменуют собой дальнейший прогресс
и в структурном, и в культурном
плане. Они обладают и развитыми
политическими структурами, и политическими
инфраструктурами. При такой системе функционирует
уже не "культура подчинения", а "культура
участия". Граждане из "подданных"
становятся "участниками". Раньше
они были жертвами решений, поступавших
на "выход" системы, сегодня они активные
участники, вовлеченные в процесс артикуляции,
агрегирования требований и принятия
решений. Граждане уже могут влиять на
политическую систему посредством выборов,
демонстраций, митингов, они способны
тем самым направлять и поправлять ее
действия. Современные системы подразделяются
на секуляризованные города-государства
и на мобилизационные системы. Сюда относятся:
демократические системы, авторитарные
системы.
Французский политолог
Ж. Блондэль различает политические
системы по содержанию и формам управления.
Он выделяет пять основных типов:
1) либеральные демократии
с опорой на либерализм в
принятии государственных решений;
2) коммунистические системы
с приоритетом равенства социальных
благ и пренебрежением к либеральным
средствам его достижения;
3) традиционные политические
системы, управляемые олигархиями
с весьма неравномерным распределением
социальных и экономических благ;
4) становящиеся политические
системы в развивающихся странах
с авторитарными средствами управления;
5) авторитарно-консервативные
системы, цель которых - сохранение социального
и экономического неравенства, но более
действенными средствами.
Большинство западных
политологов выделяют следующие типы
политических систем.
Политические
системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной
политической культурой, опирающейся
на рациональный расчет, терпимость и
толерантность граждан и политической
элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны,
способны к саморегулированию. Здесь оптимально
реализуется принцип разделения власти
на законодательную, исполнительную, судебную
и четко определены их функции.
Политические
системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках
немногочисленной политической номенклатуры
(бюрократии). Средства массовой информации
находятся под контролем государства.
В обществе, как правило, разрешена деятельность
только одной партии, которая контролирует
деятельность всех элементов политической
системы. Господствует идеология правящей
партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных
органов. Политическая активность носит
разрушительный и принудительный характер.
Континентально-европейские
системы. Имеются в виду системы, сложившиеся
во Франции, Германии, Италии. Для них характерно
взаимодействие старых и новых культур,
политических традиций и форм политической
деятельности, партии и общественно-политические
объединения свободно функционируют в
границах существующих конституционных
норм, представительная и исполнительная
ветви власти осуществляют свою деятельность
на основе определенных законом регламентов
и процедур.
Классификация политических
систем необходима, так как политическая
наука изучает не одну систему,
а проводит сравнительный политический
анализ нескольких систем, выявляет
общее и особенное в их структуре,
функциях и механизмах функционирования.
Доиндустриальные и
частично индустриальные политические
системы имеют смешанную политическую
культуру. Трудности коммуникации
и координации, резко расходящиеся
политические ориентации, слабая
степень диверсификации ролей всех
звеньев системы порождают необходимость
в применении насилия.
Достаточно распространено
деление систем на тоталитарные,
автократические и демократические.
Критерием их разграничения служит
политический режим как совокупность
средств и методов осуществления
политической власти на основе характера
и способа взаимоотношения власти, общества
(народа) и личности (граждан).
Понятые
«тоталитаризм» происходит от
латинского слова «totalis» (весь
– полный - целый) и означает стремление власти
контролировать все сферы общественной
жизни и личную жизнь граждан.
Характерные
черты тоталитаризма:
1. Всеобщая
политизация и идеологизация
общества. Законодательная, исполнительная
и судебная системы контролируются
из одного центра — политического
и идеологического института — партии.
2. Политические
свободы и права граждан зафиксированы
формально, но реально отсутствуют.
Законы защищают только интересы
государства. Действует принцип
«запрещено все, что не приказано».
3. Легальная
политическая оппозиция отсутствует.
Оппозиционные взгляды проявляются
преимущественно в форме диссидентства.
4. В стране
признается право на существование
только одной правящей партии.
Подавляются всякие попытки создания
альтернативных политических и общественных объединений.
5. Существует
строгая цензура над всеми
средствами массовой информации,
запрещено критиковать представителей власти.
6. Полиция, армия,
спецслужбы наряду с функциями
обеспечения правопорядка выполняют
функции карательных органов государства и выступают
в качестве инструмента массовых репрессий.
7. В обществе
функционирует только официальная
идеология, жестокому преследованию
подвергаются все иные идейные течения.
8. Власть держится
преимущественно на насилии. Вместе
с тем правящая партия прилагает
большие усилия для внедрения государственной
идеологии. Это обеспечивает поддержку
власти со стороны абсолютного большинства
населения. Религия и церковь формально
отделены от государства, но находятся
под его жестким контролем.
9. Экономика
находится под жестким контролем государственных органов.
10. Несмотря
на жесткий контроль, государством
всех сфер общественной жизни
в обществе развито взяточничество
и коррупция. Люди живут по
нормам двойной морали: «говорим одно, думаем по-другому».
11. Свойственны
унитарные формы государства
с жесткой централизацией власти.
12. Формально
права национальных меньшинств
провозглашены, на деле существенно ограничены.
Авторитаризм
по своим характерным чертам
занимает промежуточное положение между тоталитаризмом
и демократией.
Характерные
черты авторитаризма:
1. Наиболее
влиятельная политическая сила
общества - правящая группировка
(доминирующая), в ее руках прежде
всего исполнительная власть, чьи
полномочия при авторитаризме
превосходят законодательную власть. Полномочия
парламента ограничены.
2. Политические
права и свободы граждан в
значительной степени ограничены.
Законы преимущественно на стороне
государства, а не личности. Действует
принцип: «все, что не разрешено - запрещено».
3. Государство едва терпит легальную
оппозицию и всемерно старается сузить
возможность для ее действия. Зачастую
оппозиция ставится в такие условия, что
ее деятельность становится невозможной.
4. В стране
может быть несколько партий,
но они, скорее всего, карликовые и играют несущественную
роль, это в лучшем случае. В худшем случае,
все партии, кроме правящей, запрещены
и преследуются законом. В некоторых странах
политические партии отсутствуют вовсе.
5. Существует
цензура над всеми средствами
массовой информации, которым разрешено
критиковать отдельные недостатки государственной
политики, но в целом, сохраняется лояльность
по отношению к правящей системе.
6. Полиция, армия,
спецслужбы выполняют функции
не только обеспечения правопорядка,
но и функции карательных органов государства.
Они на страже правящего режима и часто
используются на подавлении общественных
сил, выступающих против властей. Но эти
силы не проводят массовых репрессий.
7. В обществе
доминирует официальная идеология,
но допускаются и другие идейные течения, более или
менее лояльно относящиеся к правящему
режиму, но занимающие ряд самостоятельных
позиций. Церковь формально отделена от
государства, но фактически находится
под контролем государства и в целом поддерживает
правящие классы.
8. Устойчивая поддержка власти
в обществе, которая основана не только
на насилии, ион на разделяемой многими
официальной идеологии. Большинство общества
настроено к стране патриотично и в целом
поддерживает правление. Меньшинство
же выступает против авторитаризма и борется
за переход к демократии. Гражданское
общество может существовать, но сильно
зависит от государства.
9. Обширный
государственный сектор достаточно
жестко регулируется государством.
Многие авторитарные режимы вполне
уживаются со свободным частным предпринимательством
и рыночной экономикой, при этом экономика
может быть как высокоэффективна, так
и малоэффективна.
10. При полной
регламентации всех сфер общественной
жизни в обществе может процветать
бесхозяйственность, коррупция, кумовство
при разделе официальных должностей.
Нормы морали носят преимущественно консервативный
характер.
11. Свойственны
унитарные формы государства
с жесткой централизацией власти.
12. Права национальных
меньшинств существенно урезаются, ограничиваются.
Демократическая.
Характерные черты:
1.Власть разделена
на независимые друг от друга
исполнительную и законодательную
и судебные власти. Верховный
законодательный орган - парламент.
Исполнительная высшая власть
действует в пределах своих
прерогатив. Судебная власть имеет полномочия отменить как
решения законодательной, так и исполнительной
власти.
2. Граждане
обладают большим объемом прав
и свобод, которые не только
провозглашаются, но и юридически
закреплены за ними. Закон закрепляет,
прежде всего, права личности.
Главный принцип: «все, что не
запрещено - разрешено».
3. Легальная
оппозиция пользуется всеми политическими
правами и свободами, как и
находящееся у власти большинство.
В демократическом обществе оппозиция
является неотъемлемым элементом политического процесса.