Политическая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 22:28, контрольная работа

Краткое описание

Современная политическая система России - сложнейший комплекс элементов, структур, норм, традиций, образов национально-историческом, социально-психологической природы.

Содержание

Введение
Понятие политической системы как инструмента исследования
Структура и функции политической системы
Типология современных политических систем
Особенности политической системы современной России
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

политология.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

4. Функционирует  многопартийная система, при которой  одна партия может сменить  у власти другую на законных  основаниях в результате выборов.

5. Средства  массовой информации полностью  свободны от цензуры и могут  не только критиковать власти  на законных основаниях, но и существующую форму государственного правления, не призы-при этом к его насильственному свержению, что в условиях демократии запрещено законом.

 

6. Армия и  спецслужбы - важные опоры государства,  выполняют функции, обеспечивающие  внутреннюю и внешнюю безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничены законом. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.

7. В обществе  отсутствует какая-то одна официальная  идеология. В условиях плюрализма многие идейные течения противостоят друг другу; сохраняются общенациональные мировоззренческие ценности. Церковь отделена от государства, и государство не вмешивается в дела церкви. Государственная власть носит светский характер.

8. Граждане  открыто и свободно выражают  мысли и позиции. при всей  критике действий властей большинство  общества сознательно и убежденно  поддерживает демократические ценности. Возможен время от времени  раскол общества на остро противостоящие  друг другу политические силы Гражданское общество является совокупностью общественных отношений, при которых общественные силы ведут общественную деятельность независимо от государства, и в тоже время тесно сотрудничают с ним.

9. Наряду с  государственной существуют и другие формы собственности, но частный сектор является ведущей силой экономики. Частное предпринимательство ограничено государственным регулированием, носящим не прямой, а опосредованный характер. Экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

10. В демократическом  обществе могут происходить многие  негативные явления, и в то  же время дисциплина основывается  преимущественно на личном интересе, а не на принуждении со стороны  властей. В демократической обществе  терпимо относятся к различным нормам морали. Демократии часто может сопутствовать высокий уровень преступности

 

11. Унитарные  и федеративные (конфедеративные)  формы власти. Однако при унитарной  форме государственного устройства  в условиях демократии власть  на местах имеет большие полномочия.

12. Права национальных  меньшинств соблюдаются, как правило, в полном объеме.

      Кроме того, современные политические системы на основе характеристики деятельности их политических структур делятся на западные и незападные. В первой существуют несколько дифференцированных структур со специализированными функциями, например, группы интересов, политические партии, законодательные, исполнительные, судебные и иные структуры. Политическая система, в которой структурами, формирующими господствующие интересы, являются политические партии, более дифференцирована, чем та политическая система, где эти интересы не расчленяются никакой единой социализированной структурой. Иными словами западные политические системы наиболее современны. Обычно в их число включаются парламентская и президентская форма демократии, а также смешанная швейцарская политическая система. Все авторитарные или диктаторские формы государственного управления с одной политической партией и наличием всех прочих традиционных форм власти могут быть отнесены к незападным политическим системам.

 В зависимости  от ориентации на стабильность  или перемены политические системы подразделяются на:

 а) консервативные; главная цель - сохранять и поддерживать  традиционные структуры, положение,  сложившееся в политической, экономической и культурной сферах, и особенно форму политической власти;

 б) трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования.

 

Однако среди  последних следует различать два типа систем:

1) реакционные  режимы, цель которых вернуть общество (в целом или частично) назад, к прежнему типу политической и экономической системы; 2) прогрессивные системы, стремящиеся сформировать общество нового типа или изменить культуру, образ жизни, социальную структуру и т. д.

 Существуют  и другие, менее распространенные  классификации. Многообразие всех  этих типологий свидетельствует  о многомерности политического  мира. Сложность политических систем  такова, ни один взятый в отдельности  подход или метод недостаточен, чтобы дать нам более или менее полную картину. Для анализа многомерных политических систем требуется многомерный подход.

 Типология  систем, созданная на основе марксистского  подхода, опирается на такие  критерии, как тип формации и  характер социально-экономической  структуры. Исходя из этих критериев, выделяются следующие политические системы: рабовладельческая; феодальная; буржуазная; социалистическая.

 Основанная  на классовой теории, данная типология  политических систем указывает  не только формационный тип  системы, но и правящий класс - рабовладельцев, буржуазию, пролетариат. Отличительной чертой этой типологии является противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.

 В соответствии  с социальной основой выделяются: военная (военизированная) политическая  система (когда у власти государства стоят военные); гражданская; национально-демократическая система; буржуазно-демократическая политическая система. Военное правление является временным, переход к гражданскому государственному управлению обычно связан с принятием конституции, проведением свободных выборов, упразднением военных структур власти, созданием парламента, формированием партий, принятием нового законодательства.

 Широко распространено  деление политических систем на:

 Традиционные - в их основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти.

 Модернизированные  - имеют развитое гражданское  общество, рациональный способ обоснования власти.

 На основе  участия в политическом процессе выделяют политические системы: либеральная демократия - для нее характерна высокая степень добровольного, но пассивного политического участия; коммунистическая система - с высокой степенью принудительной партиципации; развивающиеся - характеризуются низкой степенью политического участия.

 Политические  системы подразделяют также на: открытые, имеющие динамичную структуру  и широкие связи с другими системами и средой; закрытые, имеющие жестко фиксированную структуру и минимальные связи со средой.

 Многообразие  типологий политических систем  свидетельствует о многомерности  политического мира, о возможности  его анализа с позиций самых  разных критериев. С это точки  зрения каждая реальная система,  существующая в той или иной  стране, может характеризоваться с помощью различных показателей и иметь различные определения и классификации.

 Использование  вышеупомянутых критериев и типологий  в анализе конкретной политической  системы, конкретной страны помогает  сделать этот анализ более  объемным, глубже постичь сущность исследуемых явлений.

 

 

4. Особенности  политической системы современной  России.

     Политическая система современного российского общества - упорядоченная целостность взаимосвязанных, взаимозависимых политических институтов и политических организаций. Основные принципы организации современной политической системы современного общества определены в Конституции РФ. Основными институтами Политической системой современного российского общества являются: институт президентства; институт парламентаризма, представленный в России Федеральным Собранием; институт исполнительной власти в лице правительства; институты судебной власти; институт гражданства; институт всеобщего избирательного права; институт политических партий и общественных организаций; институт местного самоуправления. Политические институты, в свою очередь, включают соответствующие организации, учреждения, решающие специфические задачи в рамках институциональных отношений. Напр., институт всеобщего избирательного права предполагает создание избирательных комиссий, отвечающих за организацию выборов; институт политических партий реально представлен в виде множества партийных организаций, обладающих своими особенностями. Конституция формулирует и основные нормы, определяющие формы взаимной зависимости институтов и организаций в политической системе РФ.

 Например, формы  взаимной зависимости института  президентства и института законодательной  власти заключаются в том, что  президент обладает правом законодательной  инициативы и может вносить  законопроекты на рассмотрение Государственной Думы, он подписывает и обнародует принятый Государственной Думой закон, может воспользоваться правом вето и отклонить закон, может распустить Государственную Думу в двух случаях: во-первых, если она трижды не утверждает предложенных президентом кандидатов на пост председателя правительства;

во-вторых, если Государственная Дума по прошествии года с момента её избрания в течение  трёх месяцев повторно выражает недоверие  правительству, а президент не согласен с таким решением. Вместе с тем Государственная Дума может инициировать процедуру отрешения президента от должности (импичмента), выдвинув ему обвинение в государственной измене или совершении др. тяжкого преступления. Российская политическая система ещё молода, она переживает период своего становления и укрепления, но тип институтов, характер складывающихся м. ними зависимостей позволяют говорить о том, что эта система формируется как демократическая, плюралистическая, правовая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Ключевое слово в сегодняшней политологии — «демократия». Оно воспринимается массами позитивно, хотя разочарование в «демократах» первой волны неизбежно сопровождается настороженностью и недоверием к любому политику, называющему себя демократом. Унаследовав от прошлого повышенную идеологизированность, массовое сознание снова воспроизводит запрос на универсальные ценности и идеологии. Разочарование в коммунизме сопровождалось увлечением демократией, затем снова наступило разочарование, обернувшееся не столько деидеологизацией, сколько появлением спроса на новые, консолидирующие идеологии. Их российские политики пока предложить не могут.

 Итак, говоря  о политической системе современной  России нужно отметить переходность  ее состояния, когда новое политическое  качество полностью еще не состоялось, а старое не кануло окончательно в Лету. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим. В политической системе России существуют противоречия между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью. В перспективе возможно, в случае успеха реформ, их продуманного характера усиление в России демократических тенденций. Здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритете которых для современной России безусловен в плане демократизации политического режима. Кроме того, гарантией роста демократизма политической системы являются свобода слова и печати; наличие реальной многопартийности и политической оппозиции; реализация принципа разделения властей; выборность органов государственной власти; изменяющийся менталитет россиян. Конкретные пути эволюции политической системы различны в разные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее пространственно-временных изменений постоянен.

Такими же инвариантными являются принципы ее организации, или принципы политической организации общества. Политическая система в каждый данный момент или период ее истории предстает как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а, следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать, в конечном счете, за счет общества. “В древности, в отдельных регионах, подобные стабильные системы (деспотичного азиатского типа, связанные с так называемым азиатским способом производства) существовали неограниченно долго и разрушались главным образом в результате нашествий извне и гибели государства”.

 В Новое  время срок жизни таких систем, как правило, очень ограничен  и завершается общественными  и политическими кризисами, революциями или глубокими реформами. Ускорение исторического процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного человечества привели к образованию нового динамичного типа политической организации общества, с более свободными отношениями между частями и элементами политической системы, между государством и обществом, с развитым социальным контролем политической жизни и регулярно действующими правовыми, политическими и культурными механизмами общественных преобразований. Динамическая стабилизация таких систем обеспечивает им большую жизнеспособность и долговечность.

 

 Политические  системы можно исследовать с  разных позиций. Итак, тип политической  системы характеризуется соотношением  и взаимодействием ее структурных  элементов. От их места, роли, содержания и направленности зависят характер политической системы, а также темпы развития общества в целом. Любая политическая система нуждается в признании ее со стороны общества. Это признание может быть активным или пассивным, открытым или скрытым, осознанным или бессознательным, добровольным или принудительным.

 Возможность  признания политической системы  обществом более вероятна, если  она выражает объективные потребности  людей. Однако между легитимацией  политической системы и тем,  как она реагирует на общественные потребности, нет прямой и однозначной связи. В некоторых случаях она может пользоваться поддержкой, не выражая коренных интересов масс.

Информация о работе Политическая система России