Политическая система Российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 01:44, контрольная работа

Краткое описание

Современная политическая система России - сложнейший комплекс элементов, структур, норм, традиций, образов национально-историческом, социально-психологической природы, В широком значении - это целый мир, имеющий свою жизненную организацию, источники, архетипы и будущее. Сложившаяся система есть одновременно и причудливое смешение противоположных идей, эпох, тенденций, разновременных и разнохарактерных реформ и изменений, противоречиво соседствующих друг с другом в одних и тех же актах и институтах и совокупный эффект которых во многом придает ей своеобразный колорит и в то же время лишает ее логической связанности и культурной концептуальности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Политическая система общества. Понятие…………………………….5
1.1. Структура политических систем……………………………………...7
1.2 Функции политической системы…………………………………….12
2. Типология современных политических систем……………………...14
3. Политическая система Российского общества……………………….26
Заключение………………………………………………………………..28
Список источников и литературы……………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Политология1.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Микроуровень  политической системы образуется массовым участием общественных групп, классов  и слоев, граждан общества в политической жизни: членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или протеста, в социальном контроле политики, в ответственных процессах ее демократической организации (выборах, референдумах и т.д.). На микроуровне сформируются политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается политическая культура общества - важная составная часть и характеристика политической системы.

Пространство микроструктур отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым уровнем. В нем расположено все, в принципе, общество и все его граждане, с их политическими взглядами, формами участия в совместной политической жизни, хотя политические роли организационно и функционально их разделяют по разным уровням. Политическая система сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы - к руководящим учреждениям: партии, крупные общественные организации, союзы, и пр.).

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Функции политической системы

Все социальные системы имеют четыре общих основных функции:

- система должна соответствовать своей «модели», особенно в аспекте управления и контроля над обществом;

- она должна  адаптировать и регулировать свои отношения с внешней средой и другими системами;

- она должна  интегрировать свои функции и  задачи, т. е. определять отношение  между составляющими ее элементами;

- система, имея  конкретные цели, должна делать  все для достижения этих целей,  а именно: формулировать их, осуществлять  соответствующие меры, ориентировать  на них население.

В связи с  этим основными функциями политической системы как целого являются следующие:

- определение  целей и задач общества, выработка  программ деятельности в соответствии  с интересами граждан страны. Цели могут быть: ближайшими, промежуточными  и конечными; экономическими, социальными,  политическими, идеологическими.

- мобилизация  ресурсов и организация деятельности  общества на осуществление целей  и задач;

- укрепление  единства общества;

- распределение  ценностей в соответствии с  интересами всего общества и  отдельных социальных групп, наций,  каждого человека;

- урегулирование  конфликтов.

Функционирование  политической системы затрагивает  также вопросы: кто должен управлять, каким должно быть управление, каковы законные пределы государственных  усилий.

В связи с  этим оценка политической системы должна проводиться с учетом законных границ деятельности правительства, т. е. с учетом его задач, функций, государственного интереса, ценностей, создаваемых правительством, и моделей их распределения.

Ведя речь о  возможностях политической системы, вряд ли можно обойти вопрос о ее способности к выживанию. Развитая политическая система может обеспечить свое выживание тем, что способствует распространению позиций, благоприятствующих сохранению системы, через структуры политической социализации (семья, школа, вуз, церковь, армия).

Таким образом, политическая система - это сложное  образование, система особого рода, имеющая как территориальную, так  и этническую базу. Она состоит  из сил, процессов, институтов общества, которые генерируют «входящие» эффективные импульсы требований и поддержки, а также сопутствующие им политическое сотрудничество или противоречия, которые вовлекаются в разрешение конфликтов и в последующую разработку авторитетных политических решений.

Политическая система  общества состоит из взаимосвязанных  подсистем:

Институциональная подсистема. Центральное место в ней принадлежит  государству. Концентрируя в своих  руках большинство ресурсов и, обладая  монополией на законное насилие, государство обладает наибольшими возможностями в воздействия на различные стороны общественной жизни, в свою очередь на государство могут воздействовать различные партии и СМИ.

Нормативная подсистема. Через  нее политическая система оказывает  влияние на деятельность институтов и поведение граждан.

Функциональная подсистема. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на защиту существующего механизма осуществления власти.

Коммуникативная подсистема. Она включает формы взаимодействия как внутри системы, так и взаимодействие с другими политическими системами.

Культурная подсистема. Составляет основу традиций и устойчивых представлений  в обществе, а также характер и  способ мышления.

2. Типология современных  политических систем

В политологической литературе существуют различные подходы к  определению типов политических систем. Рассмотрим пять основных типов политических систем в обобщенном виде:

1. Рабовладельческая,  феодальная, капиталистическая, социалистическая  система с капиталистической  или социалистической ориентацией,  основой типологизации являются  общественно-экономические формации, авторами концепций являются Маркс, Энгельс, Ленин.

2. Демократическая, авторитарная, тоталитарная, основой типологизации  выступает степень демократичности  власти и наличие механизмов  разрешения противоречий, автором  является Роберт Даль.

3. Англо-американская, Европейская континентальная, доиндустриальная, тоталитарная, основой типологизации является политическая культура (однородная или разнородная), автор Габриэль Алмонд.

4. Административно-командная, соревновательная, социопримирительная, основой типологизации выступают способы управления обществом, автор В. Е. Чиркин.

5. Этакратическая, демократическая, где основой  типологизации является место  и роль государства в политической  системе, авторы:              В. В. Радаев, О. Н. Шкартан.

Из изложенного выше видно, что политические системы можно  исследовать с разных позиций. Типологизация  политических систем несет на себе методологическую и прикладную нагрузку. Так, первая теория утверждает, что  политические системы существуют и функционируют лишь в рамках классового общества, а с отмиранием классов теряют политический характер. Если вторая часть этой теории сегодня полностью отвергается, то первая остается в силе. Однако предпочтение классовому подходу, при анализе современной политической системы, существенно ограничивает представления о ней в целом, так как в политической системе, наряду с классовыми признаками и чертами, отражаются также межклассовые, общесоциальные, национальные, групповые и общечеловеческие.

Основное различие между политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек («диктатор»), законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, то система классифицируется как автократическая.

В отечественной философской  и политической литературе длительное время считалось, что критерием, в соответствии с которым следует  классифицировать типы политических систем, является общественно-экономическая формация, экономический базис общества. Соответственно с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Алмонд и Пауэлл предлагают классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные политические системы.

Примитивные системы обладают минимум структурной дифференциации, национальное целое для них остается без внимания; преобладает «приходская культура».

Традиционные системы  имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане  политических позиций характеризуются «культурой подчинения». Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т.п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях. Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические и феодальные политические системы.

Современные системы знаменуют  собой дальнейший прогресс и в  структурном, и в культурном плане. Они обладают и развитыми политическими  структурами, и политическими инфраструктурами. При такой системе функционирует уже не «культура подчинения», а «культура участия». Граждане из «подданных» становятся «участниками». Раньше они были жертвами решений, поступавших на «выход» системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс артикуляции, агрегирования требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поправлять ее действия. Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства и на мобилизационные системы. Сюда относятся: демократические системы, авторитарные системы.

Французский политолог Ж. Блондэль различает политические системы  по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:

1) либеральные демократии  с опорой на либерализм в  принятии государственных решений;

2) коммунистические системы  с приоритетом равенства социальных  благ и пренебрежением к либеральным  средствам его достижения;

3) традиционные  политические системы, управляемые  олигархиями с весьма неравномерным  распределением социальных и  экономических благ;

4) становящиеся  политические системы в развивающихся  странах с авторитарными средствами  управления;

5) авторитарно-консервативные системы, цель которых - сохранение социального и экономического неравенства, но более действенными средствами.

Большинство западных политологов выделяют следующие  типы политических систем.

Политические  системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

Политические  системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся  под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.

Континентально-европейские  системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

Классификация политических систем необходима, так  как политическая наука изучает  не одну систему, а проводит сравнительный  политический анализ нескольких систем, выявляет общее и особенное в  их структуре, функциях и механизмах функционирования.

Доиндустриальные  и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и  координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия.

Достаточно  распространено деление систем на тоталитарные, автократические и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим как совокупность средств и методов осуществления  политической власти на основе характера и способа взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан).

Понятые «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» (весь - полный - целый) и означает стремление власти контролировать все сферы  общественной жизни и личную жизнь граждан.

Характерные черты  тоталитаризма:

1. Всеобщая политизация  и идеологизация общества. Законодательная,  исполнительная и судебная системы  контролируются из одного центра - политического и идеологического института - партии.

2. Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства. Действует принцип «запрещено все, что не приказано».

3. Легальная  политическая оппозиция отсутствует.  Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства.

Информация о работе Политическая система Российского общества