Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 01:44, контрольная работа
Современная политическая система России - сложнейший комплекс элементов, структур, норм, традиций, образов национально-историческом, социально-психологической природы, В широком значении - это целый мир, имеющий свою жизненную организацию, источники, архетипы и будущее. Сложившаяся система есть одновременно и причудливое смешение противоположных идей, эпох, тенденций, разновременных и разнохарактерных реформ и изменений, противоречиво соседствующих друг с другом в одних и тех же актах и институтах и совокупный эффект которых во многом придает ей своеобразный колорит и в то же время лишает ее логической связанности и культурной концептуальности.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Политическая система общества. Понятие…………………………….5
1.1. Структура политических систем……………………………………...7
1.2 Функции политической системы…………………………………….12
2. Типология современных политических систем……………………...14
3. Политическая система Российского общества……………………….26
Заключение………………………………………………………………..28
Список источников и литературы……………………………………….31
Микроуровень политической системы образуется массовым участием общественных групп, классов и слоев, граждан общества в политической жизни: членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или протеста, в социальном контроле политики, в ответственных процессах ее демократической организации (выборах, референдумах и т.д.). На микроуровне сформируются политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается политическая культура общества - важная составная часть и характеристика политической системы.
Пространство микроструктур отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым уровнем. В нем расположено все, в принципе, общество и все его граждане, с их политическими взглядами, формами участия в совместной политической жизни, хотя политические роли организационно и функционально их разделяют по разным уровням. Политическая система сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы - к руководящим учреждениям: партии, крупные общественные организации, союзы, и пр.).
1.2. Функции политической системы
Все социальные системы имеют четыре общих основных функции:
- система должна соответствовать своей «модели», особенно в аспекте управления и контроля над обществом;
- она должна адаптировать и регулировать свои отношения с внешней средой и другими системами;
- она должна интегрировать свои функции и задачи, т. е. определять отношение между составляющими ее элементами;
- система, имея
конкретные цели, должна делать
все для достижения этих целей,
В связи с
этим основными функциями
- определение
целей и задач общества, выработка
программ деятельности в
- мобилизация
ресурсов и организация
- укрепление единства общества;
- распределение
ценностей в соответствии с
интересами всего общества и
отдельных социальных групп,
- урегулирование конфликтов.
Функционирование политической системы затрагивает также вопросы: кто должен управлять, каким должно быть управление, каковы законные пределы государственных усилий.
В связи с этим оценка политической системы должна проводиться с учетом законных границ деятельности правительства, т. е. с учетом его задач, функций, государственного интереса, ценностей, создаваемых правительством, и моделей их распределения.
Ведя речь о возможностях политической системы, вряд ли можно обойти вопрос о ее способности к выживанию. Развитая политическая система может обеспечить свое выживание тем, что способствует распространению позиций, благоприятствующих сохранению системы, через структуры политической социализации (семья, школа, вуз, церковь, армия).
Таким образом, политическая система - это сложное образование, система особого рода, имеющая как территориальную, так и этническую базу. Она состоит из сил, процессов, институтов общества, которые генерируют «входящие» эффективные импульсы требований и поддержки, а также сопутствующие им политическое сотрудничество или противоречия, которые вовлекаются в разрешение конфликтов и в последующую разработку авторитетных политических решений.
Политическая система общества состоит из взаимосвязанных подсистем:
Институциональная подсистема.
Центральное место в ней
Нормативная подсистема. Через нее политическая система оказывает влияние на деятельность институтов и поведение граждан.
Функциональная подсистема. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на защиту существующего механизма осуществления власти.
Коммуникативная подсистема.
Она включает формы взаимодействия
как внутри системы, так и взаимодействие
с другими политическими
Культурная подсистема. Составляет основу традиций и устойчивых представлений в обществе, а также характер и способ мышления.
2. Типология современных политических систем
В политологической литературе существуют различные подходы к определению типов политических систем. Рассмотрим пять основных типов политических систем в обобщенном виде:
1. Рабовладельческая,
феодальная, капиталистическая,
2. Демократическая, авторитарная,
тоталитарная, основой типологизации
выступает степень
3. Англо-американская, Европейская континентальная, доиндустриальная, тоталитарная, основой типологизации является политическая культура (однородная или разнородная), автор Габриэль Алмонд.
4. Административно-командная, соревновательная, социопримирительная, основой типологизации выступают способы управления обществом, автор В. Е. Чиркин.
5. Этакратическая,
демократическая, где основой
типологизации является место
и роль государства в
Из изложенного выше видно, что политические системы можно исследовать с разных позиций. Типологизация политических систем несет на себе методологическую и прикладную нагрузку. Так, первая теория утверждает, что политические системы существуют и функционируют лишь в рамках классового общества, а с отмиранием классов теряют политический характер. Если вторая часть этой теории сегодня полностью отвергается, то первая остается в силе. Однако предпочтение классовому подходу, при анализе современной политической системы, существенно ограничивает представления о ней в целом, так как в политической системе, наряду с классовыми признаками и чертами, отражаются также межклассовые, общесоциальные, национальные, групповые и общечеловеческие.
Основное различие между политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек («диктатор»), законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, то система классифицируется как автократическая.
В отечественной философской и политической литературе длительное время считалось, что критерием, в соответствии с которым следует классифицировать типы политических систем, является общественно-экономическая формация, экономический базис общества. Соответственно с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Алмонд и Пауэлл предлагают классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные политические системы.
Примитивные системы обладают
минимум структурной
Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане политических позиций характеризуются «культурой подчинения». Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т.п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях. Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические и феодальные политические системы.
Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном, и в культурном плане. Они обладают и развитыми политическими структурами, и политическими инфраструктурами. При такой системе функционирует уже не «культура подчинения», а «культура участия». Граждане из «подданных» становятся «участниками». Раньше они были жертвами решений, поступавших на «выход» системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс артикуляции, агрегирования требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поправлять ее действия. Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства и на мобилизационные системы. Сюда относятся: демократические системы, авторитарные системы.
Французский политолог Ж. Блондэль различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:
1) либеральные демократии
с опорой на либерализм в
принятии государственных
2) коммунистические системы
с приоритетом равенства
3) традиционные
политические системы,
4) становящиеся
политические системы в
5) авторитарно-консервативные системы, цель которых - сохранение социального и экономического неравенства, но более действенными средствами.
Большинство западных политологов выделяют следующие типы политических систем.
Политические
системы англо-американского
Политические
системы тоталитарного типа. Власть
сосредоточена в руках
Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.
Классификация политических систем необходима, так как политическая наука изучает не одну систему, а проводит сравнительный политический анализ нескольких систем, выявляет общее и особенное в их структуре, функциях и механизмах функционирования.
Доиндустриальные
и частично индустриальные политические
системы имеют смешанную
Достаточно
распространено деление систем на тоталитарные,
автократические и
Понятые «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» (весь - полный - целый) и означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан.
Характерные черты тоталитаризма:
1. Всеобщая политизация
и идеологизация общества. Законодательная,
исполнительная и судебная
2. Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства. Действует принцип «запрещено все, что не приказано».
3. Легальная
политическая оппозиция
Информация о работе Политическая система Российского общества