Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 02:33, реферат
Общая характеристика системы органов государственной власти и местного самоуправления во Франции и административно-территориальное деление страны
Французская Республика является децентрализованным унитарным государством. По форме правления ее можно отнести к президентским республикам, особенностью которой является ответственное перед Парламентом Правительство.
Политическая система Франции
Общая
характеристика системы органов
государственной власти и местного
самоуправления во Франции и административно-
Французская Республика является децентрализованным унитарным государством. По форме правления ее можно отнести к президентским республикам, особенностью которой является ответственное перед Парламентом Правительство.
Французская республика состоит из следующих административно-
метрополии (разделенной на административно-
4 заморских департаментов - Гваделупа, Мартиника, Гвиана и Реюньон;
3 заморских территорий - Французской Полинезия, Уоллес и Футуна, Французских владений в Южной Антарктике, которые обладают широкой автономией (за исключением вопросов внешней политики, обороны и судебной системы);
трех территориальных коллективов, имеющих особый статус: Майотта, Сен-Пьер и Микелон, а также Новая Каледония.
Таким образом, всего во Франции 26 регионов, включающих 100 департаментов, вобравших около 37 тысяч коммун. При этом законодательство не допускает установление отношений подчинения между территориальными образованиями разного уровня.
Особым статусом обладает территория Корсика, степень автономии которой больше, чем у других территорий Франции. Она имеет собственный парламент - Собрание, издающее законы и формирующее орган исполнительной власти. Однако Собрание может быть распущено Правительством Франции, если оно сочтет, что нормальная работа Собрания невозможна.
Вследствие интенсивного
конституционного творчества Францию
по праву можно назвать «
Ныне действующий
во Франции политический строй, именуемый
Пятой Республикой, берет начало
с Конституции Французской
Франция - страна с давней
традицией сильной центральной
власти, которая в настоящее время
успешно сочетается с деконцентрацией
и децентрализацией, то есть передачей
части государственных
Следует также обратить внимание на специально созданную систему государственного контроля и надзора за деятельностью местных органов власти, состоящую из представителей центральной власти - префектов и супрефектов соответственно в департаментах и округах.
Президенту Республики принадлежит ключевая роль в политической системе страны. Являясь главой государства, он назначает Премьер-министра, министров и всех высших чиновников, а также председательствует в Совете министров, тем самым, является фактическим главой исполнительной власти.
Широкие полномочия Президента, включая его право распускать нижнюю палату парламента и чрезвычайные полномочия по управлению страной, когда конституционные государственные органы не могут нормально функционировать, дали основание ряду исследователей характеризовать современный политический режим во Франции как «республиканскую монархию». Однако в отношении Президента имеется относительно действенный противовес в лице нижней палаты парламента - Национального Собрания, которое вправе выразить недоверие правительству (путем принятия «резолюции порицания» или неодобрением программы или общеполитической декларации Правительства) и, тем самым, вызвать подачу Премьер-министром Президенту заявления об отставке правительства. Кроме того, Парламент наделен полномочиями по контролю за деятельностью Правительства. Все это вынуждает Президента формировать Правительство с учетом мнения парламентского большинства.
Парламент Французской Республики - двухпалатный. Нижняя палата парламента - Национальное Собрание - состоящая из 577 депутатов, формируется всеобщими выборами по двухтуровой мажоритарной системе абсолютного большинства в одномандатных округах. При этом 555 депутатов избираются в одномандатных избирательных округах в метрополии и 22 - в заморских департаментах. Во втором туре участвуют кандидаты, набравшие не менее 12,5 % голосов в первом туре, что нередко приводит к участию во втором туре трех кандидатов. При этом для победы по результатам второго тура требуется относительное большинство голосов. Срок депутатских полномочий составляет 5 лет.
Следует также отметить, что одновременно «в связке» с депутатами избираются их заместители, которые после оставления депутатского поста депутатом (например, вследствие назначения министром или на какую-либо иную государственную должность) занимают освободившееся место.
Эта избирательная система была введена по инициативе генерала де Голля в октябре 1958 года и с перерывом (с 1981 до 1986 года, когда применялась пропорциональная система) действует по настоящее время. Одной из основных целей введения мажоритарной системы была необходимость покончить с крайней неустойчивостью правительств, так как одной из причин частой смены правительств (в период IV Республики) была пропорциональная система выборов нижней палаты парламента, способствовавшая ее чрезмерной фракционной раздробленности.
Сенат - верхняя палата парламента - состоит из 321 членов, которые избираются косвенными многостепенными выборами на 6 лет (ранее действовавший срок - 9 лет, был уменьшен в 2003 г.), причем каждые три года обновляется 1/3 Сената. Выборы членов Сената проводятся создаваемыми в департаментах коллегиями, включающими депутатов Национального Собрания, членов Советов департаментов и регионов, а также мэров коммун и делегатов от муниципальных советов коммун, находящихся на территории департамента. Численность всей избирательной коллегии в сумме составляет около 108 тысяч выборщиков, из них 96 % составляют делегаты от муниципальных советов. Голосование для выборщиков является обязательным, неучастие наказывается штрафом (незначительным по размеру - эквивалентному около 5 долл. США).
Вид применяемой в департаменте избирательной системы для выборов сенаторов зависит от числа сенаторов, избираемых от этого департамента.
В департаментах, избирающих до двух сенаторов, выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе в два тура (49 департаментов из 100). При избрании двух сенаторов от департамента допускается создание списков и панаширование. Голосование в первом туре проходит с 8 часов 30 минут до 11 часов. Если требуется второй тур, то он проводится в этот же день с 15 часов 30 минут до 17 часов 30 минут.
В департаментах, от которых избираются три и более сенаторов, выборы проходят по пропорциональной системе в один тур без панаширования и преференциального голосования.
В результате такой системы выборов 224 из 321 сенаторов, или более 2/3 избираются по пропорциональной системе. Эта система благоприятствует большему представительству в Сенате относительно малонаселенных сельскохозяйственных регионов.
Основы системы местного самоуправления - «местных коллективов» - закреплены в Конституции. Установлен открытый перечень местных коллективов, включающий коммуны, департаменты, заморские территории. Эти коллективы «свободно управляются выборными советами на условиях, предусмотренных законом».
Особенности избирательной системы Франции
Все избирательное право Французской Республики - это результат острой политической борьбы, следствие различных событий в ее политической жизни, на которые был вынужден реагировать законодатель. Оно находится в постоянном развитии, приспосабливаясь к меняющимся условиям, реагируя на возникающие проблемы.
Выборы являются важнейшим событием в политической жизни страны. За исключением выборов в Сенат, выборы всех уровней осуществляются путем прямого всеобщего голосования.
Мажоритарная избирательная система применяется на выборах в органы власти всех уровней, за исключением выборов членов Сената, муниципальных советов коммун и региональных советов, при которых применяются смешанные избирательные системы с элементами пропорциональной избирательной системы.
Во Франции активным избирательным правом обладают все французские граждане, достигшие, к моменту выборов 18 лет, и обладающие гражданскими и политическими правами. Избирательных прав лишены пожизненно лица, осужденные за преступления, и временно - лица, осужденные за проступки (правонарушения), перечень которых закреплен в Избирательном кодексе.
Единой централизованной системы постоянно действующих избирательных комиссий или подобных им органов во Франции нет. Организация выборов находится в ведении министерства внутренних дел, которое осуществляет подсчет голосов на всех выборах, кроме парламентских и президентских, получая сведения от участковых избирательных комиссий. Участковая избирательная комиссия состоит из входящих в нее по должности мэра коммуны или его заместителя, не менее четырех членов и секретаря. Непосредственный подсчет голосов избирателей по бюллетеням под наблюдением участковой комиссии осуществляют специально отобранные избиратели этого округа.
Комиссии по контролю за голосованием образуются в коммунах с населением более 20 тысяч жителей. В состав комиссии входит возглавляющий ее судья, назначенный первым председателем Апелляционного суда, государственный служащий, назначенный префектом, и судья от органов юстиции департамента. Члены комиссии могут действовать непосредственно или направлять своих представителей на избирательные участки, которые вправе требовать внесения в протокол участковой комиссии замечаний, как до, так и после объявления ею результатов голосования.
Комиссии по предвыборной агитации под председательством судьи, назначенного первым председателем Апелляционного суда, включают государственных служащих, назначенных префектом, казначеем и директором департамента или региона, а также представителей, которых обязаны делегировать кандидаты.
Имеется также Национальная счетная комиссия по предвыборным расходам и финансированию политических партий, которая осуществляет их финансовый контроль, в состав которой входят девять должностных лиц из трех самых высоких судебных инстанций Республики: Государственного совета, Кассационного суда и Счетной палаты.
Надзор за соблюдением принципа пропорциональности и равномерности освещения всех политических сил в ходе избирательной кампании осуществляет Высший совет по аудиовизуальным средствам.
Рядом полномочий в сфере выборов и референдумов наделен Конституционный совет - квазисудебный орган конституционного контроля. Он, в частности, рассматривает жалобы относительно правильности проведения выборов Президента Республики, депутатов, сенаторов и может отменить результаты голосования.
Законодательство Франции разрешает голосовать по доверенности, которую вправе дать избиратели, обширный круг которых определен в законе (служащие, работающие на маяках, инвалиды, пожилые и немощные люди, больные, которые по состоянию здоровья не могут передвигаться в день выборов, лица, находящиеся в местах предварительного заключения и др.). При этом одно доверенное лицо не может обладать доверенностями более чем от двух доверителей. Избиратель, выдавший доверенность и доверенное лицо должны быть внесены в список избирателей одной коммуны.
Если в первом
туре ни один из кандидатов не получит
абсолютного большинства
Для выдвижения кандидатуры на пост Президента Республики необходимо собрать в ее поддержку не менее 500 подписей лиц, занимающих определенные выборные должности (членов Парламента, генеральных Советов, совета Парижа, территориальных ассамблей и мэров), которые должны быть представлены в Конституционный совет. Все подписавшиеся под заявлением о выдвижении кандидата в Президенты должны представлять не менее 30 департаментов и заморских территорий. При этом имена подписавшихся публикуются.
В Конституции не установлено ограничений на многократное занятие должности Президента одним лицом, тем самым допускается возможность занимать пост Президента неограниченное число раз.
Муниципальными образованиями - «местными коллективами Республики», согласно Конституции Французской Республики, являются коммуны, департаменты, заморские территории и иные местные коллективы, созданные законом. Эти коллективы управляются выборными советами.