Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучить политическую систему общества с точки зрения системного анализа.
Задачами данной работы являются:
Раскрыть общие положения о политической системе общества

Вложенные файлы: 1 файл

Аннотация содержания темы.docx

— 55.55 Кб (Скачать файл)

в) организации, имеющие незначительный политический аспект. Они возникают  и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию  определенной деятельностью. К их числу  следует отнести объединения  типа нумизматов, туристов и т.п.

Политический  оттенок они приобретают лишь как объекты воздействия на них  со стороны государственных и  иных политических по своему характеру  органов и организаций, но отнюдь не как субъекты, носители политической власти и соответствующих политических решений.

Решающую  роль среди всех вышеназванных объединений - составных частей политической системы  общества всегда играло и продолжает играть государство.

Политическая  система состоит из подсистем, которые  взаимосвязаны друг с другом и  обеспечивают функционирование публичной  власти. По функциональному признаку можно выделить следующие виды подсистем: институциональная, нормативная, коммуникативная, культурная и функциональная.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические  и общественные организации и  отношения между ними, которые  в совокупности образуют политическую систему общества. Центральное место  в этой подсистеме принадлежит государству. Особое значение имеют церковь и  средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и  ценности, традиции, обычаи. Через них  политическая система оказывает  регулярное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан. Нормативную  подсистему образуют всевозможные нормы, которыми определяют внешнее поведение  людей в политической жизни, а  именно их участие в процессах  выдвижения требований, превращения  этих требований в решения, осуществление  принятых решений. Эти нормы - основные правила участия во всех типах  политического процесса. Нормы можно  разделить на два типа: нормы-привычки и нормы-законы.

Функциональная  подсистема - это методы политической деятельности, способы осуществления  власти. Она составляет основу политического  режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления  власти в обществе.

Коммуникативная подсистема включает в себя все формы  политического взаимодействия как  внутри системы (например, между институтами  государства и политическими  партиями), так и с политическими  системами других государств. Коммуникативная  подсистема устанавливает связи  между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству (процедура слушания дел на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами и  т.д.), а также средства массовой информации (телевидение, радио, журналы, книги, рассчитанные на огромную аудиторию).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Теории политической системы общества

 

В политологии существует несколько  основных теорий политической системы  общества.

Теория Т.Парсонса. Она заключается в том, что общество взаимодействует как четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Всякая из этих подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне. Вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом.

Экономическая подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах. Функция политической подсистемы заключается  в определении коллективных интересов, мобилизации ресурсов на их достижение.

Поддержание устоявшегося образа жизни, передача новым  членам общества норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами  мотивации их поведения, обеспечивает социальная подсистема.

Духовная  подсистема осуществляет интеграцию общества, устанавливает и сохраняет связи  солидарности между ее элементами.

Теория Д.Истона. Она рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей.

Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений  в нем. Политика - относительно самостоятельная  сфера, основное значение которой - распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения ценностей между индивидами, группами.

Теория Г.Алмонда. Автор характеризует политическую систему, с одной стороны, как способность осуществлять в обществе преобразования при поддержании стабильности; с другой стороны - как совокупность взаимозависимых элементов, при этом каждый элемент целого (государство, партии, элиты) выполняет жизненно важные функции для всей системы.

Занимаясь сравнительным анализом политических систем, Г. Алмонд и Д. Пауэлл перешли от изучения формальных, институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Из чего они определили политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам.

Теория К.Дойча (кибернетическая теория). Он рассматривал политическую систему как кибернетическую, в, которой политика понималась как процесс управление и координации усилий людей по достижению поставленных целей.

Формулировка  целей и их коррекция осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его  отношения к данным целям: о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий. Функционирование политической системы зависит от качества постоянного потока информации, поступающей из внешней среды, и информации о ее собственном движении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Государство в политической системе общества

 

Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые  отличают его от негосударственных  политических организаций (партий, движений и т.д.), оказывающих существенное влияние на общество.

а) Государство выступает как единая организация политической власти в  масштабах всей страны. Государственная  власть распространяется на все население в пределах определенной территории, Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, или подданства. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории требует установления ее пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной и судебной власти над населением.

б) Государство представляет собой  особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые  непосредственно управляют обществом. Механизм государства предоставлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания  нормальных условий существования  общества государство применяет  также принуждение, осуществляемое с помощью органов насилия: армии, служб охраны правопорядка и безопасности.

в) Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство  может регулировать жизнь общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер. Требования правовых норм государство  проводит в жизнь с помощью  своих специальных органов (судов, администраций).

г) Государство представляет собой  суверенную организацию власти. Суверенитет  государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости  от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими  государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в обладании рядом исключительных прав, например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

д) Государство располагает системой принудительного взимания налогов  и обязательных платежей, которая  обеспечивает его экономическую  самостоятельность.

На  протяжении истории человечества отмеченные признаки государства не оставались неизменными с точки зрения содержания и механизмов реализации властной воли. Они трансформировались в структуре институтов государственной власти, их специализации и дифференциации. Соотношение институтов законодательной, исполнительной и судебной власти в значительной мере определяется теми функциями, которые выполняет государство в конкретном обществе. Объем этих функций обусловлен зрелостью экономической, социальной и культурной сфер общества, ролью основных властных институтов и принципами их формирования.

Государство занимает в политической системе  общества центральное место. Это  обусловлено сущностью и некоторыми признаками государства как социального  института. Назначение государства  состоит в организации управления обществом. Иначе говоря, государство - это специальное учреждение, предназначенное  для принятия управленческих, политических решений в масштабах всего  общества. Никакой другой элемент  политической системы не имеет такого специального назначения. Государство  обладает публичными органами.

Особое  место государства в политической системе общества предопределяется также тем фактором, что государство  в любой стране и на любом этапе  развития общества выступает как  самая массовая, самая широкая  организация. Оно объединяет или, по крайней мере, стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения.

Например, в Конституции Швеции подобное стремление государства выступать в качестве организации всего народа выражается в закреплении положения, согласно которому «вся государственная власть в Швеции исходит от народа. Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления».

Кроме того, особое место и роль государства  в политической системе общества определяются тем, что оно сосредотачивает  в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран  оно является исключительным собственником  основных орудий и средств производства. В других странах государство оставляет за собой решающие средства производства.

Сравнивая, например, масштабы огосударствления в разных промышленно развитых странах, можно заметить, что на долю государственного сектора в экономике Англии приходится около 53 % валового национального продукта, на долю государства в национальном доходе Франции - около 48 % , в национальном доходе Японии 23,5 % и т.д.

Исключительное  место и роль государства в  политической системе общества обусловливается  наличием у него специального аппарата управления и принуждения.

Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций тоже сеть свои хорошо слаженные и постоянно  действующие аппараты. Однако, в  отличие от государственного аппарата, они не имеют в своей структуре  таких органов, как милиция, суд, прокуратура, органы государственной  безопасности.

Кроме того, партийные и общественные органы, в отличие от государственных  органов, не обладают государственно- властными полномочиями.

Государство выделяется среди элементов политической системы общества тем, что располагает  разветвленной системой юридических  средств, дающих ему возможность  оперативно управлять многими отраслями  экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая государственно-властными полномочиями, разные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативные правовые акты и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Это достигается разными способами: путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществления постоянного контроля за точностью соблюдения этих актов, применения в необходимых случаях мер государственного принуждения.

Названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества среди  всех других его структурных элементов. Но они дают общее представление  о нем самом, а также о факторах, определяющих его место и роль в политической системе общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Особенности политической системы современного российского общества

 

Политическая  структура России представляет наибольший интерес в связи её динамичностью. В нашей стране существенным фактором начавшегося движения от тоталитарного режима к демократии и гражданскому обществу стали выборы Съезда народных депутатов СССР, в которых наряду с «блоком коммунистов и беспартийных» участвовали общественные организации и объединения. Благодаря этому в парламент страны впервые за десятилетия его существования были избраны независимые и выражающие интересы народа депутаты. Ведь именно этот состав депутатов внес многочисленные существенные изменения в Конституцию страны в направлении утверждения демократии, правового государства и гражданского общества.

Как известно, государство занимает центральное место в политической системе общества - «…существенные свойства государства, как и других элементов политической системы, определяются суммарным воздействием на него всех элементов политической системы в целом». Для того чтобы государство оказалось способным выполнять свою роль в политической системе общества, необходим определенный набор условий и факторов. К числу таких объективных условий правомерно отнесены правовые, социальные, экономические, силовые, идеологические, информационные. Эффективное воплощение политико-правовой идеи государства предполагает правовое упорядочение влияния указанных условий на общество. Конечно, особое место среди них занимают правовые условия и, в свою очередь, конституционно-правовая основа деятельности государства как условие легитимности любых его действий по отношению к обществу. Именно поэтому совершенствование конституционных основ деятельности государства является не только предпосылкой развития политической системы, но и всего российского общества в целом. Представляется, что возможности улучшения положений Конституции РФ о взаимодействии общества и государства далеко не исчерпаны.

Информация о работе Политическая система общества